Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 08:30, контрольная работа
Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Прежде всего - это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, - это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке
1. Функции философии
2. Философия XX века об особенностях информационного общества
3. Понятие материального и идеального
4. Проблема критериев истины
5. Сознание и самосознание
6. Ненасилие и самосовершенствование человека
7. Традиции и новаторство в развитии общества
8. Сущность экологического кризиса
9. Ноосфера – это
10. Схоластика – это
11. Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ «Бакалавр юриспруденции»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5
ПО ПРЕДМЕТУ: ФИЛОСОФИЯ
Выполнил
студент 1 курса
заочного отделения
г. Салехард, 2013 г.
Содержание.
1. Функции философии
2. Философия XX века об
особенностях информационного
3. Понятие материального и идеального
4. Проблема критериев истины
5. Сознание и самосознание
6. Ненасилие и
7. Традиции и новаторство в развитии общества
8. Сущность экологического кризиса
9. Ноосфера – это
10. Схоластика – это
11. Список литературы
1. Функции философии.
Функции философии - основные направления применения
философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение. Прежде всего
- это мировоззренческая функция, которая связана с
абстрактно-теоретическим, понятийным
объяснением мира, в отличие от всех других
видов и уровней мировоззрения. Философия способствует формированию
целостности картины мира, представлений
об его устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром. Единственное, что хотелось бы здесь
добавить, - это указать на двойственный
характер самих философских концепций,
который выражается в их тяготении или
к научному знанию, объективной истине,
или к псевдонауке. Гносеологическая
- одна из основополагающих функций философии
- имеет целью правильное и достоверное
познание окружающей действительности
(то есть механизм познания). Методологическая функция заключается в том,
что философия выступает как общее учение
о методе и как совокупность наиболее
общих методов познания и освоения действительности
человеком. Следует выделить и прогностическую функцию философии, которая
заключается в том, чтобы на основании имеющихся
философских знаний об окружающем мире
и человеке, достижениях познания спрогнозировать
тенденции развития, будущее материи,
сознания, познавательных процессов, человека,
природы и общества. При этом степень вероятности
прогноза, естественно, будет тем выше,
чем больше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть
мыслительно-теоретическую функцию, которая выражается в том, что философия
учит концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логические схемы,
системы окружающего мира Критическая функция философии. Она распространяется
не только на другие дисциплины, но и на
саму философию. Принцип «подвергай все
сомнению», со времен античности проповедуемый
многими философами, как раз и свидетельствует
о важности критического подхода и наличия
определенной доли скепсиса по отношению
к существующему знанию и социокультурным
ценностям. Он играет антидогматическую
роль в их развитии. При этом необходимо
подчеркнуть, что положительное значение
имеет лишь основывающаяся на диалектическом
отрицании конструктивная критика, а не
абстрактный нигилизм. С критической функцией
философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios— ценный). Любая философская
система содержит в себе момент оценки
исследуемого объекта с точки зрения самих
различных ценностей: социальных, нравственных,
эстетических, идеологических и т.п. Особенно
остро эта функция проявляется в переходные
периоды общественного развития, когда
возникает проблема выбора пути движения
и встает вопрос, что следует отбросить,
а что сохранить из старых ценностей. Социальная функция философии является
довольно многоплановой по своему содержанию
и охватывает различные аспекты общественной
жизни: философия призвана выполнить двуединую
задачу — объяснять социальное бытие
и способствовать его материальному и
духовному изменению. При этом следует
помнить, что в общественной жизни социальные
изменения, эксперименты и реформы имеют
особую ценность и значение. Поэтому прежде
чем пытаться изменить социальный мир,
нужно предварительно его хорошо объяснить.
Именно философии принадлежит прерогатива
в разработке всеобъемлющих концепций
интеграции и консолидации человеческого
общества. Ее задача — помочь осознать
и сформулировать коллективные цели и
направить усилия на организацию коллективных
действий по их достижению. При этом степень
жизненности философской концепции определяется
тем, насколько каждый индивид может ее
понять и принять. Следовательно, несмотря
на свой всеобъемлющий характер, философия
должна быть адресована каждому человеку.
С социальной функцией тесно связана воспитательно-
2. Философия XX века
об особенностях
Благодаря компьютерным технологиям, обеспечивающим с колоссальной скоростью передачу огромных массивов информации из одной точки земного шара в любую другую, сегодняшнее цивилизованное человечество вступает в новую, информационную эру. Процесс информатизации общества берет свое начало в 60-х годах прошлого столетия, когда возникло новое общественное обстоятельство, качественно отличное от индустриального общества. И сегодня вряд ли можно найти тему более модную и широко обсуждаемую, чем современная глобальная информационная революция, и те перемены, к которым она привела и приведет в будущем как в обществе в целом, так и для каждого человека в частности. Исходя из этого, естественно, что нет и равнодушных к этим переменам. Одни их восхваляют и объявляют началом и главным содержанием новой эры в истории человечества, утверждением информационного общества. Другие относятся к ним с опаской, отмечая, что эти перемены усложняют жизнь человека и уводят людей в виртуальный мир, который далек от действительности. Третьи признают как новые возможности и перспективы, которые открывают информационные технологии, так и опасности, которые нужно вовремя осознать и предупредить. Исследователи единогласно утверждают, что процесс информационной революции, формирование информационного общества радикально меняет наши возможности создавать, хранить, передавать, воспринимать разнообразную информацию, заполняет все поры жизни общества, окутывает человека на работе и дома, не оставляет укромных уголков, где можно было бы осмыслить происходящее спокойно и не торопясь. На современном этапе развития человечества, можно с уверенностью сказать, что заканчивается время индустриального общества, предпосылки которого заложены пять веков назад, а реальный отсчет начался с промышленной революции последней трети XVIII — начала XIX вв. Споры идут вокруг того, что представляет собой идущее ему на смену общество, как «окрестить» рождающуюся на наших глазах и с нашим участием новую эпоху, как назвать ее. По мнению исследователей, основоположником теории постиндустриального общества является американский социолог Д. Белл, который в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество», где пишет, что постиндустриальное общество не является проекцией или экстраполяцией современных тенденций западного общества; это новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему, точно так же, как она сама вытеснила когда-то аграрную. Следует особенно подчеркнуть, что важнейшим признаком постиндустриального общества Д. Белл считал вступление человечества в информационную эру. По мере того, как мы приближаемся к концу двадцатого столетия, становится все более очевидным, что мы вступаем в информационную эру. Это означает не просто развитие существовавших ранее способов коммуникации, а вызывает к жизни принципы социальной и технологической организации, базирующиеся не на механической технике, а на «интеллектуальной технологии», что позволяет нам говорить о новом принципе общественной организации и социальных перемен, - пишет Д. Белл. Совершенно иные подходы к характеристике будущего общества разрабатывали Питирим Сорокин и Аурелио Печчеи, выдвигавшие изменения в человеке, принцип гуманизма на передний план. Н. Бердяев еще в 1918 г. считал, что конец Ренессанса и присущего ему гуманизма, кризис рода человеческого произошел с вхождением машины в жизнь человеческих обществ. По его мнению, процесс машинизации и механизации человеческой жизни «убил ренессансное обращение к природе, оторвал человека от природы, по-новому поставил между человеком и природой машину, механизируя человеческую жизнь и замыкая человека в искусственную культуру». В последующие десятилетия, особенно в тоталитарных государствах, тенденция превращения человека в придаток огромной машины — индустриальной, экономической, военной, государственной — еще более отчетливо проявилась. Как отмечает Ю. Яковец, мы живем в переходный период, когда эпоха государства машины подходит к концу, приходит время нового гуманизма, раскрепощающего творческие, духовные силы человека, высвобождающего его из машинного плена. Информационная революция не является главной отличительной чертой нового общества. Более того, она таит в себе опасность продления технократического господства в рамках всемирной машины, ухода человека в виртуальный мир от трудностей реального мира, полного жизненных сил и противоречий. Концепция информационного общества может стать теоретической базой возрождения индустриального технократизма, одряхлевшего, переживающего последнюю фазу своего жизненного цикла — в новой оболочке, более мощной и сильнее угнетающей человека. Не требует специального доказательства то, что информационная революция приносит огромные позитивные плоды в нашем обществе. Но, как отмечают исследователи, это — только одна сторона медали. Дело в том, что постепенно проходит эйфория от первоначальных успехов и блестящих перспектив информационного переворота, начинают вырисовываться новые опасности и угрозы, которые он таит. Оценивая эти тенденции, исследователи подчеркивают, что развитие вычислительной техники и информационных технологий оказывает революционизирующее влияние на общество, стремительно меняя условия нашей жизни. Оно оказывает огромное влияние на духовный мир людей и способно перестроить основы нравственности. Общеизвестно, что прогресс человечества характеризуется не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности социальной системы и ее возможности усовершенствовать отношения личности и общества, развивать культуру. А культура, как процесс реализации духовных ценностей, выражает уровень «господства» человека над природой, т. е. показывает, чего достигло общество в направлении развития науки и техники, и одновременно, характеризует степень гуманизации человеческих отношений. Такое понимание прогресса и сущности культуры означает, что ядром всех изменений и преобразований, точкой отсчета и целью всякого развития является личность, которая осуществляет свою жизнедеятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями и принципами гуманизма.
3. Понятие материального и идеального.
Материальное — всё, что принадлежит действительности (
4. Проблема критериев истины.
Как в прошлом, так и в современных
условиях три великих ценности остаются
высоким мерилом деяний и самой жизни
человека – его служение истине, добру
и красоте. Первая олицетворяет ценность
знания, вторая – нравственные устои жизни
и третья - служение ценностям искусства.
При этом истина, есть тот фокус, в котором
соединяются добро и красота. Истина -
это цель, к которой устремлено познание,
ибо, как справедливо писал Ф.Бекон, знание
- сила, но лишь при том непременном условии,
что оно истинно. Истина есть знание. Но
всякое ли знание есть истина? Знание о
мире и даже об отдельных его фрагментах
в силу ряда причин может включать в себя
заблуждения, а порой и сознательное искажение
истины, хотя ядро знаний и составляет,
как уже отмечалось выше, адекватное отражение
действительности в сознании человека
в виде представлений, понятий, суждений,
теорий. Но что такое истина,
истинное знание? На протяжении всего
развития философии предлагается целый
ряд вариантов ответа на этот важнейший
вопрос теории познания. Еще Аристотель
предложил его решение, в основе которого
лежит принцип корреспонденции: истина
- это соответствие знания объекту, действительности.
Р. Декарт предложил свое решение: важнейший
признак истинного знания - ясность. Для
Платона и Гегеля истина выступает как
согласие разума с самим собой, поскольку
познание является с их точки зрения раскрытием
духовной, разумной первоосновы мира.
Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус, рассматривал
истину как результат совпадения восприятий
большинства. Конвенциональная концепция
истины считает истинное знание (или его
логические основания) результатом конвенции,
соглашения. Наконец, отдельными гносеологами
как истинное рассматривается знание,
которое вписывается в ту или иную систему
знаний. Иными словами, в основу этой концепции
положен принцип когерентности, т.е. сводимости
положений либо к определенным логическим
установкам, либо к данным опыта. Наконец,
позиция прагматизма сводится к тому,
что истина состоит в полезности знания
его эффективности. Разброс мнений достаточно
велик, однако наибольшим авторитетом
и самым широким распространением пользовалась
и пользуется классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля
и сводящаяся к корреспонденции, соответствию
знания объекту. Что касается других позиций,
то при наличии и в них определенных положительных
моментов они содержат в себе коренные
слабости, позволяющие не согласиться
с ними и в лучшем случае признать их применимость
лишь в ограниченных масштабах. Классическая
концепция истины хорошо согласуется
с исходным гносеологическим тезисом
диалектико-материалистической философии
о том, что познание есть отражение действительности
в сознании человека. Истина с этих позиций
есть адекватное отражение объекта познающим
субъектом, воспроизведение его таким,
каким он существует сам по себе, вне, и
независимо от человека, его сознания. Существует ряд форм
истины: обыденная или житейская, научная
истина, художественная истина и истина
нравственная. В целом же форм истины почти
столько, сколько видов занятий. Особое
место среди них занимает научная истина,
характеризующаяся рядом специфических
признаков. Прежде всего это направленность
на раскрытие сущности в отличие от обыденной
истины. Кроме того, научную истину отличает
системность, упорядоченность знания
в ее рамках и обоснованность, доказательность
знания. Наконец, научную истину отличает
повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.
А теперь обратимся к главным характеристикам
истинного знания. Ключевой характеристикой
истины, ее главным признаком является
ее объективность. Объективная
истина - это такое содержание наших знаний,
которое не зависит ни от человека, ни
от человечества. Иными словами, объективная
истина представляет собой такое знание,
содержание которого таково, каково оно "задано" объектом,
то есть отражает его таким, какое он есть.
Так, утверждения, что земля шарообразна,
что 3 > 2, - это объективные истины. Если
наше знание - это субъективный образ объективного
мира, то объективное в этом образе и есть
объективная истина. Признания объективности
истины и познаваемости мира равнозначны.
Но, как отмечал В.И.Ленин, вслед за решением
вопроса об объективной истине следует
второй вопрос: ".Могут ли человеческие
представления, выражающие объективную
истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно,
абсолютно, или же только приблизительно,
относительно? Этот второй вопрос есть
вопрос о соотношении истины абсолютной
и относительной". Вопрос о соотношении истины
абсолютной и относительной выражает
диалектику познания в его движении к
истине, о чем уже шла речь выше, в движении
от незнания к знанию, от знания менее
полного к знанию более полному. Постижение
истины, - а объясняется это бесконечной
сложностью мира, его неисчерпаемостью
и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто
в одном акте познания, оно есть процесс.
Этот процесс идет через относительные
истины, относительно верные отражения
независимого от человека объекта, к истине
абсолютной, точному и полному, исчерпывающему
отражению этого же объекта. Можно сказать,
что относительная истина - это ступень
на пути к истине абсолютной. Относительная
истина содержит в себе зерна истины абсолютной,
и каждый шаг познания вперед добавляет
в знание об объекте новые зерна истины
абсолютной, приближая к полному овладению
ею. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание,
не зависящее ни от человека, ни от человечества,
но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего
знания об объекте. Больше того, будучи
истиной объективной, она содержит в себе
и частицы, зерна истины абсолютной, является
ступенью на пути к ней. И в то же время
истина конкретна, поскольку сохраняет свое
значение лишь для определенных условий
времени и места, а с их изменением может
превратиться в свою противоположность.
Благотворен ли дождь? Однозначного ответа
быть не может, он зависит от условий. Истина
конкретна. Та истина, что вода кипит при
1ОО 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь
при строго определенных условиях. Положение
о конкретности истины, с одной стороны,
направлено против догматизма, игнорирующего
перемены, происходящие в жизни, а с другой
стороны - против релятивизма, отрицающего
объективную истину, что ведет к агностицизму.
Но путь к истине отнюдь не усеян розами,
познание постоянно развивается в противоречиях
и через противоречия между истиной и
заблуждением. Заблуждение - это такое содержание сознания,
которое не соответствует реальности,
но принимается за истинное. Взять хотя
бы идею самозарождения жизни, которая
лишь в результате работ Пастера была
похоронена. Или положение о неделимости
атома, надежды алхимиков на открытие
философского камня, с помощью которого
все легко может превращаться в золото.
Заблуждение - результат односторонности
в отражении мира, ограниченности знаний
в определенное время, а также сложности
решаемых проблем. Ложь - намеренное искажение
действительного положения дел с целью
обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает
облик дезинформации - подмены из корыстных
целей достоверного недостоверным, истинного
ложным. Примером подобного использования
дезинформации может служить разгром
Лысенко генетики в нашей стране на основе
клеветы и непомерного восхваления своих
собственных "успехов", что очень
дорого обошлось отечественной науке.
Вместе с тем сам факт возможности для
познания впадать в заблуждение в процессе
поиска истины требует отыскания инстанции,
которая могла бы помочь определить, истинен
некоторый результат познания или ложен.
Иными словами - что является критерием
истины? Поиск такого надежного
критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза
считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится
как критерий истины в простых случаях,
но критерий этот субъективен, а потому
и ненадежен - ясным может представляться
и заблуждение, особенно потому, что это
мое заблуждение. Другой критерий - истинно
то, что признается таковым большин
Так каков же в действительности критерий истины? Ответ на этот вопрос дал К.Маркс в своих "Тезисах о Фейербахе": "...Обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос". Но почему практика может выступать в роли критерия истины? Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна. Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике. Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.
5. Сознание и самосознание.
Понятие сознания. Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного - природа; для человека - природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. Как же можно определить сознание? Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Структура и источники сознания. Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы. Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода информация является результатом взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею. Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и тому подобное. Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние. Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание. Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а отображаемый предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и объекта, сознания и предмета, безусловно, является бытие. Реальный образ жизни человека, его бытие вот что определяет его сознание. А мозг это орган, который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е. правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
Понятие самосознания. Сознание предполагает выделение
субъектом самого себя в качестве носителя
определенной активной позиции по отношению
к миру. Это выделение себя, отношение
к себе, оценка своих возможностей, которые
являются необходимым компонентом всякого
сознания, и образует разные формы той
специфической характеристики человека,
которая именуется самосознанием. Самосознание
есть определенная форма реального явления
- сознания. Самосознание предполагает
выделение и отличение человеком самого
себя, своего Я от всего, что его окружает.
Самосознание - это осознание человеком
своих действий, чувств, мыслей, мотивов
поведения, интересов, своего положения
в обществе. В формировании самосознания
существенную роль играют ощущения человеком
своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание есть сознание, направленное
на самого себя: это сознание, делающее
своим предметом, объектом сознание. Как
это возможно с точки зрения материалистической
теории познания вот в чем состоит главный
философский вопрос проблемы самосознания.
Вопрос состоит в выяснении специфики
этой формы сознания и познания. Эта специфика
определена, тем, что в акте самосознания
сознание человека, будучи субъективной
формой действительности, само раздваивается
на субъект и объект, на сознание, которое
познает (субъект), и сознание, которое
познается (объект). Такое раздвоение,
как оно ни кажется странным для обычного
мышления, является очевидным и постоянно
наблюдаемым фактом. Самосознание самим
фактом своего существования еще раз доказывает
относительность различия и противоположности
объекта и субъекта, неправильность представлений
о том, что в сознании все субъективно.
Факт самосознания показывает, что разделение
действительности на объект и субъект
не ограничивается лишь отношением внешнего
мира к сознанию, но что и в самом сознании
имеется это деление, выражающееся по
меньшей мере в двух формах: в соотношении
объективного и субъективного в содержании
сознания и в форме разделения сознания
на объект и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь
в плане индивидуального сознания, как
проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое
в широком философском аспекте, включает
в себя также и аспект социологический.
В самом деле, говорим же мы о классовом
самосознании, о национальном самосознании
и т. п. Психологические науки, изучающие
явление сознания, представляют собой
также самосознание людей и самопознание
человеком человека. Таким образом, самосознание
выступает и в форме индивидуального и
в форме социального самосознания .Наибольшую
гносеологическую трудность представляет
собой индивидуальное самосознание. Ведь
самосознание общества является либо
познанием общественных явлений (форм
общественного сознания, личности и пр.)
отдельными людьми, учеными, либо изучением
сознания всех людей теми же отдельными
людьми (этим занимается психологическая
наука). В обоих случаях мы не выходим из
рамок обычного соотношения общего и отдельного,
соотношения между объектом (обществом)
и субъектом (человеком, отдельными людьми).
В индивидуальном же самосознании перед
нами факт раздвоения сознания этого отдельного
человека на объект и субъект. Идеалистическая
философия рассматривает это раздвоение
как наличие в сознании особой субстанции,
чистой субъективности («духа», «души»),
делающей своим предметом всю остальную
субъективность, т. е. совокупность всех
текучих явлений сознания. Материалистическая
философия, психология, физиология и психопатология
накопили уже большой материал для научного
объяснения явления самосознания, его
генезиса и психологического механизма.
Материалисты, отвергая мистическую трактовку
самосознания, считают самосознание одной
из форм сознания, имеющей те же гносеологические
корни, что и сознание в целом. Они различают
две формы сознания: предметное сознание
и самосознание. Имеются и социальные
предпосылки самосознания. Самосознание
не является созерцанием собственного
изолированного индивида, оно возникает
в процессе общения. Общественная обусловленность
формирования самосознания заключается
не только в непосредственном общении
людей друг с другом, в их оценочных отношениях,
но и в формулировании требований общества,
предъявляемых к отдельному человеку
в осознании самих правил взаимоотношения.
Человек осознает себя не только посредством
других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Самосознание
в процессе жизни человека развивается
не только на базе «органических ощущений
и чувств», но и на основе его деятельности,
в которой человек выступает творцом созданных
им предметов, что развивает в нем сознание
различия субъекта и объекта. Материалистическое
понимание самосознания основывается
на том положении, что в человеческом «я»,
взятом в его психологическом плане, «нет
ничего, кроме психических событий и связей,
которые они имеют между собой или с внешним
миром. Однако способность «я» в процессе
самосознания отвлекаться от всех переживаемых
им состояний (от ощущений до мышления),
способность рассмотрения субъектом всех
этих состояний в качестве объекта наблюдения
ставит вопрос о различении текучих и
стационарных, устойчивых сторон содержания
сознания. Это различение представляет
собой явление внутреннего опыта. Наряду
с постоянно меняющимся содержанием сознания,
вызываемым изменениями внешнего и внутреннего
мира, в сознании имеется момент устойчивый,
относительно постоянный, вследствие
которого человек сознает, отличает себя
как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего тождества «я», единства
самосознания была предметом размышлений
многих философов, в том числе И. Канта,
выдвинувшего учение о трансцендентальном
единстве апперцепции, т. е. об единстве
познавательного опыта. Следует затронуть
и вопрос: что возникает раньше предметное
сознание или самосознание? Иначе, является
ли самосознание предпосылкой и низшей
ступенью сознания или продуктом развитого
сознания, его высшей формой. Во второй,
более общей формулировке, он представляет
известный интерес и для философии. Самосознание
- это процесс, проходящий различные ступени
развития. Если взять самосознание в его
первичных, элементарных формах, то оно
уходит далеко в область органической
эволюции и предшествует человеческому
сознанию, является одной из его предпосылок.
Если же рассматривать самосознание в
его наиболее развитых формах, как один
из признаков класса или личности, и разуметь
под ним понимание классом или личностью
своей роли в общественной жизни, призвания,
смысла жизни, то, конечно, такое самосознание
стоит ваше сознания в общем смысле этого
слова, является формой общественного
сознания. Таким образом, сознание - это высшая форма отражения
мира, свойственная только человеку. Оно
связано с членораздельной речью, логическими
обобщениями, абстрактными понятиями.
«Ядром» сознания является знание. Имея
многокомпонентную структуру, сознание
является, тем не менее, единым целым. Итак,
сознание выступает как ключевое, исходное
философское понятие для анализа всех
форм проявления духовной и душевной жизни
человека в их единстве и целостности,
а также способов контроля и регуляции
его взаимоотношений с действительностью,
управление этими взаимоотношениями. Самосознани