Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:35, контрольная работа
Немецкая классическая философия - уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
-глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
-совместить в себе множество известных в тот период философских направлений - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли.
Немецкая классическая философия - уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
-глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
-совместить в себе множество известных в тот период философских направлений - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
-открыть ряд имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.).
Индивидуальными особенностями немецкой классической философии являются:
-доминирование идеализма;
-главный метод философского творчества - диалектика.
Также, немецкую классическую философию называют философией для философов (т.е. для самокритики) и философией "профессорской", т.е. не предназначенной для широких масс. Актуальность немецкой классической философии в том, что она легла в основу популярных современных философских направлений - прагматизма и экзистенциализма.
Место и роль немецкой классической философии в истории философии
С конца XVIII столетия стало очевидно, что существующая философия (философия Нового времени) уже себя исчерпала. Она уже не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука этого времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость.
Задача философски обобщить
состояние и уровень
Немецкая философия конца XVIII - середины XIX столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли.
Немецкая классическая философия поменяла стиль мышления в европейской культуре. Новизна утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности.
Благодаря естественно - научной революции XVII в., а также открытиям естествознания XVIII в. в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания, в качестве которого выступили точные науки - математика, механика. Все остальное «ненаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, объявлялось второстепенным.
Классики немецкой классической философии показали, что наука - одна из возможных форм знания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. тоже заключают в себе неисчерпаемые богатства, они ценны и незаменимы.
Найденные новые концепции не отрицают старых, т.к. истины относительны и многогранны.
Также немецкая классическая философия доказала, что нет варварских или цивилизованных народов, а у каждого народа есть свой «дух», который неповторим и имеет индивидуальное предназначение.
Таким образом, немецкой классической философией была снята однозначность дихотомий «научно - ненаучно», «истинно - ложно», «цивилизованно - варварски» и пр. Картина мира стала несравненно более сложной и объемной.
Формирование таких тезисов стимулировало появление в XIX в. новых отраслей знания. Немецкая классическая философия дала толчок росту наук о культуре, гуманитарном знании.
Философскими открытиями немецкой классической философии являются идеи опознавательной активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей природы духа, сознания.
Разработка философских понятий и категорий была проведена на очень высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является образцовой.
Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.
Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля, средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем. Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом, что и как были начаты еще в условиях культуры античности.
Обобщая сказанное, следует сказать: немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли. Это вовсе не значит, что развитие философской мысли закончено немецкой классической философией. Вовсе и вовсе нет! Как не может остановиться развитие содержание нашего воззрения на мир и наше место в этом мире, точно так же не может остановиться развитие философской мысли народами еще существующей европейской культуры. Но все же, следует признать, что после немецкой классической философии европейская философия, философия европейских народов выходит за рамки собственно европейских народов и начинает развиваться в мировом масштабе, это, во-первых, а во-вторых - внутри самой европейской культуры начинает развиваться кроме традиционно античных, также на основах некогда чуждым и, в последнее время, враждебных духу и основам античной философии.
Вопросы суждения
15. Каким образом немецкой классической философии удалось прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии?
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие
прогрессивного и регрессивного развития.
Термин “диалектика” (от греч.
– искусство веcти беседу, спор) имеет
различные смысловые оттенки. Впервые
его применил Сократ, имея в виду искусство
диалога, направленное на достижение истины
путем столкновения различных мнений.
Платон рассматривал диалектику как процесс
разделения понятий на виды и связывание
их в более общие понятия, “роды”.
Гегель расширил понимание диалектики,
вывел ее из рамки движения мысли, увидел
столкновение и объединение противоположностей
в самой действительности, в истории, в
культуре.
В марксистской философии традиции диалектика определялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.
В современных вариантах
диалектики практически отсутствует
понимания ее как о развитии. Доминирует
представление о диалектике как
форме осмысления полярностей, противоположностей,
пронизывающих нашу жизнь, сознание,
историю. Различные варианты толкования
диалектики предлагают различные принципы
взаимоотношений
Принципы диалектики
Принцип – это сложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную напраленность исследования, его “дух”. К таким принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.
Принцип развития является прямым
следствием признания движения основным
свойством (атрибутом) материи. Вместе
с тем принцип развития выделяет в многочисленных
видах движения его ведущую форму – развитие.
Движение может быть круговым (обратимым),
регрессивным и прогрессивным (необратимые
формы движения). Развитие аккумулирует
в себе особенности всех трех видов движения,
оно предполагает необратимость (невозможность
полного возврата к исходной точке), преемственность
(связь нового и старого), направленность,
цикличность.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа
развития, как бы раскрывает условие реализации
первого принципа. Возникновение, изменение,
развитие невозможно в изолированном
состоянии, оно предполагает связь внутреннего
и внешнего. Наконец, само развертывание
противоречия как основное содержание
принципа развития есть особая форма связи
противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия) со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то становится очевидным и “принципиальным” существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.
Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания.
“Абстрактное” и “Конкретное” имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная действительность, где существенное и несущественное не разделены. Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой смысл.
Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета.
Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – “житейские” суждения. Познание происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.
Принцип единства логического
и исторического помогает понять, как
конкретное в действительности трансформируется
в конкретное в познании.
Логическое – это теоретическое воспроизведение
закономерностей реального развития.
Историческое – процесс развертывания
действительности во времени во всем многообразии
ее конкретных форм.
Информация о работе Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли