Космопланетарный феномен человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 00:17, реферат

Краткое описание

В данном реферате на основе научной методологии с привлечением широкого круга данных ряда естественных и гуманитарных дисциплин, а также истории мировой культуры дается комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором соединены в одно целое космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная сторона индивида (такое целое иногда обозначают термином «индивидуализация» или «интеграция»). Это значит, что человек рассматривается со всеми его конкретными характеристиками как биофизический феномен со специфическим психическим, социальным и культурным миром, как существо, чьи корни уходят в глубины космоса.

Содержание

1.Введение
2.Человек в структуре Вселенной
3. Биосфера и человек
4.Социальный мир человека
5.Человек как микрокосм общества
6.Заключение
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионально образования

«Владимирский государственный университет 
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Кафедра философии и религиоведения

 

 

Реферат

по дисциплине Философия

Тема: «Космопланетарный феномен человека»

 

 

 

Выполнил:

ст.гр. Х-111

Шибаёва Ирина Игоревна

Проверил:

к.ф.н., доцент

каф. ФиР

Зубков С.А.

 

Владимир, 2013

Содержание:

 

1.Введение

2.Человек в структуре Вселенной

3. Биосфера и человек

4.Социальный мир человека

5.Человек как микрокосм  общества

6.Заключение

7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данном реферате на основе научной методологии с привлечением широкого круга данных ряда естественных и гуманитарных дисциплин, а также истории мировой культуры дается комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором соединены в одно целое космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная сторона индивида (такое целое иногда обозначают термином «индивидуализация» или «интеграция»). Это значит, что человек рассматривается со всеми его конкретными характеристиками как биофизический феномен со специфическим психическим, социальным и культурным миром, как существо, чьи корни уходят в глубины космоса. Иными словами, человек обладает интегральной природой – он представляет собой «космобиопсихосоциальное единство», целостное космопланетарное явление, причем личность в связи с обществом выступает в качестве интегрирующего фактора человеческой природы.

Обосновываются две концепции:

1) так как взаимодействие  хаоса и порядка пронизывает  все иерархические структуры  Вселенной (скопления галактик, звездные  системы, общество, человека и пр.), то оно присуще природе человека, что объясняет его поведение;

2) интегральная природа  человека дает ключ к пониманию  неразрывной взаимосвязи личности  и общества. Весь ход исследования  идет на основе критического  анализа традиционных представлений  о природе человека, новых подходов  зарубежных ученых и научных  концепций и гипотез В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, В.П. Казначеева и других отечественных исследователей и мыслителей, причем оно не претендует на абсолютное решение сложнейшей проблемы.

 

Человек в структуре Вселенной

Выход в космос, глобальные последствия научно-технической революции заставляют человека задумываться над острой социальной и этической проблемой: «Я и Вселенная», т.е. над проблемой соотношения человека как космической пылинки, наделенной разумом, и гигантской, практически безмерной Вселенной. В новейшей науке используется так называемый антропный космологический принцип, который раскрывает положение человека в структуре Вселенной и дает определенное видение проблем, связанных с возможностью существования в космосе различных форм жизни и разума.

Этот принцип был предвосхищен в свое время выдающимся русским ученым К.Э. Циолковским в беседе с замечательным русским космобиологом А.Л. Чижевским. По его мнению, в ходе эволюции материя породила человека, чтобы не только двигаться к высшему уровню своего развития, но и при помощи человека познавать себя. Вся природа мирозданья упорно шла к своей победе – созданию человека с потрясающими, поистине безграничными способностями его мозга, его разума. Природа достигла этого, сконцентрировав все свои грандиозные возможности в молекулярной структуре вещества, чтобы через миллиарды лет мог появиться мозг человека, поразительные способности которого обусловлены функционированием миллиардов клеток. Одной из самых поразительных способностей этого мозга является постановка вопросов: почему, зачем и т.д., т.е. вопросов познания, находящегося на достаточно высоком уровне. Иными словами, материя в образе человека ставит вопрос о смысле своего существования и стремится получить на него ответ. И когда человек накапливает знания, включающие в себя творения философов, писателей, поэтов, художников, ученых, жрецов, богословов и др., чтобы достигнуть полной истины о мире, тогда он вступает в космическую эру.

Космическое бытие человечества (напомним, что социально организованное человечество и есть человек; его остальные две ипостаси – это человеческий индивид и биологический вид) проходит, по К.Э. Циолковскому, четыре основные эры: эра рождения, которая вскоре наступит и будет длиться несколько миллиардов лет; эра становления – эра расселения человечества по всему космосу, ее длительность равна сотням миллиардов лет; эра расцвета человечества, длящаяся тоже сотни миллиардов лет, и терминальная эра порядка десятков миллиардов лет, когда человечество найдет ответ на вопрос: зачем? и из корпускулярной, вещественной формы существования перейдет в волновую, «лучистую» форму бытия. Затем через многие миллиарды лет лучевая эра космоса сменится корпускулярной, но уже более высокого уровня, и опять начнется тот же цикл: возникнут туманности, звезды и планеты, в ходе эволюции появится человек более современный, чем в предыдущем цикле круговорота космоса. Пройдя через все высокие эры, человечество снова перейдет в лучевое состояние тоже более высокого уровня. Смена этих космических циклов будет продолжаться до тех пор, пока не появится «сверхновый» человек, который благодаря абсолютному всезнанию достигнет состояния сознания, считающегося прерогативой богов. В результате космос будет представлять собой великое совершенство. Мысль К.Э. Циолковского о слиянии всех человеческих разумов и воль в единый деятельный сверхразум является предвосхищением более поздней точки зрения французского палеонтолога и теолога Тейяра де Шардена, исходившего из философского антропоцентризма (человек занимает исключительное положение в космосе) и писавшего о «концентрации сознания» отдельных индивидов в коллективный разум – точку Омега.

В книге Тейяра де Шардена «Феномен человека» дается своеобразный ответ на вечный вопрос о смысле и цели человеческого существования, который сводится к следующему. Человек как «ось и вершина эволюции» ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности присуще всей материи, т.е. человек есть сложный, развернувшийся «микрокосм», содержащий в себе все потенции космоса. Это значит, что жизнь и человек, появившиеся на Земле в результате спонтанного зарождения из предбиологических органических соединений (здесь Тейяр находится на принципах материализма), неразрывно связаны с космическими процессами усложнения материи. Земная жизнь представляет собой качественно новое проявление этой всеобщей тенденции. И хотя неживая материя кажется нам «мертвой», она лишь «дожизненна», в ней имеется потенция стать живой. Следовательно, жизнь по своей природе космична, так как нить ее таится в самой ткани универсума (Тейяр не случайно употребляет термин «универсум» – для него под слоем элементарных частиц, составляющих первичную материю, находится тонкий слой психики). Человек – скачок в эволюции земной жизни, венец беспрестанного эволюционного движения и вместе с тем и некое начало направленной эволюции, стремящейся к точке Омега – планетарному сознанию, духовному «яйцу мира». Вселенская эволюция идет не в пространственном, а в психическом направлении, она осуществляется не в космической экспансии человечества, а в пределах нашей планеты. Для нас существенно то, что здесь Тейяр де Шарден обращает внимание на тот парадоксальный факт, что человек до сих пор не нашел подобающего ему места в структуре мира, которую представляет себе современная наука. Более того, существует наука о Вселенной – космология – без рассмотрения человека, а имеющиеся науки о человеке находятся на обочине естествознания; нет космологии, которая включала бы в себя и человеческое существование. «С чисто позитивистской точки зрения человек – самый таинственный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука действительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности» (6,135). Поскольку в человеке концентрируется все, что мы познаем, постольку неминуемо придем к науке о человеке: постижение человека является ключом к раскрытию тайн природы.

Значимость философских размышлений Тейяра де Шардена состоит в том, что он очерчивает Вселенную, в которую специфически человеческие свойства вводятся в качестве нового измерения мира, что он убеждает других в важности такого типа видения мира, где человеку возвращается соответствующее ему место в структуре Вселенной. И самое интересное заключается в удивительном совпадении популярности его философского антропоцентризма и возрождении определенных ипостасей антропоцентризма в физике. Картина Вселенной, в которой человек практически не существует, является для нас страшно нечеловеческой и не может нас удовлетворить. Факт редукции человека и некой аномалии или случайности в истории эволюции Вселенной противоречит самым глубинным чувствам человека. Тейяр де Шарден уловил эту человеческую потребность и подготовил своими размышлениями психологическую почву для формулировки антропного космологического принципа. Именно последний дает возможность целостного видения мира и человека как его существенного элемента.

На волне возрождения антропоцентризма в физике, связанного с гипотезой В.И. Вернадского о космической вечности жизни, появилось множество разнородных формулировок антропного космологического принципа. Обычно говорят о слабой и сильной версиях антропного принципа, отличающихся весьма значительно друг от друга. Суть слабой версии антропного принципа состоит в следующем: «то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей» (7, 370). И хотя положение человека не является центральным (как в докоперниковской картине мира), оно в некоем смысле неизбежно оказывается привилегированным. Эта привилегированность положения человека во Вселенной состоит в том, что, во-первых, необходимым условием существования человека служат благоприятные предпосылки (например, определенный интервал температуры, химический состав земной атмосферы и пр.); во-вторых, существование человека связано с тем фактом, что Вселенная эволюционирует и обладает локальной пространственной неоднородностью. В этом смысле антропный принцип приходит в противоречие с космологическим принципом эйнштейновской космологии, согласно которому во Вселенной не существует выделенных мест. Слепое следование космологическому принципу приводит к сомнительному догмату, что положение человека ничем не выделяется во Вселенной, а это не согласуется с существованием человека как наблюдателя.

Из слабой версии антропного космологического принципа следует, что человек не занимает рядового, типичного места во Вселенной, наоборот, его место вместе с эпохой выделено определёнными условиями, сложившимися в нашей Галактике. Об этом свидетельствуют астрономические данные, согласно которым Солнечная система и ее орбита движения занимают особое место в Галактике. Действительно, одно из важнейших достижений в исследовании динамики систем, аналогичных нашей Галактике, состоит в том, что в них возможно существование коллективных движений звезд, которые проявляются в виде волн звездной плотности. Рассмотрим несколько подробнее, что это дает для понимания генезиса Солнечной системы и условий для возникновения земной жизни и разумного человека. Почти три четверти галактик имеют форму спирального диска – ядро, от коего отходит две ветви, подобно нашему Млечному Пути. Галактика, состоящая из газопылевых облаков и постоянно возникающих из них звезд, вращается, причем ядро вращается с большей угловой скоростью, нежели ветви, что приводит к спиральной форме галактики как целого. Спиральные ветви и образующие их звезды движутся с разными скоростями, неизменность же спиральной формы Галактика сохраняет благодаря волнам звездной плотности, в которых звезды выполняют роль молекул в обычном газе. Имея разные угловые скорости, одни звезды остаются в тылу ветви, другие же догоняют ее и проходят через нее; одинаковые скорости с ветвями или рукавами имеют только звезды, находящиеся на половинном расстоянии от галактического ядра; они находятся в так называемом коротационном круге. Протосолнечное облако, из которого потом возникло Солнце с планетами, находилось у внешнего края спирального рукава и входило в него около 5 миллиардов лет тому назад. При этом оно догоняло этот рукав с весьма малой скоростью, порядка 1 км/сек; оказавшись в волне звездной плотности, протосолнечное облако (или туманность) длительное время подвергалось давлению, способствовавшему возникновению Солнца вместе с планетами.

Сильная версия антропного космологического принципа постулирует, что биологический отбор фундаментальных констант определяет специфику и структуру Вселенной (62,78), что само возникновение Вселенной в значительной мере детерминировано существованием человека. В своем крайнем виде сильная версия антропного принципа сформулирована крупным американским физиком Дж. Уилером, который исходит из концепции так называемой «соучаствующей Вселенной» – человек не просто наблюдает Вселенную, а придает ей существование. Эту концепцию он иллюстрирует на явлении поляризации фотона, порожденного в самые равные дни существования Вселенной после Большого взрыва, т.е., 20 миллиардов лет тому назад. Те или иные свойства фотона, например, круговая или линейная поляризация, сами по себе, независимо от наблюдателя не существуют, «пока наш наблюдатель непосредственно или опосредованно не обнаружит его. Более того, он является единственным, кто решает, что следует искать – круговую или линейную поляризацию. Его выбор полностью определяет различие в утверждениях, которые могут быть сделаны относительно этого фотона. А в пределах этих различий имеет смысл утверждение, что наблюдатель здесь и сейчас участвует в образовании ранней Вселенной, хотя это и представляет собой обращение обычного хода времени» (9, 555).

В таком подходе Вселенная в несколько странном смысле является своеобразным «самовозбуждающимся контуром». Она порождает на некотором отрезке времени своего существования наблюдателей-участников, наблюдения которых придают Вселенной осязаемость, называемую нами реальностью: «Перед нами открывается головокружительное зрелище. Не порождают ли каким-то образом миллиарды наблюдений, как попало собранные вместе, гигантскую Вселенную со всеми ее величественными закономерностями?» (6, 556). Таким образом, антропный принцип участия утверждает, что Вселенная создается благодаря совокупности наблюдений всех наблюдателей-участников в прошлом, настоящем и будущем. Ни одно явление не является явлением, пока не станет наблюдаемым явлением. Эта концепция, развиваемая Дж. Уилером, приводит к окончательной формулировке антропного принципа. Представление, что Вселенная не только порождает жизнь, но также (когда жизнь уже существует) поддерживает ее в своей неисчерпаемости и в результате сама «развиваемая» согласно своей воле, приводит к выводу: человек является не только мерой всех вещей, но также и их творцом. В мировоззренческом плане интерпретация Дж. Уилером антропного принципа представляет собой современную формулировку представления И. Канта о телеологичности мироустройства.

«Лик Земли – биосфера – единственное место планеты, куда проникает космическое вещество и энергия… Человек живет в биосфере, от нее неотделим» (В. И Вернадский).

Информация о работе Космопланетарный феномен человека