Людвиг Витгенштейн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:40, биография

Краткое описание

Людвиг Витгенштейн (26.4.1889—29.4.1951) является одним из крупнейших философов XX в. Его идеи оказали огромное влияние на философию и культуру нашего столетия, они привлекают все более широкий круг исследователей, как за рубежом, так и в нашей стране.
Философия Витгенштейна характеризуется наличием двух внутренне противоречивых тенденций в истолковании и понимании философского знания – «мироформирующей» и «миропонимающей» функцией философии.

Вложенные файлы: 1 файл

Людвиг Витгенштейн.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Людвиг Витгенштейн (26.4.1889—29.4.1951) является одним из крупнейших философов XX в. Его идеи оказали огромное влияние на философию и культуру нашего столетия, они привлекают все более широкий круг исследователей, как за рубежом, так и в нашей стране.

Философия Витгенштейна характеризуется наличием двух внутренне противоречивых тенденций в истолковании и понимании философского знания – «мироформирующей» и «миропонимающей» функцией философии. С одной стороны, Витгенштейн отрицает философию как специфический способ познания мира. С другой стороны, параллельно попыткам провести эту программу, Витгенштейн ставит и рассматривает целый ряд других вопросов - о соотношении научной и философской форм мировоззрения; теоретических и ценностных аспектов познания; о мироформирующем характере языка; о природе отображаемой или представляемой языком реальности; «смысложизненные проблемы».

Рассмотрение этих вопросов связывается Витгенштейном с обоснованием идеала «правильного видения мира», которое состоит в достижении «полной ясности».

В свою очередь, «полная ясность» есть обладание правильной формой представления (Darstellungensform) – основой того или иного истолкования мира.

Теоретическая позиция Витгенштейна в отношении к традиционной философии, и в смысле обоснования методологических рецептов, им предлагаемых, тесно связана с мировоззренческими установками. Сциентизм в целом преследует цель теоретического преодоления традиционной философии, пытается доказать ее несостоятельность именно в теоретическом плане.

Философия Витгенштейна также предлагает совокупность социальных и ценностных идеалов, хотя и под видом их отрицания, не отменяя ее общей философско-мировоззренческой направленности.

Не случайно сам Витгенштейн считал своей главной заслугой в философии логического атомизма доказательство невозможности учения об «этическом»; а лингвистическую концепцию философии связывал с разработкой основ учения об общих «принципах исследования человеческих существ». Отсюда становится понятно, каким образом идеи невозможности философии как формы мировоззрения сочетаются у Витгенштейна с интерпретацией философии как деятельности, способной определить «правильное видение мира».

 

  1. «ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ» ЛЮДВИГА ВИТГЕНШТЕЙНА

Людвиг Иосиф Иоганн Витгенштейн родился 26 апреля 1889 года в Вене в богатой еврейской семье. Витгенштейны переехали в Австрию из Саксонии. Дед Людвига перешел из иудаизма в протестантизм. Мать была католичкой. Сам Витгенштейн был крещен в католической церкви, в течение всей своей жизни он сохранял уважительное отношение к религии.

Его отец, человек незаурядного ума и сильной воли, занимал  видное положение в австрийской  сталелитейной промышленности. Заслугой матери было создание художественной атмосферы, царившей в доме. Она увлеклась  музыкой, устраивала приемы для знаменитых композиторов.

 В семье было девять  детей: три сестры и пятеро  братьев. Людвиг был младшим.  Трое из его братьев закончили  жизнь самоубийством еще молодыми. Четвертый, Пауль, повредил руку  на полях сражений во время  первой мировой войны. Впоследствии  он получил известность как  однорукий концертирующий пианист.

 В 1906 году Людвиг  окончил школу в городе Линце  (Верхняя Австрия) и продолжил  обучение в высшей технической  школе в Шарлоттенбурге под Берлином. Период с 1906 по 1912 годы можно охарактеризовать как время мучительных и интенсивных поисков Витгенштейном своего жизненного пути.

 В 1908 году Витгенштейн отправился в Англию, где был принят студентом-исследователем на технический факультет Манчестерского университета. Там Витгенштейн спроектировал прототип реактивного двигателя и пропеллер для самолета с реактивным двигателем. В то же время Витгенштейн увлекся математикой. Сильное влияние на его будущую жизнь оказала книга Бертрана Рассела «Принципы математики». И уже в 1912 году в Кембриджском Тринити-колледже появился новый студент – Людвиг Витгенштейн. Он поразил преподавателя своей способностью быстро и четко схватывать суть рассматриваемых проблем, а также независимостью и оригинальностью суждений. Но Витгенштейна тяготила атмосфера, царившая в Кембридже. Поэтому он в отчаянии сбежал в Норвегию, где мог жить в полном уединении и наслаждаться одиночеством. Когда вспыхнула первая мировая война, Витгенштейн пополнил ряды добровольцев австрийской армии, несмотря на то, что был освобожден от воинской службы по состоянию здоровья. На фронте произошло событие, оказавшее огромное воздействие на Витгенштейна: в книжной лавочке где-то в Галиции он купил <Евангелие> Л. Толстого. Позднее он стал изучать русский язык, чтобы читать в подлинниках Толстого и Достоевского. «В Европе за последнее время, - заметил он как-то, - было только два религиозных мыслителя: Толстой и Достоевский».

Смерть отца в 1912 году сделала  Витгенштейна очень богатым человеком. Он потратил часть своего наследства на развитие литературы и логики, однако отказался от своей части наследства в пользу членов семьи.

 Во время войны Витгенштейн носил в своем походном ранце записные книжки, которые заполнялись в свободное время его философскими размышлениями. Когда в августе 1918 года он уезжал в Вену, то собрал эти записи в короткий трактат. Он взял трактат с собой в плен, а его копии отправил Расселу, который глубоко осмыслил и высоко оценил эту работу. Они договорились встретиться сразу же после освобождения Витгенштейна из плена, чтобы решить вопрос об издании рукописи. Введение к «Трактату» Рассел хотел написать сам.

 Витгенштейн озаглавил свою работу «Логико-философский трактат». Книга оказалась небольшой по объему: она насчитывает около 20 000 слов, состоит из пронумерованных параграфов, каждый из семи глав тезисов дополняется последующими, составленными по десятичной системе. На русском языке «Логико-философский трактат» впервые вышел в свет в 1958 году. Об этой работе, прошедшей вместе со своим автором фронт и окопы очень хорошо сказал М.К. Мамардашвили: «Такой холодной, отвлеченной красотой пронизан один из лучших философских текстов - «Логико-философский трактат» Витгенштейна. Он является одновременно и знаком человеческого достоинства, и знаком человеческой хрупкости. Эти вот непреходящие, застывшие образы высокого, то есть истинной красоты, добра, человеческого достоинства, - это то, о чем нельзя говорить, о чем нужно молчать. Это то, что Витгенштейн называет мистическим» .

Странная судьба ожидала  эту книгу. Основной ее смысл сам  автор выразил так: «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано  ясно; о чем нельзя говорить, о  том следует молчать» . Большинством это было понято так, что ясными и осмысленными являются только предложения естественных наук, а все остальное бессмысленно. Книга Витгенштейна стала откровением для участников Венского кружка. Витгенштейн был воспринят как один из предтеч или даже основоположников логического позитивизма. В 1919 году Витгенштейн поступил в колледж по подготовке учителей, и с 1920 по 1926 год преподавал в начальных школах Нижней Австрии. В 1926 году группа родителей начала против него открытый судебный процесс, обвинив Витгенштейна в грубом физическом обращении с их детьми. Витгенштейн оставил свою должность, несмотря на то, что процесс разрешился в его пользу. После этого он некоторое время работал помощником садовника при венском монастыре.

В 1929 году Витгенштейна убедили вернуться в Кембридж. В том же году ему присвоили степень доктора философских наук. Тезисами диссертации послужил «Логико-философский трактат». Следующие шесть лет Витгенштейн собирал материал для диссертации, которая была озаглавлена «Философская грамматика».  
Ознакомившись с «Философской грамматикой», Бертран Рассел заметил: «Теории, изложенные в этой работе Витгенштейна, являются новыми, весьма оригинальными и, бесспорно, важными. Правильны ли они, я не знаю. Как логик, который стремится к простоте, я склоняюсь к мысли, что это не так».

Как и большая часть  трудов Витгенштейна «Философская грамматика» была опубликована посмертно. Единственная статья, появившаяся при жизни Витгенштейна после «Трактата» в 1929 году – «Несколько рассуждений о логической форме». «Голубая книга» и «Коричневая книга» - комплекты лекций Витгенштейна, опубликованные семь лет спустя после его смерти, в 1958 году.

В 1935 году Витгенштейн посетил Советский Союз и всерьез раздумывал о том, чтобы поселиться там навсегда. Ему очень понравился стиль жизни советских людей. Ему было предложено на выбор: работа на кафедре философии Казанского университета или место преподавателя философии в Московском Государственном Университете. Несомненно, Витгенштейн уже имел достаточно информации о масштабах сталинской тирании, что, по-видимому, и удержало его от опрометчивого шага.

Вернувшись в свой домик  в Норвегии, он создал книгу «Философские исследования». Автор охарактеризовал  ее как «конденсат философских исследований». На страницах «Философских исследований»  Витгенштейн касается проблем значения, понимания, природы языка и сознания. В этой работе он отказывается от идеи о том, что язык действительно является своего рода логической картиной. Это просто вводящая в заблуждение метафора.

В последующие годы Витгенштейн вернулся к преподавательской деятельности в Кембриджском колледже. Осенью 1949 года врачи обнаружили у Витгенштейна рак. 29 апреля 1951 года он скончался. Его последние слова были адресованы близким друзьям: «Передай им, что у меня была прекрасная жизнь».

 

 

  1. ОТНОШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО АТОМИЗМА ВИТГЕНШТЕЙНА К КОНЦЕПЦИИ РАССЕЛА

Бертран Рассел был не только математиком, но и философом. В молодости  он испытал влияние философии  британского неогегельянства, или, как его иначе называют, абсолютного  идеализма. Согласно учению абсолютного  идеализма, мир предстает неделимым  и единым целым. Ни один факт или  элемент не является самодостаточным, поэтому всякая попытка изолированного рассмотрения элементов целого ведет  к искажению и заблуждению. Только полное и целостное рассмотрение может претендовать на истину. Все  рассуждения об абсолюте должны быть априорными, поскольку опыт слишком ограничен, чтобы служить для них основой. Отношения внутри целого рассматривались как внутренние и необходимые. Здесь фактически не признавалось внешних и случайных отношений.

Результатом изживания того влияния, которое оказала на него эта концепция, стала позднейшая «антиметафизическая» настроенность  Рассела. Сама программа разрешения философских проблем посредством  логической критики языка философских  рассуждений была реакцией Рассела  на свое первоначальное увлечение концепцией абсолютного идеализма.

Учение абсолютного идеализма  было монистическим: в нем признавалась одна неделимая субстанция. Рассел же, занимаясь вопросами оснований  математики и разработкой логики, столкнулся с неприменимостью монистического учения и соответствующей ему  логики для решения интересовавших его проблем. Он пришел к выводу, что нужна логика, допускающая  множество отдельных независимых  вещей. На этом положении и основывается его система плюрализма, или логического  атомизма. Как объяснял Рассел, «концепция логического атомизма сама собою  пришла ко мне в ходе размышлений  над философией математики, хотя было бы трудно сказать точно, существует ли определенная логическая связь между той и другой» .

«Когда я говорю, что  моя логика атомистична, – продолжал он, – я имею в виду, что я разделяю убеждение здравого смысла в существовании множества отдельных вещей» . Концепция называется «логическим атомизмом», потому что «атомы», о которых идет речь, – это не те атомы, существование которых утверждало атомистическое учение. Это та последняя данность, к которой приходит логический анализ, то есть элементы, которые уже неразложимы логическим анализом. С точки зрения Рассела, «физические объекты», «физические события», «материя», «пространство», «сознание», «субъект» - суть логические конструкции, построенные из «логических атомов» и логических связок по правилам логики. Поэтому они могут подвергаться логическому анализу.

Рассел предлагает исходить как из самоочевидного допущения, что  в мире есть факты, и что мы формируем  суждения относительно этих фактов и  высказываем их в предложениях. Факт – это то, что может быть выражено предложением. Можно также сказать, что факт – это то, что делает предложение истинным или ложным. Сами же факты не истинны и не ложны. В логике выделяются частные  и общие предложения, а также  положительные и отрицательные. Соответственно этому, Рассел классифицирует и факты: они также оказываются  частными и общими, положительными и отрицательными. Таким образом, Рассел описывает реальность сквозь призму логических понятий, так что  реальность оказывается отражением принятого метода логического анализа.

Грамматическая категория  предложений отличается тем свойством, что они могут быть истинными  или ложными. «Это совершенно очевидно, если только обратить на это внимание, однако на самом деле я не осознал  этого до тех пор, пока мне не указал на это обстоятельство мой бывший ученик Витгенштейн».

 

Концепция логического атомизма является одновременно и логической, и метафизической. Как логик, Рассел рассматривает структуру совершенного языка; как метафизик, он утверждает, что такую же структуру имеет  и реальность. Вообще говоря, метафизические доктрины часто основывали свое общее  представление об устройстве реальности на какой-то научной дисциплине. Для  Рассела такую роль играла логика. Он полагал, что крупнейшие метафизические системы, например системы Спинозы, Лейбница, Гегеля, Брэдли, основаны именно на логических воззрениях их авторов  и существенно зависят от того, что в традиционной логике предложению  приписывали субъектно-предикатную  структуру. Соответствующая такой  логике метафизика видела в мире единую субстанцию и ее атрибуты. Поэтому  Рассел сознательно взялся за построение новой метафизики, соответствующей  новой логике, которую разрабатывали  Г. Фреге, Дж. Пеано, А. Уайтхед и он сам.

Информация о работе Людвиг Витгенштейн