Мышление и сознание в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса.

Содержание

Введение
1 Понятие мышления
2 Психологическая сущность мышления и его особенности
3 Формы и виды мышления
4 Индивидуальные и психологические особенности мышления
5 Основные этапы мыслительного процесса
6 Сознание и интеллект
7 Воображение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Понятие мышления

2 Психологическая  сущность мышления и его особенности

3 Формы и виды  мышления

4 Индивидуальные  и психологические особенности  мышления

5 Основные этапы  мыслительного процесса

6 Сознание и  интеллект

7 Воображение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Философия как  особая форма культуры и духовного  освоения мира возникла примерно в  середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность  её появления говорит нам о  не случайности этого процесса.

Автором термина  «философия» стал известный греческий  математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие  мыслители, он имел свою школу, в которой  был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый  его лекцией, воскликнул: «О, Пифагор, ты - софос!». Софос - значит «мудрец». На что учитель скромно ответил: «Я не софос, а всего лишь философос», то есть «любитель мудрости». Стало быть, слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». На Руси, например, философов долгое время так и называли - «любомудры».

Первые философы были универсалами, энциклопедистами; они с равным любопытством исследовали  природу и человека, космос и жизнь  общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё  не существовало, поэтому в их теориях  было много фантазии и интуитивных  догадок, впрочем, гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие «чистого»  мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию  часто называют «матерью всех наук», сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

Изучение философии  всегда было сложным и противоречивым процессом. Круг ее интересов и проблем  предполагает мудрое отношение к  жизни, к вопросам добра и зла, справедливости и лжи, смыслу человеческого  существования. С другой стороны, - это  любовь к мудрости, любовь к истине. У каждого поколения свой уровень  мудрости, истинности, поэтому тысячелетия  не смогли решить все вопросы. Понимание  проблем жизни, смысла философии  остается прежним, т.к. в ней всегда присутствует сомнение, скептицизм и  беспристрастие в оценках происходящих процессов.

Философия - это  и культура мышления, которая способно увидеть общество таким, какое оно  есть, какова в нем философия и  в связи с этим, каковы ориентиры  этого общества в будущее.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества). 
 
 

1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Происхождение сознания и его сущность - одна из сложнейших философских проблем. Достаточно сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии о вторичности или  первичности сознания по отношению  к материальному миру. О мыслительной деятельности человека известно уже  довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и  языка и т.п.), однако остаётся ещё  немало загадочного и таинственного.

Например, человек  в состоянии управлять многими  функциями своего организма: может  некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи; встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время приостановить  процесс мышления, который продолжается непрерывно и днём и ночью, - всю  жизнь. Попробуйте ни о чём не думать, и вы тут же поймаете себя на том, что, по крайней мере, думаете о  том, что ни о чём не думаете.

В процессе ощущения и восприятия человек познает  окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем  сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно  органами чувств. Определяем ли мы, глядя  в окно, по мокрым крышам, был ли дождь  или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между  явлениями опосредствованно, сопоставляя  факты. Человек никогда не видел  элементарной частицы, никогда не бывал  на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и  об элементарных частицах материи, и  об отдельных свойствах планеты  Марс. Познание основано на выявлении  связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь  является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек  решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые  нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря  мышлению человек правильно ориентируется  в окружающем мире, используя ранее  полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна  благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - это  опосредованное и обобщенное отражение  существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Можно дать еще  одно определение мышлению. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический  процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает  на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении устанавливается отношение условий  деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес  из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание  сущности конкретного явления как  разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого  мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным  с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а  их истинность проверяется практикой.

Мышление - это  свойство высокоорганизованной материи, свойство мозга. Машина не сможет смоделировать  данный процесс, потому что в ней  осуществляются низшие формы движения материи. Машина хорошо работает лишь в той области, которая имеет  определенные законы, математические закономерности.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется  скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием  мышления является значение слова.

Мышление социально  обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования  человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте  человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его  материальную деятельность, человек  мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться  определенным логическим правилам; постоянно  повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер. 
 
 

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ  И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Мышление как  феномен, обеспечивающий родовую особенность  человека, в структуре психики  человека относится к психическим  познавательным процессам, которые  обеспечивают первичное отражение  и осознание людьми воздействий  окружающей действительности.

Традиционные  в психологической науке определения  мышления обычно фиксируют два его  существенных признака: обобщенность и опосредствованность. Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышления заключаются в том, что: мышление, дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

· носит опосредствованный  характер;

· всегда протекает  с опорой на имеющиеся знания;

· исходит из живого созерцания, но не сводится к  нему;

· в нем происходит отражение связей и отношений  в словесной форме;

· связано с  практической деятельностью человека.

3 ФОРМЫ И ВИДЫ  МЫШЛЕНИЯ

В науке различают  такие формы мышления как: понятие; суждение; умозаключение.

1) Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

· общими и единичными. Общие - это когда отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

· конкретными и абстрактными;

· эмпирическими  и теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Все понятия  формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему  понятий в процессе жизни и  деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или  письменной, вслух или про себя.

2) Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что  воспринимается и опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут  быть:

Информация о работе Мышление и сознание в философии