Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:59, контрольная работа
Краткое описание
Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом.А современная наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. История современной науки неисчерпаема по своей глубине. Она универсальна по духу.
Содержание
Введение. Понятие культуры. Культура и научно-технический прогресс. Заключение. Список литературы.
Культура
– фундамент человеческой жизни. Она возникла
и развивается вместе с человеком, воплощая
в нем то, что качественно отличает его
от всех других живых существ и природы
в целом.А современная наука и техника
раскрыли величие человеческого разума.
Они изменили мир и представления о нем.
История современной науки неисчерпаема
по своей глубине. Она универсальна по
духу.
На современном этапе прогресса
науки и техники, в условиях внедрения
новейших технологий, человек обладает
уникальной способностью и возможностью
на высшем уровне материализовать свое
мышление и тем самым быть существом не
только мыслящим, но и активно преобразующим.
Именно этим научно-технический прогресс
вступает в серьезную конкуренцию с другими
ценностными представлениями (исторически
весьма нетрудно показать, что этот прогресс
всегда был конкурентным).
Глубинное и поразительное
по своим следствиям развертывание потенциала
науки и техники оказывает воздействие
на все стороны социальной жизни. Меняется
не только содержание труда, существенные
преобразования происходят и во всем строе
культуры и современной цивилизации. Технологические
новшества оказывают влияние на социальную
структуру общества. По существу, рождается
новый цивилизационный уклад, перед нами
новая закономерность нашей жизни. Прогресс
современного общества нельзя представить
без развития науки и техники, без внедрения
технологических новшеств, но стремительное
повышение роли науки и техники как фактора
социальных преобразований актуализирует
сложный спектр мировоззренческих, социально-этических
и других проблем. Что такое наука и техника,
каковы формы и пределы их воздействия
на человеческое бытие? Является развитие
науки и техники благом для человечества
или таит в себе непредвиденные роковые
предопределения?
Как отмечают многие исследователи,
характерной чертой нынешнего этапа научно-технического
прогресса является то, что, создав всемирные
коммуникационные сети, человек окончательно
превратил себя в часть чего-то большего,
чем он сам, и что бы ни говорили о новых
технологиях, единых рынках и системных
кризисах, главной приметой нового времени
нужно считать следующее положение: современный
человек создал слишком сложный для себя,
для своих интеллектуальных возможностей
мир и потому больше не может ясно сознавать
и эффективно предсказывать направление
своего собственного развития1.
Исходя из реального положения,
многие ученые считают, что сфера действия
научно-технического прогресса будет
все более расширяться не только за счет
внутринаучных факторов, но также и тех,
которые обнаруживаются при взаимодействии
науки и общества, человека и природы.
Это вполне закономерно: с одной
стороны, фундаментальной чертой техники,
без которой она немыслима ни как материальный,
ни как социальный феномен, является принцип
преобразования среды, природы, самого
человека и общества. Но с другой стороны,
развитие самой техники обусловливается
конкретными социальными потребностями.
Техника, действительно, может характеризовать
тот или иной этап развития человечества,
но в каждую эпоху выявляются определенные
общественные запросы, которые сами стимулируют
прогресс науки и техники.
1. ПОНЯТИЕ
КУЛЬТУРЫ
Понятие «культура» означает
исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей,
а также в создаваемых ими материальных
и духовных ценностях. Поэтому мир культуры,
любой его предмет или явление - не следствие
природных сил, а результат усилий самих
людей, направленных на совершенствование,
преобразование того, что дано самой природой.
Понять сущность культуры можно лишь через
призму деятельности человека, народов,
населяющих планету. Культура не существует
вне человека. Раскрывая, реализуя сущностный
смысл бытия человека, культура одновременно
формирует и развивает саму эту сущность.
Человек не рождается социальным, а лишь
в процессе деятельности становится таковым.
Образование и воспитание - это не что
иное, как овладение культурой, процесс
передачи ее от одного поколения к другому.
Культура означает приобщение человека
к социуму, обществу. Любой человек, прежде
всего, овладевает той культурой, которая
была создана до него, тем самым он осваивает
социальный опыт предшественников. Но
одновременно в культурный слой он вносит
и свой вклад, тем самым, обогащая его.
Овладение культурой может осуществляться
в форме межличностных отношений и самообразования.
Для культуры как социального
явления основополагающими, системообразующими
являются понятия культурной статики
и культурной динамики. Первое характеризует
культуру в покое, второе - как процесс
в движении и изменении. Деятельность
человека, на какие бы виды она ни подразделялась,
в конечном счете сводится к производству
либо материальных, либо духовных ценностей.
Эти сферы деятельности отличны друг от
друга и по способу их осуществления, и
по результатам, и по общественному назначению.
Совокупность материальных и духовных
ценностей, а также способов их создания,
умение использовать их для дальнейшего
прогресса человечества, передавать от
поколения к поколению и составляют культуру.
К культуре относится все то, что противостоит
натуре, т.е. девственной природе, как нечто
возделанное и созданное трудом человека.
Принято различать материальную и духовную
культуру.
Совокупность материальных
элементов составляет материальную
культуру, а нематериальных - духовную.
Важная особенность материальной
культуры - ее нетождественность
ни материальной жизни общества,
ни материальному производству,
ни материально преобразующей
деятельности. Материальная культура
характеризует эту деятельность
с точки зрения влияния ее
на развитие человека, раскрывая его
способности, творческие возможности,
дарования. В материальную культуру входят:
культура труда и материального производства,
культура топоса, культура отношения к
собственному телу, физическая культура.
Духовная сторона культурной статики:
нормы, правила, образцы и нормы поведения,
законы, духовные ценности, церемонии,
ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык. Любой объект нематериальной
культуры нуждается в материальном посреднике.
Духовная культура является многослойным
образованием и включает в себя познавательную,
нравственную, художественную, правовую,
педагогическую, религиозную и другие
культуры. В культурной статике элементы
разграничены во времени и в пространстве.
Вне культуры невозможна жизнь человека
и общества. Каждое новое поколение начинает
свою жизнь не только в окружении природы,
но и в мире материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими поколениями.
Способности, знания, человеческие чувства,
умения не передаются новому поколению
по наследству — они формируются в ходе
усвоения уже созданной культуры. Без
передачи достижений человеческой культуры
от одного поколения другому немыслима
история: ребенок начинает думать и говорить,
превращается во взрослого, по-взрослому
мыслящего человека, только приобщаясь
к культуре. Если человек создает культуру,
то культура создает человека. Часть материальной
и духовной культуры, созданная прошлыми
поколениями, носит название культурного
наследия. Наследие - важный фактор сплочения
науки, средство объединения общества
в периоды кризисов. Культура не пассивное
хранение материальных и духовных ценностей,
созданных предшествующими поколениями,
а активное творческое их использование
человечеством для улучшения жизни. Общество
осуществляет воспроизводство и совершенствует
себя, только наследуя и творчески перерабатывая
накопленные богатства культуры. Овладение
вещественной и духовной культурой заключается
в усвоении приемов оперирования вещами,
словами и мыслями.
В культурную статику входит
понятие культурного ареала - географического
района, внутри которого у разных культур
обнаруживается сходство в главных чертах.
Культурное наследие выражают культурные
универсалии - нормы, ценности, правила,
традиции, свойства, которые присущи всем
культурам независимо от географического
места, исторического времени и социального
устройства общества. Культура — это не
только результат человеческой деятельности,
но и исторически сложившиеся способы
труда, и признанные приемы поведенческих
актов человека, и манеры общения, именуемые
этикетом, и способы проявления своих
чувств, и приемы, а также уровень мышления.Антропологи
выделяют более семидесяти универсалий
(число, этика, семья, и т.д.).
Культура - это весьма сложная,
многоуровневая система. Принято подразделять
культуру по ее носителю. Выделяют мировую
и национальную культуры. Мировая культура
- это синтез лучших достижений всех национальных
культур различных народов. Национальная
культура - синтез культур различных классов,
социальных слоев и групп соответствующего
общества. Культуру часто определяют как
“вторую природу”. Такое понимание восходит
к античной Греции. Демокрит определял
культуру как “вторую натуру”. Культура,
прежде всего, природный феномен потому,
что ее творец - человек - биологическое
создание. Без природы не было бы культуры.
Однако если бы человек не переступил
пределов природы, он остался бы без культуры.
Культура есть акт преодоления природы,
выхода за границы инстинкта, сотворение
того, что может надстроиться над природой.
Культура предполагает спонтанный, свободный
вид активности, преодолевающий видовую
закрепленность. Для того чтобы создать
культуру, человек должен был обрести
некий дар. Получив этот дар, люди обрели
совсем другую жизнь. Культура вовсе не
безобидное приобретение человека. Ее
рождение чревато неким возмездием, расплатой
за приобретенное. Культура - надприродна,
культура искусственна. Культура - это
какой-то радикальный поворот в органическом
развитии мира. Человек претворяет и достраивает
природу. Культура - это формирование и
творчество. Преобразуя окружающую его
природу, человек одновременно перестраивает
и себя самого. Чем шире его деятельность,
тем более преобразуется, совершенствуется
он сам. Человек в определенной мере есть
природа. Нет чисто природного человека.
Был и есть только “человек культурный”.
Освоить природу означает овладеть не
только внешней, но и внутренней, человеческой
природой, то есть приобрести дар, которым
не обладает никакое другое живое существо.
2. КУЛЬТУРА
И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Техника как древнейший вид
деятельности человека с момента своего
возникновения является уникальным средством
преобразования всей действительности.
Исторически цивилизация возникла на
Земле на основе преобразующей деятельности
человека и общества. Именно преобразование
среды, природы, самого человека и человеческого
общества лежит также в основе развития
культуры и цивилизиции.
Культура как процесс реализации
духовных ценностей выражает вечное стремление
человечества к постоянному освоению-преобразованию
действительности, и она как поприще проявления
сущностных сил человека отражает также
его становление, самоутверждение как
субъекта культуры. Или, иначе выражаясь,
культура — это процесс, связанный с «работой»
сознания, его активностью для удовлетворения
духовных потребностей и реализации духовных
ценностей, на основе которого формируются
определенные взгляды, идеи, учения людей
об окружающей действительности и самих
себе и создаются духовные ценности, что
составляет духовное богатство или духовную
культуру общества.
Культура общества включает
в себя как материальную, так и духовную
сферы, но и в материальной культуре воплощены
духовные силы человека. Культура же личности
преимущественно есть его духовная культура,
культура его души; культура как мера гуманизации
человека, человеческих отношений должна
проявляться в таких основных сферах духовной
культуры, как познание, художественное
творчество и нравственное поведение.
Существование человека как
социального существа подразумевает его
активное, преобразующее отношение к действительности,
и вполне естественно, что это его существование
развертывается на фоне «быть» и «иметь».
Культура как средство и одновременно
цель является поприщем, где проявляются
эти важные качества человека. Человек,
ориентированный преимущественно на обладание
(иметь), рассматривает познание как «приобретение»,
как «аннексию». С его точки зрения, ценность
познания зависит от ценности предмета,
которым он овладевает (таким образом
трасформацию человеческого бытия на
примерах явлений повседневной жизни
проанализировал Э. Фромм в работе «Иметь
или быть»). С этих позиций подлинное познание
отличается от мнимого знания тем, что
первое имеет дело с подлинными предметами —
подлинным бытием, идеями; второе же —
с кажущейся действительностью, с небытием.
Но наука, научное познание, выражая процесс
становления человека, его «очеловечивания»,
является важным элементом духовной культуры,
и мы имеем полное основание для того,
чтобы не считать познание предмета и
достижение истины «аннексией» этого
предмета. Человеческое познание по своей
природе социально; познание — это диалог
с другими людьми, другими эпохами, ругими
культурами; истинно познавательный интерес
не имеет ничего общего с обладанием. Познание
(как культура вообще) есть понимание в
широком смысле — понимание предмета,
природы, жизни. А понимание предполагает
вслушивание, внимание к предмету. Поскольку
познание предполагает понимание и диалог,
постольку оно выражает сущность человека;
подлинная познавательная деятельность
способствует гуманизации человека, хотя
она не может быть гарантией того, что
результаты познавательной деятельности
не будут использованы во вред человеку.
Практика общественной жизни
человечества подтверждает, что связь
между научно-техническим прогрессом
и культурой, особенно с ее квинтэссенцией —
нравственностью, носит далеко не однозначный,
не прямолинейный характер. В связи с этим
следует указать на то, что проблема взаимоотношения
двух важнейших элементов духовной культуры —
науки морали — вовсе не новая для философии
и этики. Это одна из тех проблем, которые
называют «вечными», традиционными. Проблема
взаимоотношения науки (знания) и морали
(нравственности) выдвигалась в число
злободневных философских проблем на
каждом крутом историческом повороте.
Одна из первых четко фиксируемых постановок
проблемы представлена в античной философии.
Как известно, в работах софистов, Платона
и Аристотеля намечена дихотомичность
науки и морали (как учения о добродетелях
и пороках), определено различие этих двух
сфер духовной деятельности человека,
их несовпадение и даже противоположность.