Жизнь и творчество П.А.Флоренского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель
, поистине настоящая гордость и слава России , по-видимому ,
последний Леонардо мировой культуры , человек , даже в сталинс-
ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем
великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины ,
как Московская математическая школа .

Содержание

I Введение

II Биография

III Творческое наследие П. Ф.

IV П.А. Флоренский: проблема общественного идеала

а) его представления об общественном идеале

б) исследование проблемы общественного идеала

V Зримый рай Павла Флоренского

VI Павел Флоренский и наука XX века

а) введение топологических структур и единство научно-
го знания ;
б) новая теория исторического процесса.

в) формирование новых научных понятий , Московская ма-
тематическая школа , основной вопрос философии .

VII Заключение .

Вложенные файлы: 1 файл

Жизнь и творчество П.А.Флоренского.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

Жизнь и творчество П.А.Флоренского

_П Л А Н : .

 

I Введение

 

II Биография

 

III Творческое наследие  П. Ф.

 

IV П.А. Флоренский: проблема  общественного идеала

 

а) его представления об общественном идеале

 

б) исследование проблемы общественного  идеала

 

V Зримый рай Павла Флоренского

 

VI Павел Флоренский и  наука XX века

 

а) введение топологических структур и единство научно-

го знания ;

б) новая теория исторического  процесса.

 

в) формирование новых научных  понятий , Московская ма-

тематическая школа , основной вопрос философии .

 

VII Заключение .

 

- 2 -

 

Павел Александрович Флоренский - выдающийся русский мыслитель

, поистине настоящая гордость  и слава России , по-видимому ,

последний Леонардо мировой  культуры , человек , даже в сталинс-

ких лагерях продолжавший научные исследования , и вместе с тем

великий " майевтик " такой непреходящей ценности нашей Родины ,

как Московская математическая школа . Многое , слишком многое в

его трудах связано , конечно же , с конкретными , характерными

только для тех лет  увлечениями научной мысли , некоторые далеко

не тривиальные идеи его  оказались просто ошибочными , - например

, о близком и полном  крахе культуры " Возрожденческого типа " .

Но - какая это ошибка ! Дай - то Бог так ошибиться нам или любо-

му из ныне живущих исследователей . А самое главное - сколь мно-

го и каких глубоких мыслей , идей , понятий все - таки остается

в конце концов как непреходящая , навсегда " депонированная " в

человеческую культуру духовная ценность . И это страшно нужно

нам сейчас для более глубокого  понимания того , что же случилось

со страной , куда нам идти дальше , какие идеалы исповедовать .

В отечественной истории  П.А.Флоренский предстает фигурой  уни-

кальной и глубоко закономерной , порожденной как бы самой логи-

кой развития общественной и философской мысли . Религиозный мыс-

литель и ученый - энциклопедист , он оставил заметный след в са-

мых разных областях : был математиком , физиком , инженером ,

искусствоведом , историком , филологом , историком и богословом

. Столь разносторонние  интересы отнюдь не обособлялись  друг от

друга ; напротив , взаимопроникали , сочетались в служении выс-

шей духовной истине , в утверждении " онтологичности духовного

мира " , прочной опоры мимотекущего в вечности . В своем твор-

 

- 3 -

 

честве Флоренский как бы воплощал тот идеал целостного знания ,

которого искала русская  мысль на протяжении всего XIX века : от

любомудров и славянофилов ( В.Ф.Одоевского , А.С.Хомякова ) до

Н.Ф.Федорова и В.С.Соловьева . В " Автореферате " , написанным

Павлом Александровичем  в середине 20-х годов специально для "

Энциклопедического словаря  Русского библиографического словаря

Гранат " , он определяет " свою жизненную задачу " как " продол-

жение путей к будущему цельному мировоззрению ". Не случайно

устремляющемся в конечной цели к преображению мира и человека ,

к " восстановлению всяческих " . В искусствоведческих работах

советского периода ( " Храмовое действо как синтез искусств ",

1918 ; " Анализ пространственности в художественно - изобрази-

тельных произведениях " , 1924 ) Флоренский раскрывает внутрен-

нее функциональное сходство разных искусств , их живое творчес-

кое единство в храме и  храмовой службе .

Родился П.А.Флоренский в  местечке Евлах Елизаветпольской гу-

бернии ( ныне Азербайджан ), в семье инженера , Строившего за-

кавказскую железную дорогу . По матери его корни уходят в глуби-

ну древнего армянского рода Сапаровых . Отец и мать , как вспо-

минал Флоренский стремились превратить семью в особый мир , не-

зыблемый и прочный , в " рай , которому бы не была страшна ни

внешняя непогода , ни холод , ни грязь общественных отношений ,

ни , кажется , сама смерть " . Этот культ семейного начала глу-

боко укоренился в душевном складе мыслителя . Дело строительства

, духовного взращивания  семьи было для него не менее  важным ,

чем научные изыскания , чем работа , чем пастырское служение .

Но возводил он ее на более  стойком фундаменте чем отец . Алек-

сандр Иванович сознательно обособлял детей от прошлого ( долгое

 

- 4 -

 

время они ничего не знали  о дедах и прадедах ) и от религии, от

соборного единства Церкви . Тому были свои причины : оба , и

отец , и мать , оторвались от своих родов и принадлежали к раз-

ным христианским исповеданиям . Сын же их восполнил односторон-

ний культ семьи культом рода , сердечной памятью о предках ,

непрестанным обращениям души и ума к выносившем его  поколениям (

для воспитания в собственных  детях этого чувства он написал  вос-

поминания об отце , дедах , прадедах , о себе самом , своем

детстве , юности , как бы поведал им себя изнутри ) и верой ,

сопричтенностью к Церкви , соединяющих всех в молитве , памяти и

любви , преодолевающей губительность розни .

У Павла Александровича рано обнаружились удивительные способ-

ности к математике , и в 1900 г. по окончании тифлисской класси-

ческой гимназии он поступает  на физико - математическое отделе-

ние Московского университета . Параллельно изучает философию на

историко - филологическом факультете под руководством известных

философов и профессоров  С.Н.Трубецкого (1862- 1905) и Л.М.Лопа-

тина (1855-1920) . По окончании  же курса поступает в Московскую

духовную академию . В 191 г. защищает мастерскую диссертацию " О

духовной истине " и  принимает сан священника . С этого времени

окончательно определяется своеобразный параллелизм , внутренняя

сопряженность его духовных и научных занятий . Он читает лекции

по истории философии  в Духовной академии , редактирует журнал "

Богословский вестник " , преподает физику и математику , разра-

батывает курсы по методике геометрии , энциклопедии математики и

т.д.

В1914 г. выходит книга Флоренского " Столп и утверждение ис-

тины . Опыт православной теодицеи " , переработанная им из дис-

 

- 5 -

 

сертации . Здесь развивается соловьевская концепция всеединства

к идея Софии . Сама необычность построения книги ( в виде 12 пи-

сем к другу , с многочисленными лирическими вставками ) , способ

изложения материала ( богословские рассуждения сопровождаются

математическими выкладками , примерами из самых разных областей

) свидетельствовали об  особой позиции мыслителя , о стремлении

привести к согласию религию  и точное знание , о глубокой убеж-

денности в равноположности истин веры с истинами настоящей ,

нравственно ориентированной  науки . В 20-ее годы у него у него

уже окончательно складывается система " конкретной метафизики "

, где он пытается выстроить  цельную картину бытия путем  анализа

различных его уровней  и устойчивых структур , а также выявление

символов горнего мира . В 1922 году Флоренский готовит к печати

большую работу " У водоразделов мысли . Черты конкретной метафи-

зики " ( включает главы об обратной перспективе , о науке как

символическом описании , об антиномии языка , философии имени ,

органопроекции и т. д. ) , но она так и не вышла в свет .

П.А.Флоренский не мыслил себя вне родины , ощущал нравствен-

ный долг перед грядущими поколениями , стремился сохранить в

России основы духовной культуры . " Можно сказать , - писал Бул-

гаков , - что жизнь ему как бы предлагала выбор между Сололвками

и Парижем , но он избрал... родину , хотя то были и Соловки , он

восхотел до конца разделить  судьбу со своим народом . Отец Павел

органически не мог и не хотел стать эмигрантом в смысле вольного

или невольного отрыва от родины , и сам он и судьба его есть

слава и величие России , хотя вместе с тем и величайшее ее прес-

тупление . "

Талантливый ученый в сталинское время подвергся травле по

 

- 6 -

 

всем направлениям своей  творческой деятельности . Так , работа

по сохранению Троице - Сергиевой  Лавры была истолкована как по-

пытка создать " православный Ватикан " , преподавание во ВХУТЕ-

МАСе - как создание " идеалистической коалиции " с В.А.Фаворским

, а теоретическая работа , в которой описывался электроинтегра-

тор - прототип современных  аналоговых машин , была названа дале-

кой от науки .

В 1928 году ученого ссылают  в Новгород , но затем возвращают

по ходатайству Е.П.Пешковой . В 1933 г . он был осужден на 10

лет . Самой страшной страницей в жизни П.А.Флоренского стоновит-

ся его прибывание в Соловецком лагере . Но и здесь несмотря на

все издевательства и мучения  не прекращается его творческая дея-

тельность . В частности , он занимается проблемой добычи йода и

агар - агара из морских водорослей и делает более десяти запа-

тентованных научных открытий . 25 ноября 1937 года П.А.Флоренс-

кий был вторично осужден . Жизненный и научный подвиг мыслителя

подошел к концу.

П.А.Флоренский был реабилитирован в 1958 г. Труды его начина-

ют публиковаться с 70-х  годов в богословских изданиях , с конца

80-х годов в светских  изданиях в России . В 1990 Г. выходит трех

томное собрание его сочинений , включающее основные философские

труды . Его творчеству посвящают статьи , докторские и канди-

датские диссертации . Изучение философских взглядов П.А.Флоренс-

кого преобретает систематический характер .

В творческом наследии отца Павла Флоренского произведениям

принадлежит сравнительно скромное , но довольно заметное место .

Помимо сугубо литературных достоинств поэтические произведения

его несут в себе и затаенные , гностические мотивы , символы ,

 

- 7 -

 

которые он рассматривал как  термины из духовного мира .

Рассмотрим гностические мотивы в поэзии раннего Флоренского ,

обратившись прежде всего к сборнику его стихотворений " В вечной

лазури " .

Сборник этот построен как  цельная соната из библейских реми-

нисценций и символов . Традиционная фактура стиха , традиционные

размеры и рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной

строфикой , сложными ритмами и ассонсами .Заслуживает внимание

стихотворение " Назорей " , в котором ветхозаветный обряд назо-

рейства , добровольного аскетического подвига , описанного в

Книге Чисел переосмысливается  Флоренским в гностическом аспекте

посвящения :

Пред Тобой не поставлю свечи ,

не возжгу я лампад .

Златотканной узорной парчи

не одену наряд .

Облеченный в мерцающий  лен ,

Информация о работе Жизнь и творчество П.А.Флоренского