Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:15, контрольная работа
Краткое описание
В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.
В философии в зависимости от
решения ее основного вопроса выделяется
два направления - идеализм и материализм.
Их противоположность фиксируется самыми
разными мыслителями, хотя сам вопрос
- вопрос об отношении мышления и бытия,
сознания и материи, духа и природы - большинством
философов не формулируется в качестве
основополагающего. Итак, смысл основного
вопроса философии заключается в признании
двух типов реальности - материальной
и духовной,- из которых одна предшествует
другой и порождает ее. Идеализм, например,
объясняет мир исходя из духа, сознания.
Материализм, напротив, за основу миропонимания
берет природу, материю, существующую
независимо от сознания. Формы материализма
и идеализма многообразны. Различают объективный
и субъективный идеализм, метафизический
и диалектический материализм. Объективные
идеалисты (Платон, Гегель) признают существование
реального мира вне человека, но считают,
что в основе его лежит духовное начало.
Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают
существование объективною мира, независимого
от человека, полагая, что он есть порождение
субъективных познавательных способностей
человека. Метафизический материализм
(французские материалисты 18 века, Л.Феиербах)
отрицает качественное саморазвитие бытия
через противоречия и тяготеет к построению
однозначной картины мира, преувеличивая
ту или другую его сторону: устойчивость,
повторяемость, относительность и др.
Диалектический материализм (Маркс, Энгельс)
признает всеобщую взаимосвязь предметов
и явлений мира, движение и развитие мира
как результат действующих в нем самом
внутренних противоречий.
Принимая разделение философии
на идеализм и материализм, следует иметь
в виду, что, как и любая классификация,
оно достаточно условно и не исчерпывает
содержания конкретных философских систем.
Материализм и идеализм не являются оценочными
характеристиками. Определенной попыткой
сближения материализма и идеализма стал
дуализм - философское учение о сосуществовании
двух независимых друг от друга, равноправных
начал: материального и идеального. Типичным
примером такого рода взглядов являются
философские построения Декарта.
Разнообразие философских идей,
способов их решения поставили задачу
типологизации философских учений. Существуют
разные основания типологизации. Наиболее
распространенное связано с понятием
"исторический тип философии". Этим
понятием объединяются философы разных
взглядов и убеждений, но сформировавшихся
в едином пространстве и времени культуры.
Историческая эпоха накладывает глубокий
отпечаток на саму личность философа,
на приверженность тем или иным идеалам
и ценностям. Каждый из этих исторических
типов философии отличается рядом особенностей.
Так, древневосточная философия сливается
в основном с обыденным, нравственным
сознанием (Древний Китай) или же с религиозно-мифологическим
сознанием (Древняя Индия). Античная философия
развивалась под влиянием, с одной стороны,
мифологии, а с другой стороны, - формирующейся
в Древней Греции науки, которая опиралась
на знание восточной и, прежде всего вавилонской
математики и астрономии. Оно убедило
древних греков в том, что есть некоторые
общие законы, повторяемость в небесных
и вообще природных явлениях. Философия
античности приобретает классическую
форму, то есть характеризуется связью
с имеющимися научными знаниями и развитием
внутри нее собственного логического
аппарата.
Средневековая философия развивалась
в тесной связи с религией, господствовавшей
в тот исторический период. Центральное
место здесь заняла схоластика. Философия
отвоевывает себе определенную автономию,
однако первенство остается за религией.
Различение проводится по источнику получения
знания - философию в первую очередь связывают
с разумом, а религию - с откровением. В
эпоху Возрождения философия разрабатывалась
под сильным влиянием искусства. Именно
тогда началось новое прочтение античной
литературы. Философия Платона в форме
неоплатонизма стала одним из орудий нападения
на схоластику. Для этого исторического
типа философии характерно все более свободное
обращение с идеей Бога вплоть до отождествления
Его с природой. Философское учение, отождествляющее
Бога и природу, получило название пантеизма.
Только через него стал возможен следующий
исторический период, когда на первый
план выдвинулась наука. Для философии
Нового времени 17 века характерна ориентация
на науку. Причем под наукой понималось
экспериментально-математическое естествознание.
Продуктом этого периода стал эмпиризм,
который формировался в борьбе со своим
антиподом - рационализмом.
В эпоху Просвещения знание
само по себе осознавалось как ценность.
Большое значение придавалось разуму
как двигателю общественного прогресса.
Центральной проблемой философии 19 и 20
веков становится человек. Поворот к этой
проблематике начинается с Канта. Человек
в немецкой классической философии рассматривается
как существо в первую очередь духовное,
мыслящее. У Фейербаха человек - это существо
желающее, любящее. Марксистская философия
рассматривает человека как существо
действующее, активно участвующее в коллективных
формах труда. Философия 20 века связана
с именами философов-экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни
и т.д. В философии жизни в качестве основного
свойства человеческой природы признается
воля. Неотомизм, экзистенциализм в качестве
основы человеческой личности рассматриваю
ее стремление соответственно к Богу или
свободе.
Целью данной работы является
рассмотрение важнейших направлений в
философии – материализма и идеализма.
Идеализм - философская теория,
согласно которой Вселенная представляет
собой выражение или воплощение Духа (разума).
В истории мысли эта теория принимала
две главные формы соответственно двум
совершенно разным подходам.
Материализм.
Материализм как
одно из основных направлений современной
философии.
Материализм (от лат. materialis - вещественный)
- одно из дух главных философских направлений,
которое разрешает основной вопрос философии
в пользу первичности материи, природы,
бытия, физического, объективного и рассматривает
сознание, мышление как свойство материи
в противоположность идеализму, принимающему
за исходное дух, идею, сознание, мышление
психическое, субъективное.
Признание первичности материи
означает, что она никем не сотворена,
а существует вечно, что пространство
и время суть объективно существующие
формы бытия материи, что мышление неотделимо
от материи которая мыслит, что единство
мира состоит в его материальности.
Материалистическое решение
второй стороны основного вопроса философии
- о познаваемости мира - означает убеждение
в адекватности отражения действительности
в человеческом сознании, в познаваемости
мира и его закономерностей.
Слово «материализм» начали
употреблять в 17 веке главным образом
в смысле физических представлений о материи
(Р. Бойль), а позднее в более общем философском
смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления
идеализму.
Под содержанием материализма
понимается совокупность его исходных
посылок, его принципов. Под формой материализма
понимается общая его структура, определяемая
в первую очередь методом мышления, в связи
с которым и посредством которого разрабатывается
и обосновывается данное течение материализма.
Таким образом, в содержание
материализма заключено, прежде всего,
то общее, что присуще всем школам и течениям
материализма, в их противоположности
идеализму и агностицизму, а с формой материализма
связано то особенное, что характеризует
отдельные школы и течения материализма.
Но такое разграничение вместе с тем относительно,
условно.
Форма материализма, воздействуя
на его содержание, вносит в него существенные
коррективы, благодаря чему, например,
диалектический материализм не только
по форме, но и по содержанию качественно
отличен от вульгарного материализма,
от метафизического материализма и всех
других видов материализма, хотя имеет
с ними то общее, что присуще всякому материализму
вообще.
Если речь идёт о последовательных
ступенях развития одного и того же вида
материализма, то эти ступени рассматриваются
как его этапы. Когда же происходит коренное
изменение формы материализма, смена старой
его формы новой, говорят что меняется
вид материализма. Изменение формы материализма
совершается в первую очередь под влиянием
прогресса научного знания и общественного
развития.
Каждое, создающее эпоху в естествознании
20 века, открытие - в физике (теории относительности,
квантовой механики, использование атомной
энергии, проникновение в глубь элементарных
частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие
«механизма» биосинтеза, физико-химических
основ наследственности и др.), в кибернетике,
астрономии и других науках - требовало
непрестанного изменения и развития формы
и содержания диалектического материализма
путём его обогащения обобщениями новых
естественно-научных открытий. При этом
сохраняются все принципы диалектического
материализма, получающие подтверждение,
развитие и конкретизацию.
Соответственно трём главным
ступеням развития выделяются основные виды материализма:
· Наивный или стихийный материализм древних
греков и римлян, сочетавшийся у них с
наивной диалектикой. Античная наука не
расчленена на отдельные отрасли; она
носит единый философский характер: все
отрасли знания находятся под эгидой философии
и подчинены ей.
· Метафизический,
или механический материализм 17 -18
вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь
на обособленные отрасли, которые выходят
из-под опеки философии. Происходит разрыв
между материализмом и диалектикой: в
материализме встречаются лишь элементы
диалектики при господстве общего метафизического
взгляда на мир.
· Диалектический материализм,
в котором материализм и диалектика органически
соединяются, так что устанавливается
полное единство диалектики (учение о
развитии), логики (учения о мышлении),
теории познания. В науку проникает великая
идея всеобщей связи и развития природы.
Разобщённые до тех пор отдельные науки
приводятся во взаимную связь не только
между собой, но и с философией. Дальнейшая
дифференциация наук совершается в единстве
с их интеграцией.
Наряду с основными видами материализма
существовали промежуточные - переходные
от одного основного вида материализма
к другому. В развитии материализма внезапные
перевороты всегда подготавливались постепенно.
В качестве переходных выделялись
следующие виды материализма:
Материализм Древнего
Востока, предшествовавший античному
материализму. По большей части это был
предматериализм, поскольку первые элементы
материализма в философских учениях Древнего
Востока ещё не вполне отделились от мифологических
представлений, не освободились от антропоморфизма
и гилозоизма.
Древнейшим материалистическим
философским течением в Индии было учение локаята (или
чарвака). Локаята отрицала существование
какого-либо другого мира, кроме материального.
Философия локаята возникла, по-видиму,
в эпоху, когда древний родовой строй сменился
в Индии государством и когда наряду с
древними Варнами воинов и духовенства
(брахманами) стала возвышаться варна
торговцев, а из земледельцев начали выделяться
свободные крестьяне и ремесленники.
Согласно учению локаята о бытии,
весь мир состоит из материальных первоэлементов.
Кроме этих первоэлементов и их сочетаний,
нет ни какой другой реальности. Вера в
существование бога, души, рая, загробного
мира ложна, а предметы этой веры недоступны
для восприятия. Вещи, природы состоят
из воздуха (или ветров), огня (или света),
воды и земли. После смерти организмы вновь
разлагаются на первоначальные элементы.
Материализм эпохи
Возрождения соединил в себе черты наивного
материализма и наивной диалектики с первыми
элементами метафизических взгляда на
мир. Таким образом, он был, строго говоря,
переходным между античным, наивным материализмом
и ещё не сформировавшимся метафизическим
материализмом.
Первым философом, сознательно
поставившим перед собой задачу разработки
научного метода на основе материалистического
понимание природы, был Фрэнсис Бэкон
(1561 - 1626).
В согласии с передовыми умами
своего века, Бэкон провозгласил высшей
задачей познания завоевание природы
и усовершенствование человеческой жизни.
Лишь та наука способна побеждать природу
и властвовать над ней, которая сама «повинуется»
природе, т. е. руководится познанием её
законов. Поэтому Бэкон различает два
вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные».
Плодоносными он называет опыты, цель
которых - принесение непосредственной
пользы человеку, светоносными - те, цель
которых не непосредственная польза, а
познание законов явлений и свойства вещей.
Материализм, непосредственно
предшествовавший диалектическому материализму
и частично развивавшийся параллельно
ему, уже выходил за границы метафизического
материализма, содержал элементы диалектики,
но ещё не поднимался до диалектического
материализма и не распространял материализм
на общественные явления.
Этот вид материализма зарождается
в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19
века (напр. А Сен-Симон) и в особенности
русские революционные демократы.
В трудах русских просветителей объективно
были выражены стремления решить вопрос
о назначении философии. Так Козельский,
Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков
стремились, освободить философию из под
опеки теологии, трактовали её как вполне
самостоятельную науку. Философские воззрения
этих просветителей были вполне материалистическими.
Идеализм.
ИДЕАЛИЗМ — противоположное материализму философское направление, к-рое
признает первичность духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное,
производное. Это неправильное, извращенное
представление о мире имеет свои гносеологические
(теоретико-познавательные) и классовые
(социальные) корни. Гносеологические
корни И. заключаются в абсолютизации,
преувеличении отдельных моментов познания.
Возможность такого преувеличения обусловлена
сложностью, противоречивостью познавательного
процесса. Для того чтобы проникнуть в
глубь вещей, человек создает абстракции,
понятия, с помощью к-рых свойства предметов
мыслятся в общем виде, в отрыве от самих
предметов. Поэтому нетрудно превратить
эти общие понятия в нечто абсолютно самостоятельное,
сделать их основой природных явлений.
Другим гносеологическим корнем И. является
ложное истолкование того факта, что предметы
и явления объективного мира отражаются
в сознании в субъективной, идеальной
форме. Отражаясь в голове человека, они
становятся частью его внутреннего мира.
Преувеличивая момент субъективности
нашего знания и игнорируя то, что оно
есть отражение действительности, И. отождествляет
внешний мир с внутренним миром человека,
а материальные предметы и явления — с
его ощущениями, переживаниями. Социальными
корнями И. являются отделение духовного
(умственного) труда от материального
(физического) (Умственный и физический
труд), классовое расслоение общества.
Умственный труд превратился в привилегию
господствующих классов, в связи с чем
возникло представление о его определяющей
роли в обществе. Классовые основы И. изменялись
в ходе истории, он являлся опорой самых
различных политических программ, но,
как правило, И.— это мировоззрение консервативных
классов. Духовное первоначало в И. трактуется
по-разному: это может быть безличный дух
(Гегель), «мировая воля» (Шопенгауэр),
личностное сознание (персонализм), субъективный опыт(эмпириокритицизм) и др. В зависимости от того,
как понимает И. духовное первоначало,
он делится на две основные формы — субъективный
и объективный идеализм. Объективный И. видит основу всего существующего
в мышлении, оторванном от человека и превращенном
в самостоятельную сущность. В античной
философии система объективного И. была
разработана Платоном, считавшим, что
все видимые нами конечные вещи порождаются
миром вечных, неизменных идей. В средневековой
философии господствовали объективно-идеалистические
системы: томизм, реализм и др. Вершины
своего развития объективный И. достиг
в немецкой классической философии, в
системе Шеллинга и в особенности Гегеля,
провозгласивших абсолютное тождество
бытия и мышления. В 20 в. линия объективного
И. была продолжена в неогегельянстве и неотомизм (Томизм и неотомизм). Объективный И. преувеличивает
общезначимость научных истин, независимость
культурных ценностей от индивидуального
опыта, отрывая этические, эстетические
и познавательные ценности от реальной
жизни людей. Субъективный И. берет в качестве основополагающего
начала ощущающее, чувствующее сознание
отдельного человека, оторванного от общества.
Наибольшего своего расцвета субъективный
И. достиг в буржуазной философии. Его
основоположник — английский философ
18 в. Беркли, выдвинувший положение о том,
что вещи существуют лишь постольку, поскольку
они воспринимаются. В немецкой классической
философии на позициях субъективного
И. стояли Кант, у которого были и материалистические
моменты («Вещь в себе»), и Фихте, растворивший объективный
мир (не-я) в сознании (Я). В современной
буржуазной философии субъективный И.—
господствующее направление. Он представлен прагматизмом, неопозитивизмом,
экзистенциализмом и т. д. Если последовательно
проводить принципы субъективного И.,
то можно прийти к отрицанию существования
не только внешнего мира, но и других людей,
т. е. к солипсизму. Поэтому субъективный И. эклектичен,
он соединяется с элементами или объективного
И. (Беркли, Фихте), или материализма (Кант
и др.). В соответствии с тем, понимается
ли духовное первоначало как нечто единое
или как множество, И. принимает форму
монистического И. (Шеллинг, Гегель) или
плюралистического И. (Лейбниц). В зависимости
от того, каким методом пользуются философы,
создавая свою картину мира, И. делится
на метафизический и диалектический. Диалектический
И. представлен в системах Канта, Фихте,
Шеллинга; особенно глубоко, в той мере,
в какой позволяла ложная идеалистическая
основа, разработана диалектика у Гегеля.
Метафизический И. присущ неотомизму, прагматизму,
позитивизму и др. направлениям. В зависимости
от того, какие моменты в процессе познания
абсолютизируются, можно выделить эмпирико-сенсуа-листический,
рационалистический и иррационалистический
И. Эмпирико-сенсуалистический И. (Беркли,
Мах и др.) отводит главную роль чувственным
элементам познания, эмпирическому знанию,
рационалистический И. (Декарт, Кант, Гегель
и др.)—логическим элементам познания,
мышлению. Современным формам И. (Хайдеггер,
Яспёрс и др.) присущ главным образом иррационализм, они отрицают безграничные
возможности человеческого разума и противопоставляют
ему интуицию. Они выдвигают на первый
план не отдельные моменты человеческого
познания (ощущение, восприятие), а такие
глубинные слои человеческого сознания,
духовной жизни человека, как эмоции, переживания
(страх, забота и т. д.). Для И. характерна
тесная связь с религией, борьба против материализма.