Способы измерения выносливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Выносливость является важнейшим физическим качеством, отражающим общий уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы иметь способность к длительному перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно дольше не утомиться. Выносливость, это как привычка - привычка тела к определённому количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Выносливость……………………………………………………………….4
2. Выносливость и способы ее развития…………………………………….
3. Виды и показатели………………………………………………………….
4. Развитие выносливости ……………………………………………………
5. Методика воспитания выносливости……………………………………
6. Связь утомления и выносливости………………………………………..
7Способы измерения выносливости……………………………………….
Заключение ……………………………………………………………………
Литература …………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..2

  1. Выносливость……………………………………………………………….4
  2. Выносливость и способы ее развития…………………………………….
  3. Виды и показатели………………………………………………………….

4. Развитие выносливости ……………………………………………………

5. Методика воспитания выносливости……………………………………

 6. Связь утомления и выносливости………………………………………..

 7Способы измерения выносливости……………………………………….

Заключение ……………………………………………………………………

 Литература …………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выносливость является важнейшим  физическим качеством, отражающим общий  уровень работоспособности человека и проявляющимся как в спортивной, так и в повседневной жизни. Выносливость нужно развивать для того, чтобы  иметь способность к длительному  перенесению каких-либо физических нагрузок, в общем, чтобы как можно  дольше не утомиться. Выносливость, это  как привычка - привычка тела к определённому  количеству нагрузок. Зависимость выносливости естественно зависит от возраста человека, то есть с возрастом она  изменяется; есть момент, когда выносливость увеличивается, а потом идёт на спад.                Существуют методы и программы развития выносливости. Это различные тренировки, имеющие свои особенности. Естественно, что слабо подготовленному человеку большие нагрузки тренировок не выдержать, поэтому методы применяют разные, иногда индивидуальные.

Многие думают, что бег на средние  и длинные дистанции им не под  силу. Ведь даже при попытке пробежать  сравнительно небольшое расстояние они задыхаются, у них бешено бьётся сердце. В боку покалывает, лицо сильно краснеет или, наоборот, бледнеет.

Проблема  развития и поддержания высокого уровня выносливости у бегунов на средние дистанции является одной  из наиболее актуальных в современном спорте. В спорте высших достижений огромное значение имеет поиск наиболее рационального использования нагрузок и отдыха. В настоящее время спортсмену, предоставлена огромная база знаний в области подготовки бегунов на средние дистанции. В основе всесторонней подготовки бегуна на средние дистанции лежит взаимообусловленность всех качеств человека, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.

В зависимости  от специфики видов деятельности различают несколько типов утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое. Хотя, так или иначе, в любой деятельности представлены компоненты типов утомления. Утомление  выражается в повышении трудности  или невозможности продолжать деятельность режней эффективностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выносливость.

Выносливость  в спорте - это способность организма  сопротивляться утомлению во время  длительного выполнения спортивных упражнений.

Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.

Выносливость  – это способность совершать  работу заданного характера в  течение возможно более длительного времени .

Одним из основных критериев выносливости является время  в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. Пользуясь этим критерием, выносливость измеряют прямым и косвенным способами.

Прямой способ – это когда испытуемому предлагают выполнять задание и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Но он почти невозможен. Чаще всего  используют косвенный метод.

Косвенный метод – это когда выносливость определяется по времени преодоления  какой-нибудь достаточно длиной дистанции (например 10000м). Поскольку работоспособность в двигательной деятельности зависит от многих факторов, в частности от скоростных и силовых способностей человека, следует учитывать два типа показателя выносливости: абсолютные и относительные, парциальные.

2.Выносливость и способы ее развития

Обычно под  выносливостью понимают способность  работать не утомляясь и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. 
 
Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают способность организма к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. Специальная выносливость - это способность к длительгому перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности. 
 
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые разделяются на непрерывные и интервальные методы тренировки. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнений, их продолжительностью и интенсивностью, количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха, можно менять физиологическую направленность выполняемой работы. 
 
Равномерный непрепрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15 - 30 мин. и до 1- 3 часов. Этим методом развивают аэробные способности. 
 
Переменный непрерывный метод отличается периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. 
 
Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния, периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся "терпеть", воспитывая волевые качества. 
 
Интервальный метод тренировки заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (до 2 мин.) через строго определенные интервалы отдыха. Этот метод обычно используют для развития специфической выносливости к какой-либо определенной работе. Этим методом можно развивать как анаэробные, так и аэробные компоненты выносливости. 
 
Начиная работу по развитию выносливости, необходимо придерживаться определенной последовательности построения тренировок. На начальном этапе необходимо сосредоточиться на развитии аэробных возможностей, совершенствовании функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепении опорно-двигательного аппарата, т.е. развитии общей выносливости. На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузок в смешанном аэробно-анаэробном режиме. На тртьем этапе необходимо увеличить объем нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемой методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательное воздействие на отдельные компоненты специальной выносливости. 

 

 

 

3.виды и показатели.

 В практике  различают 2 вида выносливости: общую  и специальную. 

Общая выносливость – это способность длительно  проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая  выносливость на 85-100% спортивный результат.

Одна из важнейших особенностей общей выносливости – это способность к широкому переносу, т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и  проявляемая в беге, находится  в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе.

Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных  разновидностей проявления выносливости.

Проявление  общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности  рабочих движений) и от способности  спортсмена “терпеть”, т.е. противостоять  наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.

Биологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма  спортсмена. Основной показатель потребления  аэробных возможностей – это максимальное потребление кислорода (МПК) в литрах в минуту.

Специальная выносливость – это способность  проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и  характером) специализированного упражнения.

В беге на средние  дистанции специальная выносливость (её в этом случае также называют скоростной выносливостью) проявляется  в поддержании необходимой скорости на дистанции.

Проявление  специальной выносливости зависит  от некоторых физиологических и  психологических факторов. Основной физиологический фактор анаэробные возможности. Обычно под выносливостью понимают способность работать не утомляясь и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. 
 
Различают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимают способность организма к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности. Специальная выносливость - это способность к длительгому перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида деятельности. 
 
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые разделяются на непрерывные и интервальные методы тренировки. Каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнений, их продолжительностью и интенсивностью, количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха, можно менять физиологическую направленность выполняемой работы. 
 
Равномерный непрепрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15 - 30 мин. и до 1- 3 часов. Этим методом развивают аэробные способности. 
 
Переменный непрерывный метод отличается периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. 
 
Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния, периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся "терпеть", воспитывая волевые качества. 
 
Интервальный метод тренировки заключается в дозированном повторном выполнении упражнений относительно небольшой продолжительности (до 2 мин.) через строго определенные интервалы отдыха. Этот метод обычно используют для развития специфической выносливости к какой-либо определенной работе. Этим методом можно развивать как анаэробные, так и аэробные компоненты выносливости. 
 
Начиная работу по развитию выносливости, необходимо придерживаться определенной последовательности построения тренировок. На начальном этапе необходимо сосредоточиться на развитии аэробных возможностей, совершенствовании функций сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепении опорно-двигательного аппарата, т.е. развитии общей выносливости. На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузок в смешанном аэробно-анаэробном режиме. На тртьем этапе необходимо увеличить объем нагрузок за счет применения более интенсивных упражнений, выполняемой методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательное воздействие на отдельные компоненты специальной выносливости.

 

 

 

4. Развитие выносливости

Показатели  выносливости у детей младшего школьного  возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена  в течение 9мин, у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми  на протяжении такого же времени Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).

Развитие  выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма  происходит неравномерно.

Первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается  у девочек в 9 лет, у мальчиков  в 10 лет; затем в 12 и соответственно в 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводить направленной тренировки.

Вопреки распространенной прежде точки зрения, современные  исследования и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем  школьном возрасте следует направлено воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к анаэробно – гликолитическим возможностям организма.

Воспитанию  выносливости необходимо уделять достаточное  внимание во всех формах работы по физическому  воспитанию с детьми – в общей  физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно  учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма  к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано, что продолжительные нагрузки могут  вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять  функции желёз внутренней секреции, обуславливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно  на развитие выносливости, допустимы  лишь при систематическом квалифицированном  врачебном и педагогическом контроле.

При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего используются подвижными играми, включающими кратковременно – интенсивные повторяющиеся  двигательные действия с сюжетными  паузами, а затем и играми с  повышенной моторной плотностью. При  достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме “круговой тренировки”).

Согласно  исследовательским данным (А.Н. Макаров), воспитание выносливости в беге у  школьников 11-12 лет целесообразно  начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 – 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длина кроссовой дистанции – 10км (у мальчиков 11-12 лет).

По мере возрастного созревания организма  для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений – циклических (бег на различные  дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т.д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно – методической формой использования  ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и  интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей  чрезвычайно важно создать оптимальные  условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными  упражнениями “на выносливость”  применяют специальные дыхательные  упражнения, стремятся проводить  занятия в атмосфере богатой  кислородом (на открытой площадке, в  парке, в зале с мощной вентиляцией и т.п.).

Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период –  постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в  плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

Учитывая особенности  возрастной динамики выносливости у  девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них  предусматривают менее значительные нагрузки “на выносливость”, чем  у юношей (например, если начальный  норматив ГТО в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет  почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16-18 лет  устанавливается не только в два  раза меньшая, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления – 0,5 и 1км со скоростью около 4,2 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.

Информация о работе Способы измерения выносливости