Древнеиндийская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 03:43, реферат

Краткое описание

Существенное влияние на культуру Индии оказали многочисленные

завоеватели этого субконтинента; первыми из них считаются арии,

центральноазиатские племена, нашествие которых осуществлялось в период с

1500 по 1200г. До н.э. Не исключено, что древние индоарии имели общие

ближневосточные корни с греками, так как их верования обычно перекликаются

с представлениями эллинов.

Есть свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До н.э.,

в долине реки Инд существовала Хараппская цивилизация(археологическая

культура бронзового века в Индии и Пакистане, названа по находкам в

Хараппе, руины городов, крепостей, морских портов), о влиянии которой на

формирование индуизма судить сложно, ибо свидетельства, дошедшие до наших

дней весьма скудны. Однако некоторые сохранившиеся изображения древних

богов и богинь, одно из которых напоминает внешний облик Шивы и йоговскую

технику, наводят на мысль о том, что древний народ внес свой вклад в

развитие более поздних философских и религиозных взглядов.

Содержание

Введение………………………………………………………….2


Этапы развития………………………………………………….3


Онтология древнеиндийской философии……………………4


Гносеология древнеиндийской философии…………………4


Некоторые ключевые концепции………………………………4


Ортодоксальные философские школы……………………….7

1.Ньяя/Вайшешика……………………………………………….7

2.Санкхья…………………………………………………………..8

3.Йога……………………………………………………………….9

4.Миманса………………………………………………………...10

5.Веданта………………………………………………………….10


Оппозиционные учения индийской философии……………11

1.Локаята………………………………………………………….11

2.Буддизм…………………………………………………………12

3.Джайнизм……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

6.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………….2 

     Этапы  развития………………………………………………….3 

    Онтология  древнеиндийской философии……………………4 

    Гносеология  древнеиндийской философии…………………4 

    Некоторые  ключевые концепции………………………………4 

    Ортодоксальные философские школы……………………….7

    1.Ньяя/Вайшешика……………………………………………….7

    2.Санкхья…………………………………………………………..8

    3.Йога……………………………………………………………….9

    4.Миманса………………………………………………………...10

    5.Веданта………………………………………………………….10 

    Оппозиционные  учения индийской философии……………11

    1.Локаята………………………………………………………….11

    2.Буддизм…………………………………………………………12

    3.Джайнизм……………………………………………………….14 
 

Древнеиндийская философия - Философия - Скачать бесплатно 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Более  чем три тысячи  лет  назад   Индостан  стал  родиной  причудливого

переплетения  уникальных философских концепций, духовных практик  и  обычаев.

Следовательно, не удивительно,  что  философия  индуизма  не  базируется  на

одной религиозной  основополагающей системе,  но  сочетает  в  себе элементы

разных вероучений и традиций,  уходящих  своими  корнями  в  глубину  веков.

Нужно отметить что,  несмотря  на  общепринятый  термин  «индуизм»,  следует

иметь  в  виду,  что  философские  школы  и  мистические  практики   индусов

настолько   многочисленны,   что   общее   название   может   быть   принято

исключительно условно.

      Существенное  влияние  на  культуру   Индии   оказали   многочисленные

завоеватели  этого   субконтинента;   первыми   из   них   считаются   арии,

центральноазиатские племена, нашествие которых  осуществлялось  в  период  с

1500 по 1200г. До  н.э.  Не  исключено,  что   древние  индоарии  имели   общие

ближневосточные корни с греками, так как их верования  обычно  перекликаются

с представлениями  эллинов.

     Есть  свидетельства, что в доарийскую эпоху, с 2500 по 1700 г. До  н.э.,

в  долине  реки  Инд  существовала  Хараппская   цивилизация(археологическая

культура бронзового  века  в  Индии  и  Пакистане,  названа  по  находкам  в

Хараппе, руины  городов, крепостей, морских портов),  о  влиянии  которой  на

формирование  индуизма судить сложно, ибо свидетельства,  дошедшие  до  наших

дней весьма  скудны.  Однако  некоторые  сохранившиеся  изображения  древних

богов и богинь, одно из которых напоминает внешний  облик  Шивы  и  йоговскую

технику, наводят  на мысль о  том,  что  древний  народ  внес  свой  вклад  в

развитие более  поздних философских и религиозных  взглядов.

     С  не меньшей степенью вероятности  можно предположить,  что  ассимиляция

светлокожих  арийцев  и  темнокожих  аборигенов  породила   широкий   спектр

религиозных  и   социальных   феноменов,   включая   кастовую   общественную

структуру,  оказавшую  существенное  влияние  на  формирование   философской

мысли.

     Не  следует сбрасывать со  счетов  и  влияние  последовавших за  ариями

завоевателей. В  период  с  600  по  500  г.  до  н.э.  Индостан  подвергался

нашествию персов, исповедовавших зороастризм.  Позднее,  в  300-100  гг.  до

н.э., в страну вторглись греки под  предводительством  Александра  Великого.

Уже в  нашем  тысячелетии  (800-1800)  Индия  подверглась  сильному  влиянию

исламской культуры, а начиная с 19в. И вплоть  до  1946г.  Попала  в  прямое

подчинение британской короне.

     Таким  образом, было бы наивным предполагать  наличие единой  философской

системы, отличающейся монолитностью и последовательностью.  Поэтому  индуизм

можно  рассматривать  как  совокупность  общественной  мысли,  метафизики  и

религии. 
 
 

                               ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 

     Ретроспективный  взгляд на  развитие  индуизма  позволяет  выделить  три

основных этапа, в течение которых философская  мысль претерпела  существенные

метаморфозы. 

   1. Ведический  период. 15-6 вв.до  н.э.  Период  написания   ранних  «Вед»,

      характеризующийся  привнесением  концепции  Дхармы  –   универсального

      закона,  устанавливающего  правила   общественной  и  личной  жизни   и

      нацеленного на достижение гармонии  и счастья. Веды (дословно знания) –

      религиозно – философские трактаты, которые  создавались  пришедшими  в

      Индию после 15 в. до н.э. из  Средней Азии, Поволжья и Ирана   племенами

      арийцев. Наибольший интерес у  исследователей древнеиндийской  философии

      вызывают заключительные части   вед-упанишады  (дословно  с   санскрита-

      «сидение у ног  учителя»),  в  которых  дается  философская  трактовка

      содержания вед.

      Как правило,  веды  состояли  из  нескольких  частей.  Это   «священное

      писание», религиозные гимны «самхиты».  Далее  шло  описание  ритуалов

      «брахманы», написанные брахманами (жрецами)  и  используемые  ими  при

      отправлении религиозных культов.  Книги лесных отшельников («араньяки»)

      и философские комментарии к  ведам («упанишады»).

       В ведах запечатлены все знания  Ариев того времени о самих  себе  и об

      окружающем  мире.  Известны  четыре  веды:   Ригведа  (веда   гимнов),

      Самаведа (веда напевов, священных  мелодий), Яджурведа (веда жертвенных

      формул) и Атхарведа ( веда магических  заклинаний). 

   2.  Эпический   этап.  6-2  вв.до  н.э.  Приземленная   концепция   Дхармы

      трансформируется  в  стремление  освобождения  от  бесконечного  цикла

      перерождений. Прежняя смысловая  нагрузка Дхармы не отбрасывается  ,  но

      обогащается понятием личного  духовного освобождения  (мокши),  которое

      становится  доминирующим.  Наиболее  известными  источниками   периода

      являются две поэмы  –   эпосы  «Махабхарата»  и   «Рамаяна»,  в  которых

      затрагиваются многие философские   проблемы  эпохи.  Также  это   период

      становления основных классических школ философии. Философские  течения

      индуистской  мысли   подразделяются   на   ортодоксальные   –   астика

      (основанные на ведийских  знаниях)  и  оппозиционные  –  настика  .   К

      последним    относятся     буддизм,     джайнизм,     чарвана-лакаята.

      Ортодоксальных школ шесть, и,  как правило  они  представлены  попарно:

      ньяя / вайшешика, санкхья / йога  и миманса / веданта. 

   3. Эра  сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э.  В середине 1го тысячелетия нашей   эры

      вво

      дится понятие бхакти -  служение  и любовь к личному божеству.  В  этот

      период основной целью становится  не  столько  уход  от  череды  земных

      воплощений, сколько достижение  единения с  божеством  еще   при  жизни.

      Сутра  –  краткий  философский  трактат,   рассматривающий   отдельные

      проблемы (например,  «нама-сутра»  и др.). Эра  сутр  завершает   период

      древнеиндийской философии. 

       В дальнейшем (в средние века) господствующее  положение  в   индийской

философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18  –  20  вв.  индийская

философия  обогатилась  достижениями  европейской   философской   мысли   (в

частности английской).

                     ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 

     Онтология  индийской философии (учение о бытие и небытие)  опирается  на

закон   Риты   –    космической    эволюции,    цикличности,    порядка    и

взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируются  соответственно с  вдохом  и

выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою  очередь,  Брахма  –  Космос

живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает  и

наступает  абсолютное  небытие,  которое  длится  также  100  космических  (

8 640 000 000 земных ) лет – до  нового  рождения  Брахмы.  Вся  бесконечная

история – это  чередование жизни  Космоса  (Маха  Манвантара)  и  Абсолютного

Небытия  (Маха  Пралайя),  которые  сменяют  друг  друга  через  каждые  100

космических  лет.  При  каждом  новом  рождении  Брахмы  –  Космоса   заново

появляется жизнь, но в более  совершенной  форме.  Мир  Взаимосвязан.  Любое

событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь  Космоса.  Цель

эволюции,  развития  –  достижение  все  более   совершенного   духа   через

постоянную смену  материальных форм. 
 

                    ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 

     Главной  особенностью древнеиндийской гносеологии  (учения  о  познании)

является не изучение внешних (видимых) признаков  предметов  и  явлений  (что

характерно  для  европейского  типа  познания),  а  изучение   процессов   ,

происходящих  в сознании при соприкосновении  с миром предметов и  явлений.  В

этой связи  индийская философия выделяет три  вида  сознания  :  «пракрити»  -

материальное  сознание, «пуруша» - чистое  сознание  (первичная  энергия,  из

которой возникли Вселенная и люди) и «майя» -  сознание  сновидения,  мираж.

Каждое из данных видов  сознания  согласно  индийской  философии  реально  и

заслуживает изучения – в отличие от европейской  философии, которая  признает

только  материальное  сознание  и   длительное   время   (до   И.Канта)   не

рассматривала  вопросы  подлинного  и   неподлинного   бытия,   сущности   и

иллюзорности. 
 

                        НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ 

Информация о работе Древнеиндийская философия