Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 03:43, реферат
Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные
завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,
центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с
1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие
ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются
с представлениями эллинов.
Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая
культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в
Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на
формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших
дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних
богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более поздних философских и религиозных взглядов.
Введение………………………………………………………….2
Этапы развития………………………………………………….3
Онтология древнеиндийской философии……………………4
Гносеология древнеиндийской философии…………………4
Некоторые ключевые концепции………………………………4
Ортодоксальные философские школы……………………….7
1.Ньяя/Вайшешика……………………………………………….7
2.Санкхья…………………………………………………………..8
3.Йога……………………………………………………………….9
4.Миманса………………………………………………………...10
5.Веданта………………………………………………………….10
Оппозиционные учения индийской философии……………11
1.Локаята………………………………………………………….11
2.Буддизм…………………………………………………………12
3.Джайнизм……………………………………………………….14
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Этапы
развития………………………………………………….3
Онтология
древнеиндийской философии……………
Гносеология
древнеиндийской философии……………
Некоторые
ключевые концепции………………………………
Ортодоксальные философские школы……………………….7
1.Ньяя/Вайшешика……………………………………
2.Санкхья………………………………………………………
3.Йога………………………………………………………………
4.Миманса………………………………………………………
5.Веданта………………………………………………………
Оппозиционные учения индийской философии……………11
1.Локаята………………………………………………………
2.Буддизм………………………………………………………
3.Джайнизм……………………………………………………
Древнеиндийская
философия - Философия - Скачать бесплатно
ВВЕДЕНИЕ
Более чем три тысячи лет назад Индостан стал родиной причудливого
переплетения уникальных философских концепций, духовных практик и обычаев.
Следовательно, не удивительно, что философия индуизма не базируется на
одной религиозной основополагающей системе, но сочетает в себе элементы
разных вероучений и традиций, уходящих своими корнями в глубину веков.
Нужно отметить что, несмотря на общепринятый термин «индуизм», следует
иметь в виду, что философские школы и мистические практики индусов
настолько многочисленны, что общее название может быть принято
исключительно условно.
Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные
завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,
центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с
1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие
ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются
с представлениями эллинов.
Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,
в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая
культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в
Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на
формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших
дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних
богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую
технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в
развитие более
поздних философских и
С
не меньшей степенью
светлокожих арийцев и темнокожих аборигенов породила широкий спектр
религиозных и социальных феноменов, включая кастовую общественную
структуру, оказавшую существенное влияние на формирование философской
мысли.
Не следует сбрасывать со счетов и влияние последовавших за ариями
завоевателей. В период с 600 по 500 г. до н.э. Индостан подвергался
нашествию персов, исповедовавших зороастризм. Позднее, в 300-100 гг. до
н.э., в страну вторглись греки под предводительством Александра Великого.
Уже в нашем тысячелетии (800-1800) Индия подверглась сильному влиянию
исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть до 1946г. Попала в прямое
подчинение британской короне.
Таким
образом, было бы наивным
системы, отличающейся
монолитностью и
можно рассматривать как совокупность общественной мысли, метафизики и
религии.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Ретроспективный взгляд на развитие индуизма позволяет выделить три
основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные
метаморфозы.
1. Ведический период. 15-6 вв.до н.э. Период написания ранних «Вед»,
характеризующийся
закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и
нацеленного на достижение
религиозно – философские
Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами
арийцев. Наибольший интерес у
исследователей
вызывают заключительные части
«сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка
содержания вед.
Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это «священное
писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов
«брахманы», написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при
отправлении религиозных
и философские комментарии к ведам («упанишады»).
В ведах запечатлены все
окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов),
Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных
формул) и Атхарведа ( веда магических
заклинаний).
2. Эпический этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная концепция Дхармы
трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла
перерождений. Прежняя смысловая
нагрузка Дхармы не
обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое
становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода
являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие
становления основных классических школ философии. Философские течения
индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика
(основанные на ведийских
последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.
Ортодоксальных школ шесть, и,
как правило они
ньяя / вайшешика, санкхья / йога
и миманса / веданта.
3. Эра сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э. В середине 1го тысячелетия нашей эры
вво
дится понятие бхакти - служение и любовь к личному божеству. В этот
период основной целью
воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни.
Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные
проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период
древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской
философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская
философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в
частности английской).
ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ
Онтология индийской философии (учение о бытие и небытие) опирается на
закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и
взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с вдохом и
выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос
живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает и
наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (
8 640 000 000 земных ) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная
история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного
Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100
космических лет. При каждом новом рождении Брахмы – Космоса заново
появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое
событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель
эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через
постоянную смену
материальных форм.
ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Главной
особенностью древнеиндийской
является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что
характерно для европейского типа познания), а изучение процессов ,
происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В
этой связи индийская философия выделяет три вида сознания : «пракрити» -
материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из
которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и
заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное время (до И.Канта) не
рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и
иллюзорности.
НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ