Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 14:23, контрольная работа
1. «Раскройте структуру философского знания».
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни).
Федеральное государственное казенное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный юридический институт МВД России
Кафедра гуманитарных и экономических наук
Контрольная работа по философии
Вариант№1
Выполнил:
Проверил:
Хабаровск 2012
1. «Раскройте структуру философского знания».
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IV в. до н. э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.
В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту), в лоне общих систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант, В одном из итоговых своих сочинений - в «Критике способности суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).
Гегель строит свою систему в виде «Энциклопедии философских наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:
- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);
- философию природы;
- философию духа (к последней
относится комплекс
Как видим, логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. - круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.
Так, эстетика (вопреки достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку вся философия эстетична (высший акт разума, как писал Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко и полно эстетическая природа философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным исследованием, как «История античной эстетики» А.Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.
Об истории философии речь пойдет далее. Но уже сейчас, в контексте вопроса о структуре философского знания, следует указать на то, что в философии ее история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.
В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.
2. «Идеализм общая характеристика и основные формы»Идеализм- (от франц. idealisme, от греч. idea. - идея, образ, понятие) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Хотя сам идеализм возник более 2,5 тыс. лет назад, но как термин, распространение получает в конце 18 в. после постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса о соотношении бытия и мышления. Классическая формулировка этого вопроса принадлежит Гегелю: по его определению, при разрешении противоположности между бытием и мышлением философия "распадается на две основные формы разрешения этой противоположности - реалистическую и идеалистическую".
Следует различать две
Исторический прообраз
Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Беркли и Юма.
В пределах этих двух форм в истории
философии существовали их вариации, определяемые
тем, как понимается духовное первоначало:
как мировой разум (панлогизм) или мировая
воля (волюнтаризм), как единая духовная
субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов
(монадология), как разумное логически
постигаемое начало (идеалистический рационализм),
как чувственное многообразие ощущений
(идеалистический эмпиризм, сен
Историческими истоками
В самых различных видах
на разных этапах истории
3. Структурно изобразите этапы развития античной философии.
Античная философия
имеет свои временные и пространственные
границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э.
и до VI в. н.э., когда император Юстиниан
эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую
школу — Платоновскую Академию.
Греческая философская
мысль имеет свои этапы рождения, расцвета
и увядания. Первый этап, который часто
называют досократоеским, носит космоцентрический
характер и сохраняет вначале черты мифологии.
Это принципиально важный этап становления
философии как сферы рационального постижения
исходных оснований Космоса, стремления
проникнуть через видимое в невидимое,
начало различения явления и сущности,
бытия и небытия. Тем самым происходит
становление философской категориальной
системы.
На первом этапе развития
греческой мысли не всегда осознается
различие между понятиями и реальностью,
бытием и мышлением, что приводит к их
неявному или явному отождествлению. Это
нашло отражение в построениях философов
милетской школы, Гераклита, у которых
нелегко провести границу между водой
Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита
как всеобщими сущностями, образующими
начало бытия, с одной стороны, и соответствующими
чувственно воспринимаемыми природными
стихиями — с другой.
Вместе с тем принципиально
то, что впервые ставится вопрос о соотношении
чувственных данных и понятий. Противоречие
между чувственной всеобщностью и всеобщностью
понятия начинает стимулировать развитие
мысли. Открывается новый мир — мир мысли,
в котором «живут» понятия различной степени
общности. Начинают осознаваться конструктивные
возможности разума. Последнее находит
отражение в философских системах Сократа,
Демокрита, Платона, Аристотеля.
Второй этап — период
расцвета греческой философской мысли
— отличается от первого, во-первых, значительным
качественным расширением предметного
поля философии, во-вторых, развитием категориальных
средств пoстижения бытия и богатством
мыслей, опередивших свое время; в-третьих,
появлением в рамках общефилософских
представлений зачатков научного знания
и логики, которые впоследствии оказали
существенное влияние на все сферы человеческой
деятельности. В частности, к Платону восходит
мысль о философии как интеллектуально-духовной
деятельности по преодолению противоречия
между несовершенством наличной материальной
данности и совершенством мира идей. Подобное
противоречие — не внешнее для мыслящего
субъекта, а выступает как личная проблема,
решение которой приводит к совершенствованию.
преображению, одухотворению человека.
Аристотель различает
два уровня философии. Первая философия
занимается вопросами бытия как такового,
бытия вообще, тогда как вторая философия,
или физика, исследует бытие сущего, причастного
к движению. Проблема соотношения первой
и второй философии, как показапа дальнейшая
история мысли, не проста. Античная философия
в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля
получает свое наивысшее, классическое
развитие.
Это этап расцвета
греческого типа философии, наиболее полная
реализация конструктивных возможностей
спекулятивного разума.
Третий этап греческой
философии — эллинистический — характеризуется
включением элементов восточной культуры,
снижением уровня философских исследований,
распадом высоких философских школ Платона
и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы
больше интересуются философией практически,
нежели с точки зрения Истины и Блага в
традиционно греческом их смысле. Тем
самым меняются акценты в понимании предмета
философии, сужается сфера ее интересов,
возрастают скептицизм и критицизм в противовес
конструктивному мышлению предшественников,
появляются эклектические философские
течения.
4. Перечислите основные принципы философствования, раскройте смысл каждого из них. Ньютон устанавливает три "правила философского рассуждения". Речь идет, конечно, о методологических правилах. Поскольку правила, показывающие, как искать, предполагают, что мы знаем, что должны искать, они переплетены с тезисами метафизического порядка о природе и структуре вселенной.
"Правило I. Не следует
допускать причин больше, чем
достаточно для объяснения
С первым правилом тесно связано "правило II. Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами. Например, дыхание человека и животного; падение камней в Европе и в Америке; свет от огня в кухне и свет от Солнца; отражение света на Земле и на планетах". Это правило выражает второй онтологический постулат: единообразие природы. Никто не может контролировать отражение света на планетах, но на основании того факта, что природа ведет себя схожим образом на Земле и на других планетах, мы можем сказать это же и о природе света.
"Правило III: Свойства тел,
не допускающие ни