Западная философия 2-й половины XIX - начала ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:00, реферат

Краткое описание

Философия XIX-ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, революция в естествознании, научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Тема "Западная философия 2-й половины XIX - начала ХХ века", является, несомненно, актуальной и значимой для изучения истории философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Конец XIX и XX в. - эпоха неклассической философии - дали плеяду замечательных  мыслителей, обогативших философскую  культуру глубокими и тонкими  идеями, отразившими достижения науки  и иные стороны материального  и духовного развития человечества. Западная философия данного периода - это огромное многообразие философов  всевозможных школ, направлений и  концепций. 

Философия XIX-ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением  общества, государства, личности, изменениями  в статусе науки. К этим потрясениям  следует отнести и социально-экономические  явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных  перегородок, революция в естествознании, научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход  на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и  культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Этим и  обусловлена актуальность данной темы.

Тема "Западная философия 2-й половины XIX - начала ХХ века", является, несомненно, актуальной и значимой для изучения истории философии. 

Целью данной работы  показать, как формировалась Западная философия этого периода и  раскрытие школ и направлений  философии конца 19 - начала 20 веков.

 

 

 

 

 

 

 

Исторические условия  формирования и развития.

 

Новое время сменяет эпоху  Возрождения  как переходный период от феодализма к капитализму. Становление  капиталистического способа производства еще подпитывает  иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука». Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя.

В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. «В результате, —  как тонко подметил Ф. Ницше, — умер Бог». «Но и человек не стал Богом», — добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию.

В XX в. рабство капитала сменяется  рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла  из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.

В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма  в философии  сменяется философским  плюрализмом. Оформляются такие  направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое  и социально-критическое.

 

Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские  проблемы науки, формируя мировоззрение  научно-технической интеллигенции  и тех слоев общества, которые  рассматривают научно-технический  прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.

Философские школы деятелъностного  направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.

Философские школы антропологического направления охватывают философские  проблемы отдельного человека и его  отношения к миру, формируя мировоззрение  в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые  наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.

Философские школы религиозного (теологического) направления связаны  с кругом вопросов, нацеленных на обоснование  целесообразности религии. Они формируют  мировоззрение верующих, а также  всех, кто уповает найти в религии  спасения от социальных и духовных невзгод.

Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение  тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

Философский плюрализм XX в. свидетельствует о том, что  человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные  проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.

 

Философские направления  и школы.

а) Иррационализм

Иррационализм - это философское  учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии). 

 Несокрушимой вере  ученых в силу человеческого  разума и обязательность общественного  прогресса был впервые дан  Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками  тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.     

Критический переход  новой философии сыграл положительную  роль в развитии философского знания:

- давалась критическая оценка рационального познания;

- определялись его границы, пределы его возможностей;

- изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);

- духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.

 Новая философия  выдвигает целый ряд  смелых  и новых идей конкурирующих   со старой классической философской   системой:

1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).

2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.

 

3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.

4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду.     

Иррационализм проявился  в таких течениях западной философии  как:

- философия науки;

- экзистенциализм;

- психоанализ З. Фрейда;

- некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;

- философский мистицизм.

 Первые  шаги в  сторону от рационализма к   иррационализму были сделаны  Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше. 

Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал  вместе с Гегелем на кафедре философии  в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как  курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу  Гегеля. Неуспех лекций в Берлине  был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

 

 

 

Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и  представление" (1819). Названия этого  произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его  точки зрения, представляет собой  волю к жизни. Воля к жизни присуща  всем живым существам, в том числе  и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек  наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей  волей к жизни - не одинаковой у  всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие  от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки  зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная  организация - государство - каким-то образом  соизмеряет проявления этих воль, чтобы  люди не уничтожили друг друга. Преодоление  эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства  и морали.

Во взглядах Шопенгауэра  можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному  пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к  попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого  общества, лишённого страдания и  эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра  называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который  указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра  отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения.

 

 

 

Одним из его  оригинальных трудов был "Трактат  о любви", Шопенгауэр считал, что  любовь - это слишком серьёзное  явление, чтобы оставлять его  только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра  много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее  между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное  потомство, и в результате возникает  энергия взаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято  называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все  те направления, которые принижали  роль разумного, сознательного в  поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских  школ, иррационализм - отрицательное  явление.

Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения человека, но не самым лестным для людей образом.

С.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. 

Рассмотрим, каковы, по Кьеркегору, методы и способы познания человека. 

 По Кьеркегору, никакие  научные рациональные методы  не годятся для познания человека. Оно возможно только посредством саморефлексии и чувства. 

Таким образом, человек  и  его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для  очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей. 

 

У Кьеркегора нет систематического изложения взглядов, гносеологические проблемы перемежаются у него с этическими, эстетическими и религиозными. Основные же интересы его были религиозно-этические. 

Общие теоретические  соображения  и полемика с рационализмом  у  Кьеркегора связываются с его  главной проблемой - проблемой индивидуального  спасения. Решая эту проблему, он рассматривает различные уровни существования или ступени, на которых  может находиться существование. Уровни существования, или те стадии, которые проходит человек на пути к богу, у Кьеркегора следующие: эстетическая, этическая и религиозная. Первые две ступени рассмотрены в произведении "Или-или", третья - в книге "Страх и трепет", все три вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути". 

 Это три уровня  жизни или стадии на жизненном  пути движения человека от  неаутентичного к аутентичному  существованию. 

В своей критике рационализма Кьеркегор выступает прежде всего против философа, который был для него олицетворением рационализма - против Гегеля, избирая его первой и главной мишенью своих нападок.

 

«Философия жизни».

Социальным источником философии  жизни можно считать  реакцию  на кризис традиционных (классических, просветительских) идеалов, а именно противоречие между рациональностью (т.е. глубокой осознанностью) идеалов  и нерациональной сущностью человека, которая мешает воплощению его идеалов.

Научно-теоретическими предпосылками  философии жизни являются:

1. изменение научной  картины  мира, вызванное кардинальными  открытиями  в естественных науках, и появление  новых парадигм  научного мышления, что привело  к выводам о  невозможности  устойчивых взглядов  и абсолютного  знания;

Информация о работе Западная философия 2-й половины XIX - начала ХХ века