Западная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:18, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение современной западной философии в различных аспектах, а так же описание основных проблем, отражающих современное состояние западного общества.

Цель работы предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать основные философские тенденции современной западной философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 517.00 Кб (Скачать файл)
 
 

 

       
Введение 
 

       Современная западная  философия   приставляет  собой  один  из важнейших  и своеобразных  периодов  истории философии,  который характеризуется появлением  большого  количества  разнообразных   направлений неклассической  философии.  Комплексная оценка современной  западной философии  исходит из факта признания того, что в ней  сегодня   сочетаются многообразные концепции и подходы.

     Одни  из  них представляют  сциентистский  вариант развития философской мысли, как, например, позитивизм,  другие – антисциентистский (экзистенциализм). Многообразные   направления зарубежной  философии ХХ века являются  важной  составляющей  духовной жизни человечества.  В них представлены  самые разнообразные подходы к изучению проблем бытия, природы, общества, культуры, человека,  познания и т.д.  Вместе с тем, в них мы видим дальнейший  поиск решения многообразных философских проблем, целый ряд которых получил существенное развитие  в философии ХХ века.

     Тенденция к  универсальному    эволюционизму  в ХХ веке  привела  к смене  научной картины мира,  переоценке  ценностей и  взглядов, росту  нелинейной динамики и  синергетики как основы  новой постнеклассической научной рациональности.

     В этой связи  совершенно  по-новому  рассматриваются  такие вопросы как:  «Что есть человек?», «Каково его место в мире?», «Каково его предназначение и что ожидает его в будущем?».

     Настоящая работа  посвящена  исследованию  современных  западных   течений  в  философии условиях  новой  научной картины мира.

     Актуальность  работы  обусловлена значимостью современных западных течений, их  громадному влиянию на  современную культуру, историю и науку.

       Целью работы  является    изучение современной западной философии  в различных аспектах, а  так же   описание  основных проблем, отражающих современное состояние  западного общества.    
 

       Цель   работы  предполагает  решение следующих задач:  

    1. Проанализировать  основные философские тенденции современной западной философии.
    2. Выявить основные пути мировоззренческих  исканий   представителей  западной    философской мысли ХХ века.
    3. Установить пути влияния данных течений на  человеческое сознание и мир в целом.
    4. Охарактеризовать каждое философское  течение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Основные черты и направления зарубежной философии XX века. 

§ 1.1.  Становление и развитие неклассической философии. 

     Классическая  западноевропейская философия, внесшая  огромный вклад в становление  и развитие цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.

     Радикальные изменения в западной философии, позволившие для ее обозначения  ввести термин «неклассическая философия», вызваны не только внутренними потребностями  развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего следует отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила «невилировка», усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.

     XX век принес человечеству не  только огромные успехи в науке  и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.

     Эти процессы вызвали отход от классического  видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве переферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его свободу в качестве первичных реальностей.

     Произошла также локализация отдельных  проблем, при решении которых сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм, философия жизни).

     Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.

     Если  представители сциентизма рассматривали научное знание в качестве наивысшей ценности, то антисциентисты осуществляют широкую критику науки как формы постижения мира и социального института, рассматривая науку в качестве демона, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов. В то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.

     Философские системы, вдохновленные идеологией преобразования, покорения подвели  человечество к осознанию бесперспективности такого развития цивилизации. В наше время эта идеология становится опасной и требуется найти  от нее противоядие. Формируется философия ненасилия, философия сотрудничества, экофилософия и другие направления философской мысли.

     Толерантное отношение к различным формам осмысления мира, принцип дополнительности философских направлений ведут к новым формам интеграции всего философского знания.

     Современная мировая философская мысль занята поиском оснований человеческого  и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Для первого направления характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго направления является выработка новых областей философствования, таких как философия культуры, философия техники, философия хозяйства, философия права и др. Эти новые области философствования занимают все больше места в системе философского знания и играют все возрастающую роль в развитии самой философии на различных ее иерархических уровнях.

     Идеальный мир, создаваемый новейшей философией, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ. 

§ 1.2.  Общие черты и основные направления зарубежной философии ХХ века. 

     В ХХ веке выдвигается целый ряд  смелых и новых идей, удачно конкурирующих  с «классической» философией.

     Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д.             В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».

      Это дало возможность возникновения  принципиально новой философской  картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру.

      Новая картина  мира поставила в центр  истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало  от энергетических и технических  возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:

  • сохранение культурного наследия;
  • создание мировой сверхгосударственной общности;
  • сохранение естественной среды обитания;
  • увеличение эффективности производства;
  • правильное использование ресурсов природы;
  • развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.

      Философия ХХ века представляет собой сложное  духовное образование. Ее плюрализм  объясняется как развитием науки  и практики, так и развитием  предшествующей философии XIX века.

      Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

      Сциентизм – философско-мировоззренческая  ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все  социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

      Антисциентизм  не отрицает силы воздействия науки  на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается  ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.

      Эти два направления развития философии  ХХ в. органически связаны с рационализмом  и иррационализмом, антропологизмом  и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ  столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

      Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Основные современные философские школы и течения 

§ 2. 1. Позитивизм и его модификации. 

Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» и является той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX – XX в.в. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, главным принципом в которой является следующий: «все науки находятся в тесной взаимосвязи и сродстве».

      Научное знание и отдельные науки обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. О. Конт вводит иерархию в систему наук: первой стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология, задачей которой является организация человеческой общественной жизни. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития является прогресс знания и науки. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.

Информация о работе Западная философия