Физическое воспитание детей основной и подготовительной медицинских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: состояние здоровья.
Предмет исследования: двигательные задания в системе уроков физи¬ческой культуры, представляю¬щие собой технологическую форму построе¬ния упражнений с четким регла¬ментированным сочета¬нием воздействующих факторов для решения целевых педагогических задач.
Цель исследования: разработать и научно обосновать методику по¬строения уроков физической культуры с школьниками 7 лет подготовитель¬ной медицинской группы с использованием стандартных двигательных за¬даний.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА РОБОТА.doc

— 965.50 Кб (Скачать файл)

ЗАПОРІЗЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІНСТИТУТ УПРАВЛІННЯ І  ПРАВА

КАФЕДРА УПРАВЛІННЯ ФІЗИЧНОЮ КУЛЬТУРОЮ ТА СПОРТОМ

 

 

  Шифр групи______________________

Спеціальність_____________________

_________________________________

П.І.Б.____________________________

_________________________________

Адреса___________________________

_________________________________

Телефон__________________________

 

 

 

КУРСОВА РОБОТА

 

З дисципліни_____________________________________

________________________________________________

 

 

на тему__________________________________________

________________________________________________

_________________________________________________

 

 

 

 

 

Науковий керівник_____________________________

 

 

 

Запоріжжя

2012

                                                               ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность: Данная тема очень актуальна так как, сегодня состояние здоровья подрастающего поколения достаточно плохое. С каждым годом мы можем наблюдать тенденцию, что все больше и больше школьников имеют какие-то заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Поэтому исследования и работа в сфере физического воспитания подготовительной медицинской группы очень нужна детям, которые относятся к этой медицинской группе.

Объект  исследования: состояние здоровья.

Предмет исследования: двигательные задания в системе уроков физической культуры, представляющие собой технологическую форму построения упражнений с четким регламентированным сочетанием воздействующих факторов для решения целевых педагогических задач.

Цель  исследования: разработать и научно обосновать методику построения уроков физической культуры с школьниками 7 лет подготовительной медицинской группы с использованием стандартных двигательных заданий.

Гипотеза. Гипотеза исследования заключается в том, что исследуемая нами методика физического воспитания школьников 7 лет подготовительной медицинской группы имеет существенные отличии от воспитания основной медицинской группы.

      Задачи исследования:

1. Выявить  особенности организации уроков  физической культуры с учащимися подготовительной медицинской группы в 5-6-х классах и определить закономерные черты в построении современного урока.

2. Разработать методику построения уроков физической культуры для школьников 5-6 классов, подготовительной  медицинской группы с использованием стандартных двигательных заданий и идей блочно-модульной технологии.

3. Определить пульсовую  напряженность двигательных заданий  легкоатлетического, гимнастического и игрового характера в программном материале по физической культуре учащихся подготовительной группы в 5-6 классах и распределить стандартные двигательные задания на кластеры по пульсовому приросту от исходной величины.

Методы  исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы и медицинской документации, комплекс педагогических и инструментальных методов (мониторы сердечного ритма «Polar») для контроля физической подготовленности и анализа функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) в ходе уроков, педагогические наблюдения; педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования.

На начальном, поисково-теоретическом, этапе определялось общее направление работы, анализировалась научно-методическая литература, учебная документация, программно-нормативные документы, изучался передовой педагогический опыт, подбирались адекватные методы исследования, формировалась рабочая гипотеза, накапливались первичные материалы для последующего анализа и обобщения.

Практическая  значимость диссертационного исследования состоит в том, что использование разработанной автором методики построения уроков физической культуры с учащимися подготовительной группы в 5-6 классах при использовании стандартных ДЗ обеспечивает выраженное оздоровительное действие, что проявляется в росте физических кондиций занимающихся, повышении уровня физической работоспособности и здоровья учащихся,      а также в снижении уровня их заболеваемости в течение учебного года.

Полученные  результаты могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ, в том числе и со школьниками других возрастных категорий, в процессе подготовки студентов специализированных отделений вузов, на курсах повышения квалификации учителей физической культуры.

 

 

 

 

 

                                                                   РОЗДІЛ 1:
Особенности организации уроков физической культуры с учащимися подготовительной медицинской группы в среднем школьном возрасте

 

Общая тенденция  снижения двигательной активности на фоне существенного ухудшения здоровья школьников требует особого материально-технического, методико-педагогического и проектно-технологического построения школьного курса физического воспитания, где были бы учтены все современные психолого-педагогические концепции развития, приводящие к оптимизации обучения и воспитания в физкультурно-спортивной деятельности, предусматривающие такой выбор средств, методов подготовки и форм организации занятий, где учитывались бы условия наилучшего для данного индивида развития и совершенствования. Это в немалой степени относится и к школьникам, имеющим низкий уровень здоровья, физического развития и функциональной подготовленности, т.е. учащимся подготовительной и специальной медицинских групп.

Анализ медицинской и учебной документации, статистических отчетов, беседы и опрос учителей физической культуры, медицинских работников общеобразовательных учреждений выявил распределение учащихся по трем основным медицинским группам и их процентное соотношение (рис.1).


Условные обозначения: 1 – основная группа;   2 – подготовительная группа; 3 – специальная медицинская группа.

 

Рис. 1.  Процентное соотношение от общего числа учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к различным медицинским группам.

Как показал последующий мониторинг, положение за последние несколько лет (2006-2008 гг.) в целом не изменилось: количественный состав подготовительной и специальной групп не уменьшается. Каждый пятый школьник относится к подготовительной медицинской группе, а каждый  пятидесятый – к специальной медицинской группе. При этом полученные  результаты свидетельствуют о том, что в хронологии лет, во-первых, и с возрастом, во-вторых, наблюдается тенденция увеличения числа школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

На этапе  предварительного эксперимента на уроках физической культуры с разным содержанием (гимнастическим, элементами легкой атлетики, спортивных игр) нами была проведена оценка функциональной активности учащихся основной и подготовительной медицинских групп при совместной организации уроков физической культуры. Контроль ЧСС в условиях учебных занятий осуществлялись с помощью кардиомониторов  «POLAR–S610, S810», а в отдельных случаях  – с помощью командной системы «POLAR Team System». При анализе функциональной активности ССС фиксировались следующие данные: 1) текущее время урока; 2) время выполнения отдельных двигательных заданий на уроке; 3) исходная ЧСС; 4) максимальная ЧСС;      5) минимальная ЧСС; 6) средняя ЧСС; 7) сумма ударов сердца; 8) объем работы в зонах относительной мощности (%). С учетом фактических данных рассчитывались показатели: 1) «пульсовой напряженности (ПН-ДЗ) двигательных заданий»: отношение суммы ударов сердца за время этапа (задания) (СУС-ДЗ) ко времени этапа (задания) (tдз): «ПН-ДЗ» = СУС-ДЗ / tдз; 2) «пульсового прироста покоя (ППП-ДЗ) двигательных заданий»: отношение пульсового напряжения (ПН-ДЗ) к значению исходной ЧСС (ЧССисх): «ППП-ДЗ»= (ПН-ДЗ / ЧССисх)–1; 3) «привнесенной функциональной нагрузки (ФН-ДЗ) двигательного задания»: произведение ППП-ДЗ на суммарное время двигательного задания (∑tдз): «Фн-ДЗ» =  ППП-ДЗ × ∑tдз.

Рис. 2. Динамика ЧСС на уроке с элементами легкой атлетики у учащихся 5-го класса основной (нижняя линия) и подготовительной (верхняя линия) медицинских групп

Проведенный анализ динамики ЧСС учеников основной и подготовительной медицинской группы на уроках физической культуры в 5-х классах показал, что реактивность последних на стандартные задания высока, вызывает максимальные функциональные напряжения ССС. Прирост ЧСС у учеников подготовительной группы значительно выше значений учеников       основной группы (рис.2). Несмотря на меньший объем заданий, учащиеся подготовительной группы имеют более высокую напряженность в заданиях по показателям интенсивности (в зонах III, IV), чем учащиеся основной группы. Значения средней и максимальной ЧСС у учеников подготовительной группы значительно выше аналогичных значений учеников основной группы. Отмеченное положение наблюдалось на уроках разного содержания (гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр).

Значения средней ЧСС у учеников подготовительной группы на уроках легкой атлетики составили 158±4 уд/мин, на уроках баскетбола – 144±8 уд/мин, на уроках гимнастики – 140±10 уд/мин, в то время как у школьников основной группы, соответственно, – 143±3 уд/мин (Р<0,001), 134±8 уд/мин (Р<0,01), 125±7 уд/мин (Р<0,01).

Уроки легкой атлетики оказывают наибольшее тренирующее воздействие на школьников подготовительной группы по сравнению с уроками гимнастики и спортивных игр. «Пульсовой прирост» после выполнения стандартных легкоатлетических ДЗ составляет 1600-2400% (или 16-24 усл/ед) от исходной ЧСС, на уроках спортивных игр – 12-20 усл/ед, на уроках гимнастики – 8-16 усл/ед. Вместе с тем, и занятия русской лаптой на уроках физической культуры близки по воздействию к легкоатлетическим упражнениям, так как «пульсовой прирост» составляет 14-22 усл/ед.

Сравнительный анализ динамики ЧСС, пульсовой напряженности и «пульсового прироста» у мальчиков и девочек 5-6-х классов, отнесенных к подготовительной медицинской группе, при выполнении ДЗ на уроках с различным содержанием, не выявил между ними достоверных различий (P>0,05). Следовательно, у мальчиков и девочек подготовительной группы на уроках физической культуры с различным содержанием учебного материала ССС испытывает одинаковую функциональную напряженность, и это даёт основание утверждать, что в данном возрасте нет необходимости дифференцировать ДЗ по половому признаку.

Результаты  корреляционного анализа показывают, что нагрузки в IV и III зонах пульсовой интенсивности являются определяющими для тренирующей направленности уроков физической культуры. Так, привнесенная функциональная нагрузка на уроках физической культуры определяется в первую очередь удельным весом работы в IV зоне интенсивности (ЧСС свыше 176 уд/мин), при этом корреляционная связь имеет сильную статистическую зависимость (r=0,818). Подобная зависимость проявляется и в         отдельных циклах уроков с элементами легкой атлетики (r=0,789, r=0,941), баскетбола (r=0,629), гимнастики (r=0,851), волейбола (r=0,888), русской лапты (r=0,904). Удельный вес работы в III зоне интенсивности (ЧСС 156-175 уд/мин) также имеет важнейшее значение для укрепления здоровья и повышения физической подготовленности учащихся подготовительной группы. Результаты корреляционного анализа обнаружили среднюю статистическую связь с общей функциональной нагрузкой урока (r=0,798). Средние значения коэффициента корреляции между общей нагрузкой урока и объемом работы в III зоне интенсивности определились при анализе функциональной активности учащихся на уроках легкой атлетики (r=0,663, r=0,925), баскетбола (r=0,772), гимнастики (r=0,653), русской лапты (r=0,568).

Примечательно, что нет статистической взаимосвязи  между привнесенной функциональной нагрузкой урока и объемом работы во II зоне интенсивности (ЧСС 136-155 уд/мин). Лишь в уроках гимнастики такая связь определилась (r=0,798), что еще раз характеризует уроки гимнастики как занятия со средней и низкой функциональной активностью. В уроках легкой атлетики изучаемая зависимость оказалась отрицательной, когда r= –0,923. Выскажем спорное суждение, что функциональная нагрузка на уроке в большей мере определяется включением в него интенсивных двигательных заданий с высоким тренирующим потенциалом, нежели общей моторной плотностью урока, когда упражнения низкой функциональной стоимости выполняются длительно по времени, но, тем не менее, не оказывают тренирующего и укрепляющего воздействия. Отрицательная корреляционная связь обнаружилась при анализе взаимозависимости общей функциональной нагрузки урока и объемов физической работы в I зоне интенсивности (ЧСС 91-130 уд/мин) и выразилась коэффициентом корреляции r= –0,832. Отрицательная зависимость проявляется и в отдельных циклах уроков с элементами легкой атлетики (r= –0,626, r= –0,880), баскетбола (r= –0,905), гимнастики (r= –0,938), русской лапты (r= –0,746).

Анализ состояния  учебной работы на уроках физической культуры, по данным анкетирования, показал, что для занятий учащиеся делятся на медицинские группы, а основным критерием распределения является состояние здоровья. Но участие учителя физической культуры в этом распределении ограничено, и, в соответствии с этим, такой важный показатель как физическая подготовленность учитывается очень редко. Все опрошенные учителя (n=72) считают необходимым проведение работы отдельно в каждой из медицинских групп (основной, подготовительной, специальной). При этом 95,8% согласны с необходимостью проводить индивидуальную учебную работу с учащимися подготовительной группы. Но на практике реализуют эту методическую концепцию не все. На вопрос «Осуществляете ли Вы индивидуальную работу на уроке отдельно с подготовительной группой?» 64 учителя (88,9% респондентов) ответили неопределенно, и лишь 8 учителей (11,1%) – утвердительно. При этом 3 человека организуют такую работу путем индивидуализации заданий урока, 2 учителя – через использование персональных карточек-заданий, 3 учителя – путем дополнительных домашних заданий. В работе только пяти педагогов – 6,9% опрошенных, – карточки-задания содержат помимо стандартизированных параметров нагрузки и значения показателей ЧСС, которых следует достичь, выполняя двигательное задание. Опрос показал, что 80,5% респондентов осуществляют контроль ЧСС у учащихся на уроках в 5-6 классах только в начале и по его окончанию, 12,5% – осуществляют контроль лишь после значительных нагрузок. Только 3 педагога (4,2%) перед началом и по окончанию двигательных заданий основной части урока проводят подсчет ЧСС в целях контроля заданной нагрузки. Один педагог (1,4%) отметил, что контроль ЧСС на его уроке проводится постоянно, и один опрашиваемый (1,4%) на своих уроках контролирует ЧСС, в том числе, и у учащихся подготовительной группы.

На основании  опроса было выяснено, что организация процесса физического воспитания в общеобразовательных школах г.Воронежа строится преимущественно на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (76,4%). При этом необходимо отметить, что в большинстве школ по-прежнему сохраняется проведение 2-х уроков физической культуры в неделю (83,3% ответов), тогда как 3-х разовые занятия организованы в ограниченном количестве школ (16,7% ответов). В результате опроса не получены ответы, которые бы указали на выделение рассматриваемой категории школьников в отдельную группу при проведении урока. Дополнительных занятий по физической культуре с ними в школе нет. Прием контрольных нормативов у учащихся подготовительной группы по индивидуальному графику или использование отдельно разработанной для них системы тестирования осуществляют ограниченное число учителей.

Информация о работе Физическое воспитание детей основной и подготовительной медицинских групп