Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:53, реферат
Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700—1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 —1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века просветительной педагогики считали главным. Русских просветителей беспокоила проблема организации школьного дела в стране и содержание образования в школе. Они предлагали разные варианты решения данного вопроса. В целом, идеи русских просветителей первой четверти XVIII в. — петровской «ученой дружины» — по своему теоретическому уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей.
Введение………………………………………………………………………….3
Этапы педагогико-просветительской деятельности М.В. Ломоносова…………………………………………………………………5
Принципы, лежащие в основе Ломоносовской программы организации просвещения в России. ………………………………………………………….10
Особенности методических приемов воспитания и образования…………17
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
Кафедра теории и методики физической культуры
Реферат по истории и философии науки
на тему
« М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России »
аспиранта дневной формы 1 года обучения
Ал Хасани Мустафа Хайдер Хуссейн
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
Собянин Федор Иванович
Рецензент
______________________________
(заполняется
преподавателем кафедры
БЕЛГОРОД, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Актуальность. Новые веяния в экономике, культуре вызвали реформу образования, активизировали деятельность просветителей, что способствовало развитию педагогической мысли. В ее истории выделяется три периода: просветительная педагогика эпохи петровских преобразований (1700—1730); просветительная педагогика ломоносовского периода (1741 —1765), заложившая основы новой научной педагогики; просветительная педагогика последней трети века просветительной педагогики считали главным. Русских просветителей беспокоила проблема организации школьного дела в стране и содержание образования в школе. Они предлагали разные варианты решения данного вопроса.
В целом, идеи русских просветителей первой четверти XVIII в. — петровской «ученой дружины» — по своему теоретическому уровню и практическому воплощению не уступали разработкам западных мыслителей. Их отличали государственный подход, масштабность, реальность замыслов. Используя передовой опыт европейского и русского просвещения, они внесли значительный вклад в становление педагогики как науки, явились идейными предшественниками М. В. Ломоносова.
Выдающимся педагогом России XVIII в. был первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов (1711 —1765). Он впитал в себя традиции народной педагогики, усвоил суровый опыт воспитания в крестьянской и рыбацкой общине. Все это сказалось впоследствии на решении им педагогических проблем.
В течение всей своей работы в Академии наук М. В. Ломоносов занимался активной педагогической деятельностью; первым начал читать лекции на русском языке; учил молодых людей из числа «природных россиян»; переводил и писал учебные пособия по разным наукам для студентов; занимался разработкой проектов и программ развития образования в стране; вел борьбу с противниками распространения грамотности в России. Серия документов ученого о среднем и высшем образовании названа исследователями его творчества Ломоносовской программой организации просвещения в России.
Цель : охарактеризовать влияние деятельности М.В. Ломоносова на просвещение в России.
Объект: философско-педагогические взгляды российских просветителей
Предмет: просветительская деятельность М.В. Ломоносова.
Задачи :
- охарактеризовать основные этапы педагогико-просветительской деятельности М.В. Ломоносова;
- изучить принципы, лежащие в основе ломоносовской программы организации просвещения в России.
- проанализировать особенности методических приемов воспитания и образования
Степень изученности. М.В. Ломоносов – один из выдающихся русских мыслителей. Существует огромное количество научной и просветительской литературы, касающейся различных аспектов его творчества. Литература, используемая нами при подготовке и написании реферата, затрагивает, в первую очередь, педагогические аспекты творчества мыслителя. Это работы Бобровниковой В.К., Буториной Т.С. Переваловой Л.А.
Кроме того, нельзя не отметить произведения, посвященные самой личности М.В. Ломоносова. Это труды: Астафуров, В.И., Вавилова С.И., Ишлинского, М.Л., Карпеева Э.П., Уткиной Н.Ф., Шилинского А.Ю.
Просветительские аспекты деятельности ученого рассматриваются Белявским, М.Т., Кузнецовым Б.Г., Лихоткиным Г.А., Черняховским.
Особое место занимают статьи самого М.В. Ломоносова, составленные Т.С, Буториной.
1. Этапы педагогико-просветительской деятельности М.В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (рядом с Денисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать — Елена Ивановна Сивкова — дочь.
Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами – псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносову удалось достать учебные книги – «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености». (14; С. 23)
Зимою 1730г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг – грамматикой и арифметикой, составлявших тогда всю его библиотеку.
В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, затем стал добиваться зачисления в Славяно-греко-латинскую академию. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен.так начал свое образование сам Ломоносов а вот что касается его педагогических идей то Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. (9;С. 55) Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.
В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными. (6; С. 134)
В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов. Первый этап (1742-1745) непосредственно связан с преподава-тельской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.
Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости преобразования учебной части Академии наук.
28 апреля 1746 года он подготовил
документ в академическое
Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий.
Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый регламент (устав) Академического университета. (9; С. 34) По поручению канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался академик Г.Ф. Миллер. Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.
Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750 - 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России.
Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский.
Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд. (3; С. 41)
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:
1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины);
2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
3) решение педагогических задач
(подготовка образованного
При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.
Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756-1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.
Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.
Таким образом, можно отметить, что просветительская деятельность М.В. Ломоносова тесно связана с его педагогической деятельностью. Поставив своей целью просвещение России вслед за петровскими реформами М.В. Ломоносов планомерно осуществляет эту деятельность. Условно можно выделить четыре основных этапа его деятельности. Идея народности ломоносовской программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. Заслугой М.В. Ломоносова явилось и то, что он первым представил гимназию как передовой тип средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, предложив выделить особые подразделения - школы: российская, латинская, «первых оснований в науках», «знатнейших европейских языков». М.В. Ломоносов занимался анализом содержания образования, создал учебные планы гимназий. М.В. Ломоносов разрабатывал учебные планы на основе таких педагогических условий, как обучение на родном языке, предметность, последовательность изучения наук, единство и преемственность учебных планов средней и высшей школы.
2. Принципы, лежащие в основе Ломоносовской программы организации просвещения в России
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.
Информация о работе М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России