Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:00, реферат
Философия XIX-ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, революция в естествознании, научно-техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
Тема "Западная философия 2-й половины XIX - начала ХХ века", является, несомненно, актуальной и значимой для изучения истории философии.
2. успехи биологии и психологии и их абсолютизация (интерес к жизни организма, психической жизни, к жизни души);
3. оппозиция интеллектуализму
вообще и кантовскому в
4. оппозиция эволюционизму (теориям линейного прогресса, марксизму), т.е. новый взгляд на историю как сложный и неоднозначный процесс развития уникальных культур и событий;
5. реакция на дарвинизм, согласно
которому движущими силами
эволюции выступают
Главный пафос философии жизни – протест против рационализма, элементаризма и механицизма в науке и мышлении, упрощающим взгляд на окружающий мир, это стремление «оживить» мир, культуру, человека, показать несводимость живого к неживому, естественного к искусственному, самобытного - сконструированному, человека к единственной функции – интеллекту как счетной машине.
Внутри философии жизни можно выделить три направления, связанные с разным пониманием самой жизни. Это:
1. Биологически-
2. Психологическое направление философии жизни, где жизнь определяется как поток субъективных переживаний. Анри Бергсон (1859-1941) утверждает, что только живое способно переживать (ощущать, воспринимать). Только живое саморазвивается, т.е. существует в реальном времени, «длится». И опять же это – стихийный, творческий процесс, в нем ничто не повторяется. Физическое время имеет пространственное выражение, измеряется часами и другими механическими средствами. С физическим временем связан интеллект: он организует и концептуализирует все отдельные сущности, имеет практическую направленность, т.к. помогает нам ориентироваться в мире, это – внешнее познание механического. В то же время интеллект дает ошибочную картину мира, ибо в реальности нет ни одной «идентичной ситуации». «Длительность» как время сознания – это динамичный и активный поток событий, поток самой жизни. Это время мы переживаем непосредственно и внутри него иногда возможно действовать свободно. «Интервал длительности существует только для нас и вследствие взаимного проникновения наших состояний сознания, вне нас нельзя найти ничего, кроме пространства, и таким образом одновременностей, о которых нельзя даже сказать, что они следуют друг за другом объективно», - пишет Бергсон. Творческой эволюцией каждого организма управляет жизненная сила, жизненный порыв, жизненный дух. Эта основная энергия не имеет специфической цели и производит бесконечные вариации форм. Органом познания этого жизненного порыва, по Бергсону, выступает интуиция, где акт познания «совпадает с актом, порождающим действительность». Интуиция – это созерцание, которое не зависит от практических интересов, она свободна от различных точек зрения, которые связаны с практикой. «Существует по меньшей мере одна реальность, которую мы схватываем изнутри, путем интуиции, а не простым анализом... Это наше Я, которое длится», - подводит итог Бергсон. Подобное понимание жизни шире натуралистического, т.к. включает не только существование организма, но и переживание этого существования на уровне психики, духовного.
3. Культурно-историческое направление философии жизни (О.Шпенглер, Г.Зиммель, В.Дильтей и др.), где жизнь определяется как уникальный способ реализации объективного творческого духовного начала в неповторимых культурно-исторических формах (язык, символы, искусство, религия, менталитет, идеология и др.). Речь идет именно об объективных творческих потенциях, о жизни культуры, жизни народа, исторической жизни. Освальд Шпенглер (1880-1936) в своей основной работе «Закат Европы» (1918) говорит о духовном жизненном начале каждой локальной культуры – уникальной Душе, которая «расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной наподобие растения». Сама культура (экономика, политика, мифология, наука, религия, мораль, философия, искусство, обычаи, быт людей) есть организм, символическое тело своей Души. Душа появляется и начинает самореализовываться, воплощаться в различных формах до тех пор, пока она полностью не исчерпает свои внутренние потенции. Подобно любому живому организму культура проходит в своем развитии определенный жизненный цикл (около 1000 лет) – рождение, развитие, расцвет, умирание, смерть в виде цивилизации (где замирает духовная жизнь, падает религиозная вера, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается и «воцаряется интеллект»). Подобно Ницше и Бергсону, Шпенглер выступает против всего механического, безжизненного, ординарного, несвободного, массового. У философов этого направления критика механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда их стремление разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера).
Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается, прежде всего, в восстании против характерного для конца XIX –начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило, отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой.
Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям – преобразования мира с целью приспособления его к интересам человека.
Психоанализ З. Фрейда.
Известно, что главным
регулятором человеческого
Фрейд считал, что в нашей жизни нет случайностей, любое ничтожное событие нашей внешней, сознательной психической жизни чем-то определено. Он обратил внимание, что забывание и ошибочные действия возникают и у тех людей, которые не устали, не рассеяны, не взволнованы. К тому же существует большое количество действий, которые мы выполняем с минимальным вниманием, но абсолютно уверенно. Например, на прогулке мы часто совсем не думаем, куда идем, но не сбиваемся с пути и приходим точно, куда хотели. Хороший певец или пианист не думает о том, какую ноту надо взять или какую клавишу нажать, существует ряд действий, которые мы совершаем тем уверенней, чем меньше обращаем на них внимания.
Фрейд увлекался физикой и даже пытался объяснить некоторые чувства (любовь—ненависть, симпатии и антипатии) с точки зрения притяжения и отталкивания в физическом мире. Что будет с человеком, если он «потеряет» свое бессознательное? Сможет ли он так же жить и ориентироваться в окружающем мире? На первый взгляд кажется, что — да. Мы познаем мир, слышим и видим на сознательном и бессознательном уровне. Сознание рассматривает картинки окружающей действительности и слушает звуки, а что делает бессознательное? Оказывается, бессознательное «видит» сознание со стороны, наблюдает за ним, дает нам чувство принадлежности себе самому! Сознание контролирует бессознательное, а бессознательное, в свою очередь, играет роль управления и контроля над сознанием. Если человек потеряет чувство бессознательного переживания, видения себя со стороны, то он перестанет управлять собой.
Методы классической психологии не позволяют приникать в бессознательные слои психики, вот тогда-то и возникает необходимость в создании новых методов. И Фрейд начинает экспериментировать, он анализирует сновидения, ошибки повседневной жизни (оговорки, очитки, описки), невротические симптомы и истолковывает их символику по аналогии со сказками и мифами. Экспериментирует и публикует результаты своих экспериментов. Основное положение его психоанализа — бессознательное обнаруживается в любой человеческой деятельности, в любом поведении, точнее — в любом сознательном поведении. Существуют силы, которые заставляют человека действовать без того, чтобы они (эти силы) были осознаны. Для самого Фрейда бессознательное было категорией иррациональной, это «обратная сторона светлого, управляемого неумолимыми законами, которое создала для нас наука». Суть метода психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед до сознания больного доводится истинная причина его заболевания. Больной начинает осознавать то, что было вытеснено.
Психоанализ как метод
терапии состоит в выявлении,
затем доведении до сознания и
переживания бессознательных
Позитивизм.
Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что
подлинное «положительное» знание может быть получено лишь как
результат отдельных конкретных наук и их синтетического объединения и
что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное
исследование реальности, не имеет права на существование.
Основателем позитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 - 1857).
Значительный вклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль
(1806 - 1873) и Г. Спенсер (1820 - 1903).
-наука ничего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», а
отвечает на вопрос, «как»;
-она дает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не
объясняет их;
-она не нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с
«метафизическими» абстракциями
Поэтому, позитивисты:
-объявили борьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили, что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение
-задача положительной философии должна состоять в систематизации
конкретно- научного знания на основе рациональной классификации наук.
Причины возникновения позитивизма:
1. Бурный прогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
2. Доминирование (преобладание) в области методологии спекулятивных
философских воззрений, не соответствовавших конкретным целям
естествоиспытателей.
Информация о работе Западная философия 2-й половины XIX - начала ХХ века