МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
По дисциплине: Философия
Вариант 4
Исполнитель: студент
Направление: Юриспруденция
Профиль: гражданско-правовой
.
Группа ЮР-13 НС
Ф.И.О Подчиненов С. В.
Екатеринбург
2013
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………... стр. 3.
- Общая характеристика эпохи
Средневековья……………………..стр. 3.
- Особенности средневековой
философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» – центральная проблема. …....стр. 5.
- Основные философские течения
(патристика и схоластика, реализм и номинализм)………………………………………………………...стр.
8.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…....стр.15.
- Литература………………………………………………………….стр.
16.
ВВЕДЕНИЕ
Философия
включает в себя учение об
общих принципах бытия мироздания
(онтология, или метафизика), о сущности
и развитии Человеческого общества
(социальная философия и философия
истории), учение о человеке и
его бытии в мире (философская
антропология), теорию познания (гносеология),
проблемы творчества, этику, эстетику,
теорию культуры и, наконец, свою
собственную историю, т.е. историю
философии, которая являет собой
существенную составляющую предмета
философии: история философии есть
часть содержания самой философии.
Так исторически сложился предмет
философии, т.е. круг ее специфических
разделов и проблем, так теоретически
и практически, т.е. организационно
и педагогически, дифференцировались
ее разделы. Разумеется, это деление
носит в известной мере условный
характер: все эти разделы образуют
некое едино-цельное образование,
в котором все составляющие, тесно
переплетаются друг с другом.
Предмет философии не одна
какая-нибудь сторона сущего, а
все сущее во всей полноте
своего содержания и смысла. Философия
нацелена не на то, "чтобы
определить точные границы и
внешние взаимодействия между
частями и частицами мира, а
на то, чтобы, преодолевая эти
границы, понять их внутреннюю
связь и единство.
Таким образом, основные усилия
осознавшей себя философской
мысли, начиная с Сократа, направляются
к тому, чтобы найти высшее
начало и смысл бытия. Уникальность
и смысл бытия человека в
мире, отношение человека к Богу,
проблемы сознания, идея души, ее
смерть и бессмертие, идеи познания,
проблемы нравственности и эстетики,
социальная философия и философия
истории, а также история самой
философии таковы, говоря предельно
кратко, фундаментальные проблемы (или
разделы) философской науки, таково
ее предметное самоопределение.
- Общая характеристика
эпохи Средневековья.
Для эпохи Средневековья характерен
феодальный социально-политический строй.
Основные слои населения: крестьяне-колонны,
ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном
обществе большую роль играло духовенство.
Монастыри были и крепостями, и центрами
земледелия, и очагами просвещения и культуры.
Сформировавшись в
классическую эпоху античности
как регулятор всех форм духовного
освоения действительности, философия
успешно выполняла функции трансляции,
хранения и умножения теоретического
знания в последующее тысячелетие.
Однако после того, как христианство
стало распространяться в пределах
Римской империи, античная философия
подверглась переработке. Осуществляя
грандиозную работу по осмыслению
христианства, в первую очередь
текстов Ветхого и Нового Заветов,
апологеты христианства и отцы
христианской церкви заложили
основы средневековой философии,
которая формировалась на протяжении
целого тысячелетия, и, несмотря на различные
направления и борьбу идей, представляла
собой к концу XIV века целостную систему
знания. В ее основание были заложены евангельская
и апостольская идеология в органическом
синтезе с греческой по преимуществу рационалистической
философией. В процессе переработки античного
духовного наследия отцы церкви почти
не тронули многие концептуальные допущения
античной философии, нормы познавательного
отношения к миру, понятия знания и ценностной
окраски познавательной деятельности.
Не только теология влияла на средневековую
философию, но и философия в свою очередь
определила специфику религиозного освоения
действительности, художественное творчество,
средневековую словесность, а также школы,
университеты и научные дисциплины. Религиозное
и светское, мистическое и рациональное,
иерархически организованное философское
знание средних веков может быть условно
разделено на несколько периодов: апологетика,
патристика, схоластика. В свою очередь
патристика весьма условно может делиться
на восточную и западную; в схоластической
философии выделяют ранний (XI-XII вв.) и поздний
(XIII-XIV вв.) периоды; в схоластике можно
также условно выделить рационалистическое
и мистическое направления. Характерные
черты средневековой философии:
• теоцентризм –
важнейшим предметом познания
является Бог, человеческая душа;
• креационизм –
учение о сотворении мира Богом
из ничего
• провиденциализм
– понимание истории как проявления
воли Бога;
• эсхатология – учение о конечных
судьбах мира и человека;
• сотериология – учение о
спасении, т. е. о путях обретения райского
блаженства и приближения к Богу;
• теодицея – объяснение,
почему в мире существует зло,
если Бог добр и справедлив;
• экзегетика –
искусство толкования религиозных
текстов.
3.Особенности средневековой
философии.
Особенности средневековой
философии В отличие от античности, где
истиной надо было овладевать, средневековый
мир мысли пребывал в уверенности об открытости
истины, об откровении в Священном Писании.
Идея откровения была разработана отцами
церкви и закреплена в догматах. Так понятая
истина сама стремилась овладеть человеком,
проникнуть в него. На фоне греческой мудрости,
как говорил Х. Ортега –и - Гассет, эта
идея была совершенно новой. Полагалось,
что человек рожден в истине, он должен
постичь ее не ради себя, но ради нее самой,
ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен
Богом не ради человека, но ради Слова,
второй Божественной ипостаси, воплощением
которой на земле являлся Христос в единстве
Божественной и человеческой природы.
Потому дольний мир
изначально мыслился встроенным
в высшую реальность, соответственно
встраивался в нее и человеческий
разум, определенным способом причащавшийся
этой реальности - в силу врожденности
человека в истину. Причащенный
разум - это определение средневекового
разума; функции философии заключаются
в том, чтобы обнаружить правильные
пути для осуществления причастия:
этот смысл и заключен в
выражении 'философия - служанка богословия
Разум был мистически ориентирован,
поскольку направлен на выявление
сущности сотворившего мир Слова,
а мистика рационально организована
в силу того, что иначе как
логически Логос и не мог
быть представлен. В силу этого
основаниями средневековой философии
были теоцентризм, провиденциализм,
креационизм, традиционализм. Опора
на авторитеты, без которых немыслима
обращенность к традиции, объясняет
идейную нетерпимость к ересям,
которые возникали внутри ортодоксального
богословствования. В условиях заданности
истины основными философскими
методами были герменевтический
и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим
и лингвистически-семантическим анализом
слова. Поскольку Слово лежало в основании
творения и соответственно было общим
для всего сотворенного, то оно предопределило
рождение проблемы существования этого
общего, иначе называемой проблемой универсалий
(от лат. universalia - всеобщее). С попытками
решения проблемы универсалий связаны
три философских течения: концептуализм
(существование общего вне и внутри конкретной
вещи), реализм (существование общего вне
и до вещи) и номинализм (существование
общего после и вне вещи). В то время, когда
средневековая философия представлялась
хранителем античных традиций (с одной
из главных идей - существования эйдосов,
образов вещей до вещей), реализм считался
единственно правильным подходом к познанию
того, что такое бытие; появление номинализма
свидетельствовало о распаде средневекового
мышления, а концептуализм был сочетанием
умеренного реализма с умеренным номинализмом.
Попытки разрешения
проблемы универсалий открывали
возможности обнаружить процедуры
сопричастности земного и горнего
миров. В контексте теологически
ориентированной культуры логика,
бывшая вместе и инструментом
философии и самой философией,
представляла собой особые способы
созерцания Бога, позволявшие строить
между Ним и человеком субъект
- субъектные отношения. По существу
такая логика непременно становилась
теологикой.
Средневековое слово
в зависимости от того, откуда
и куда оно было направлено,
претерпевало двойное преображение:
воплощение (Божественного слова) и
развоплощение (при направленности
слова от человека к Богу). Слово
было наивысшей реальностью именно
в силу его существования в
двух модусах. Мир мыслился существующим
потому, что было сказано, что
он существует. Сказание вело
к существованию, но при этом
любое сотворенное существо, оставаясь Причащенным Творцу, не могло
быть пассивным: вещь начинала вещать
о себе, иной вещи средневековье не знало.
Любая вещь в силу акта творения Богом
- у верховным субъектом, была субъектной
и соответственно личностной. Идеи субъектности
и личностности находятся в теснейшем
отношении со смыслом воплощенного Слова,
не имевшего аналогов ни в одной из предшествующих
религий и философских умозрений. Инкарнация
(воплощение) - не вселение Бога в тело.
Явление богов в
человеческом облике, известное
у греков, не означало их становления
человеком. Вселяясь в тело, боги
полностью сохраняли сверхчеловеческую
сущность. В христианстве вочеловечение
Бога включает в себя жертву,
принимаемую распятым Сыном человеческим,
то есть предполагает внутренние
таинственные богочеловеческие
отношения, теологическим истолкованием
которых служит учение о Троице.
Воплощение Слова, приобретение
духом своей окончательной действительности
означает, что логос освобождается
от спиритуалистического характера.
Единственность и неповторимость
акта искупления привели к
включению исторического в сферу
европейской мысли; это придает
совершенно особый статус средневековой
философии как философии истории.
Идея воплощенности Слова означала,
что зрение и слух становятся важнейшими
органами чувств, видение же как умозрение
- условием философствования.
Принцип креационизма,
лежащий в основании христианского
отношения к миру, предполагал, что
всеобще-необходимое знание принадлежит
только Богу, следовательно, возникшая
в античности логика, рассчитанная
на выявление истинного и ложного
суждения, перестает быть равноправной
с логикой диспута. На человеческом уровне
роль всеобще-необходимого знания начинает
исполнять этика, цель которой состоит
в поисках регулятивов для реализации
идеи спасения.
Они выражают в идеях самосознания,
поступка, совести. как нравственного
отношения к поступку, интенции осознанности
поступка, личной ответственности. Путь
к достижению спасения лежал через вопрошание
собственной души, прямо ставящее человека
перед Богом, то есть самопознание понимается
как богопознание, но совершаемое определенным
образом: При таком самопознании мысленно
расставляются основания мышления и основания
веры. Потому исповедь есть не только процедура
причащения Богу, но есть философствование,
примером чему является 'Исповедь' Аврелия
Августина (354-430), где наиболее очевидна
личная, вопросительная, осомневающая
позиция философии относительно несомненности
веры. В силу акта творения человека по
образу и подобию Бога, в силу дарованной
человеку способности разумного причащения
Богу человек впервые рассматривается
как личность, деятельность которой основана
на свободе воли.
Вопрос о свободе
воли тесно связан с вопросом
о Высшем благе, которым является
Бог, зле, которое толкуется как
нехватка блага, и предопределении
(выразителем этой идеи являлись
Августин, Иоанн Скот Эриугена
и др. Идея предопределения, однако,
не стала ортодоксальной идеей).
Смысл свободы воли связывался
не с подчинением необходимости,
а с определением поступков
совестью и свободным выбором
человека (Боэций, Абеляр, Бернард Клервоский,
Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский
и др.). Творец мира брал залог
для испытания духа опытом
мира в виде любви или ненависти,
что было тесно связано с
возможностью знания: чем больше
любовь к Богу, тем точнее знание.
Богооткровенность истины в Священном
писании предполагала необходимость
его комментария, который есть
речевая встреча смыслов Божественного
откровения и человеческого постижения.
В речевом диалоге, принявшем
форму диспута, была создана возможность
формирования такой диалектики, понятия
которой одновременно - вуосмысленно -
направлялись на сакральное и мирское,
образуя особый способ познания. Человеческий
взор, направленный на Бога, совершенствуется
в Его видении. Божественный, направленный
на человека, высвечивает его смертность,
конечность. Философствование осуществляется
в момент чтения авторитетного текста
или в момент его комментирования, то есть
оно всегда в настоящем, где вечное прикасается
к временному. Это не бесконечное совершенствование
в умозрении, а моментальное реагирование
на мысль, эту мысль одновременно продолжающее
и останавливающее, познающее и обнаруживающее
полное незнание Философия через комментарий
обнаруживала в себе теологическую сущность,
понимая удвоение сущего как общего для
мира людей и как Божественного всеобщего,
отчего проблема универсалий была средоточием
средневековой философии.