Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 14:49, реферат

Краткое описание

Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель моей работы доказать это.

Содержание

Введение. 3
Часть I. Историческая справка. 4
Жизненный путь и работы. 4
Основа и развитие философской системы. 7
Посмертное влияние Спинозы. 8
Материализм и атеизм Спинозы. 9
Часть II. Философская концепция Спинозы. 11
Картина мира. 11
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14
Учение о человеке. 15
Предрассудки людей в их понятии Бога. 19
Заключение. 21
Список литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Жизненный путь и философия Бенедикта  Спинозы

Оглавление.

 

Введение.        3

 

Часть I. Историческая справка.        4

 

Жизненный путь и работы.        4

 

Основа и развитие философской  системы.        7

 

Посмертное влияние Спинозы.        8

 

Материализм и атеизм Спинозы.        9

 

Часть II. Философская концепция  Спинозы.        11

 

Картина мира.        11

 

Учения о Боге. Детерминизм Спинозы.        14

 

Учение о человеке.        15

 

Предрассудки людей в их понятии  Бога.        19

 

Заключение.        21

 

Список литературы.        23

 Введение.

 

Бенедикт  Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализм  и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена  расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель моей работы доказать это.

 

Рассматривая  философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия, в  которых развивался его научный  талант, как и те условия, в которых  ему приходилось работать. Поэтому  я разделила свой реферат на две  части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В первой части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части я обозначу и раскрою основные положения философской концепции Спинозы: общая картина мира, учение о Боге и учение о человеке.

 

В работе над  рефератом я использовала как  произведения самого Бенедикта Спинозы, так и книги о нём, а так же материалы, размещённые на страничке в Internet, посвящённой философу.

 Часть  I. Историческая справка.  Жизненный  путь и работы.

 

SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп. Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля 1677, Гаага).

 

Предки  философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за преследований  евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком. Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего шесть лет.

 

Бенедикт  Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение он начал  в еврейском шестиклассном училище, которое готовило раввинов. Основными предметами были древнееврейский язык, богословие; изучались работы Ибн, Маймонида, Крескаса итд. Училище было известно своими преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и, возможно, немецкого Спиноза брал у немца Фельбиндера. (К тому времени Спиноза уже знал испанский и португальский - как языки своего отца; голландский от своего окружения; немного французский и итальянский). В училище Спиноза проявил себя как очень способный ученик.

 

После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de Prado, высказывавшем «неортодоксальные» мысли о природе Бога, ангелах, бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

 

Историк Артур  Герцберг в свое время назвал Бенедикта  Спинозу первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не для того, чтобы перейти в христианство. «В системе Спинозы, — писал еврейский философ Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от Сириуса, чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой»1. Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на сверхъестественном откровении.

 

27 июля 1656 Спиноза  подвергся великому отлучению  в Амстердамской синагоге и  изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель (возможно, месяцев) в Оверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем возвратился в Амстердам.

 

Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы. Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: “Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов. Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских...”2 Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не разговаривал ни с одним евреем.

 

Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил  свое имя на латинский эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»). В 1656-1660 гг. в школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило его взгляды в области философии.

 

Вокруг  него сгруппировался кружок преданных ему друзей и учеников (круг которых позже Спиноза из соображений осторожности расширял неохотно) - Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян Риувертц.

 

В 1660 Амстердамская  синагога официально запросила муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ Лейдена (в то время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно учитывая его теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бóльшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики», содержащую учение о бытии (первоначальное название - «О боге, о разумной душе и высшем счастье человека»), которая должна была, соответственно, состоять из 3 частей и быть изложена в виде диалога.

 

В июне 1663 Спиноза переехал в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он опубликовал в  Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями». Первый документ, свидетельствующий  о сложившемся мнении о Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) лишь укрепил это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу. Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую грамматику».

 

В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts - сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В 1675 он закончил «Этику» - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в результате государственного переворота), он не решился опубликовать его, хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676 остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

 

В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза  умер от болезни легких, которой страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После  описи имущества (которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает «Оставленные письмена».

 Основа и развитие философской  системы. 

 

В его философской системе Спинозы  незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики» (Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом порядке…»).

 

Cвязь философии Спинозы с  картезианством настолько очевидна, что долгое время рационалистическое  учение Ренэ Декарта рассматривалось  как единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя. Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с другой, - реакция на эту влиятельную философию. «Несомненно, что из всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»3, - пишет Радлов.

 

«Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза  не всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта  в целом (хотя и выражая некоторую  неудовлетворенность к концу  жизни), в картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности: трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом4) - эти доктрины делают мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

 

Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до Спинозы», пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки к стоическому учению. Безусловно «родственной» философской системой является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х. Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних произведениях - «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье», «Метафизических мыслях».

 

На формирование социологических  воззрений Спинозы большое влияние  оказал его старший современник  Т. Гоббс. Часто его философия  характеризуется и как вариант  пантеизма (который предполагает представление о Боге как едином мировом духе). Однако он принадлежал скорее к рациональному, чем мистическому пантеизму, фактически все, что осталось от мистицизма - концепция интеллектуальной любви к Богу.

 Посмертное влияние Спинозы.

 

Несмотря на то, что его философией пренебрегали фактически в течение  столетия после его смерти, Спиноза  занимает почетное место в интеллектуальной хронологии Западного мира (вместе с тем, его прямое влияние на естественные науки невелико). В 18 веке он пользовался плохой репутацией атеиста. Пьер Бейль в своем «Историческом и критическом словаре» определил учение Спинозы как «систему атеизма». Даже Д. Юм говорил об «отвратительной гипотезе» Спинозы.5

 

Спиноза стал изучаться профессиональными  философами с начала 19 века. «Реабилитация» спинозизма была осуществлена представителями литературной критики, особенно Г.Э. Лессингом и И.В. фон Гёте. В немецкой философии спинозизм составил часть так называемого «спора о пантеизме» (послужив его началом). Влияние Спинозы в разной степени испытали Г.В.Л. Лейбниц, (третий (во времени), после Р. Декарта и Б. Спинозы крупный представитель рационализма), В. фон Чирнгаус, И.Х. Эдельман, И.Г. фон Гердер; Ф.В.Й. фон Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель (которых А. Шопенгауэр назвал неоспинозистами), в какой-то мере И. Кант, Л. Фейербах. Среди поэтов и писателей Г. Гейне, П.Б. Шелли, Б. Ауербах. Схожие идеи высказывали Л.М. Дешан; Г.Т. Фехнер и А.Н. Уайтхед.

 

И абсолютные идеалисты, и материалисты видят в философии Спинозы  свои собственные доктрины (достаточно посмотреть, например, соответствующие заявления розенкрейцеров и диалектических материалистов).

Информация о работе Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы