Натурфилософия Ренессанса и магические представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:54, реферат

Краткое описание

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы.
Философия природы - типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была Италия, а наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок.

Содержание

1. Введение 2
2. Представители 3
2.1. Николай Кузанский – предшественник натурфилософии 3
2.2. Джордано Бруно – пантеистическая философия природы 4
2.3. Идеи Кампанеллы 5
3. Магические представления 9

Вложенные файлы: 1 файл

Натурфилософия ренессанса и магические представления.docx

— 46.80 Кб (Скачать файл)


 

Натурфилософия Ренессанса и магические представления

Бабаев А.А. и Мамедов Э.А.

[Название курса]



 

 

Оглавление

1. Введение 2

2. Представители 3

2.1. Николай Кузанский – предшественник натурфилософии 3

2.2. Джордано Бруно – пантеистическая философия природы 4

2.3. Идеи Кампанеллы 5

3. Магические представления 9

 

 

 

  1. Введение

 

В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену  выходит специфическая философская  область - философия природы.

Философия природы - типичное выражение  философии Ренессанса. Ее родиной  была Италия, а наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно. 

Параллельно с философией природы  развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно  приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются  господствовавшие в средние века философские и методологические основы науки, и создаются новые. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают  опыт, исследование природы, экспериментальный  метод исследований. Видное место  завоевывает математика, принцип  математизации науки соответствует  основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и философского мышления.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571- 1630) и  Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим  полем боя, на котором происходило  сражение между новым и старым миром, между консервативными и  прогрессивными силами общества, религией и наукой, была астрономия.

Средневековое религиозное учение было основано на представлении о  Земле как богом избранной  планете и о привилегированном  положении человека во вселенной. Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд «О вращении небесных сфер» вышел в год его смерти.

 С именем немецкого астронома  Иоганна Кеплера связана прежде  всего теория о закономерностях  движения планет, которую он доказал математически.

Галилео Галилей путем экспериментальных  исследований делает ряд открытий, формулирует научные законы. При  помощи телескопа, который он сам сконструировал, он обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Главным произведением Галилея является «Диалог о двух главнейших системах, мира - Птолемеевой и Коперниковой» (1632).  Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало фатальным для Галилея. Его преследовала церковь, он был обвинен в ереси, осужден и под угрозой пыток был принужден к отрешению от своих взглядов.

 Галилей не был философом,  но его научные представления  имели огромные последствия. Галилей  развивает новую методологию  науки, основывающуюся на экспериментах и математике.

 

  1. Представители

 

    1. Николай Кузанский – предшественник натурфилософии

 

Николай Кузанский (1401-1464) был одним из первопроходцев современного мышления, которое начало складываться на водоразделе средневековья и Ренессанса. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии. Как иерарх церкви, он подчинялся конкордату средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее. Изучая право в Падуе, он познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около 1438 г., после защиты докторской диссертации по теологии, его начала беспокоить идея о «docta ignorantia» (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он развивает в своем главном труде «Об ученом незнании» («De docta ignorantia» 1440г.). Он написал также логико-философский трактат «О предпосылках» («De coniecturis»), теологический трактат «О скрытом боге» («De Deo abscondito») и ряд других.

 Николай Кузанский оказал  огромное влияние на дальнейшее  развитие философии. Решение им главной проблемы - отношения Бога и мира - является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он исходит из концепции «ученого незнания», означающей, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного постоянно преодолеваемого, знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному, а значит, «незнанию», неведению об этом безусловном (божественном). Безусловное знание мы можем постичь лишь символически.

Основой этой символики для Кузанского являются математические символы. Разум  подчинен закону противоположностей, для которого справедливы «да  или нет», круг или многоугольник. В противоположность этому «ученое  незнание» близится к бесконечному, в котором противоположности  взаимно сливаются. Бесконечный  многоугольник отождествляется  с кругом. Если бог бесконечен (Бог  является понятием для наиболее точного  выражения максимума), то в нем  сливаются все противоположности  и никакие рациональные усилия философии  не могут выяснить его сущность. Из этого вытекает также отождествление наибольшего и наименьшего в  бесконечном, бесконечное распространение  Бога во вселенной является тем же процессом, что и развертывание  к индивидуальному существованию. Так же как бесконечно расширяется  свернутый божественный максимум в  космосе, подобное происходит и в  минимуме, в микрокосме, в человеческом естестве. И у человека осуществляются процессы «завершения», «наполнения», что является не чем иным, как  «божественностью», хотя она у единичного человека и ограниченна. Абсолютное слияние божественного и человеческого  реализовалось лишь во Христе, отсюда христологический характер учения Николая  Кузанского о человеке. Человек - это  также «Бог», но не в абсолютном смысле. Он является ограничением божественного  принципа, подобно тому, как космос является ограниченным максимумом. Однако он является не только частью целого, но и новым целым целого, индивидуальностью. 

 Космология Николая Кузанского  прямо связана с его онтологией. В ней он предугадывает гелиоцентрическое  понимание мира. Мир - не изолированный  шар в лоне абсолюта, но он (мир)  бесконечен и является бесконечным  шаром. Уже этим его воззрение  отличается от геоцентрического, ибо бесконечный шар не имеет  определенного центра, он имеет  центр везде и нигде. Нигде  нет ничего устойчивого и абсолютного,  нет также и абсолютного покоя.  Абсолютной является лишь бесконечность.  Кузанский здесь развивает идею о релятивности движения.  Он развивает также идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания является пантеистический Бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т.е. Бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его «свернутой» форме.

 

 

    1. Джордано  Бруно – пантеистическая философия  природы

 

К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит философия Джордано Бруно (1548-1600), в которой наиболее полно выражен гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки Ренессанса.

 Творчество Бруно развивает  идеалы итальянского гуманизма  в духе флорентийской платоновской  Академии. Из современников наибольшее  влияние на Бруно оказали астрономические  открытия Коперника; философским  источником его учения являются  идеи Николая Кузанского и итальянского натурфилософа Б. Телезио.

 Пантеизм философии Бруно  - самый радикальный и последовательный  из всех систем итальянской  философии природы. Бруно вступил  в непримиримый конфликт с  тогдашним христианским, католическим  и протестантским миром, со  схоластической философией и  университетской наукой. Преследуемый  инквизицией, он покидает Италию. Постоянно преследуемый, он не  находил нигде прочной опоры  ни для педагогической деятельности, ни для издания своих трудов. В конце концов он возвращается  в Италию и лишь некоторое  время живет спокойно.  В Венеции  он был арестован инквизицией,  заточен, перевезен в Рим и  там 17 февраля 1600 г. сожжен. Приговор  Бруно принял мужественно, реагировал  на него словами: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите  этот приговор, чем я его слушаю».

 К главным трактатам Бруно  относятся философские диалоги  «О причине, принципе и едином»,  «О множественности миров», в  которых ставятся проблемы бесконечности  мира, его динамического единства  и вечности.

Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой  причиной всего существующего, субстанциональной  возможностью всего развернутого, конкретного. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм: «Оно наконец созревает в единую подлинную  и универсальную субстанцию, которая  является одной и той же во всем (которая называется сущее), праосновой всех различных видов и форм... Оно само является Единым, бесконечным, неподвижным, субстратом, материей, жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Эту способность, удерживающую мир  в единстве и в то же время в  разнообразии, Бруно называет «душой мира», которая не только существует внутри материи, но и господствует над  ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум, является внутренним действием  материи, формирует ее изнутри.  «...Универсальной  действующей причиной в природе  является универсальный разум - первая и главная сила мировой души; мировая  душа - его универсальная форма».  В стремлении опровергнуть воззрения  перипатетиков о внешнем, чуждом вмешательстве в природу, материю, стремясь преодолеть ложность схоластического  дуализма и креационизма, он приходит к идее о всеобщей одушевленности материи: «Говорю, что если жизнь находится во всем, то душа является формой всех вещей. Всем владеет, во всем управляет, что есть сложено, решает о сложении и содружности частей. И поэтому форма существует, столько, сколько существует и материя». Его философия природы имеет характер гилозоизма и панпсихизма (представления, оживляющие и одухотворяющие всю природу).

 С этих позиций он выдвигает  учение о материи как активном, творческом принципе.  Материя  не может существовать без  формы, и, наоборот, форма является  внутренней стороной материи,  она не может быть чем-то привнесенным извне, приданным.

 Материя выступает как Единое  и в бытии, и в реальности  вещей, природы, вселенной. В  Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум; в единичном  содержится полнота, универсальность  бытия, но не «вполне, тотально»,  потому что «каждая вещь является  единой, но не единым способом».  Бруно говорит здесь о противоречивом  единстве устойчивости, неподвижности,  бесконечности Единого и неустойчивости, многосторонности этого Единого,  проявляющегося во множественности  и развернутости. Мир является  Единым, которое состоит из множества  самостоятельных единиц. Космос  есть структура, состоящая из  дискретных частей, атомов, существующих  в непрерывной бесконечности.  «Атомизм» Бруно заключается  в его учении о минимуме  и максимуме. Физическим минимумом  является атом, математическим минимумом  - точка, минимумом метафизическим - монада. Образование монад неповторимо,  но каждая монада как минимум отражает в себе также и весь универсум. В своей методологии Бруно пантеистически отождествляет движение и материю, природу и мировую душу (Бога).

Движение как внутренний принцип  природы является не случайным, но необходимым. «...Целое, если оно бесконечное и  неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения». «Неподвижность» целого Бруно понимает как абсолютность движения, как бесконечное  существование движения и изменений, поэтому не следует искать некий внешний источник движения.

Тезис о бесконечности вселенной  имеет основополагающее значение для  космологии Бруно. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная  бесконечность.  Вне космоса нет  ничего иного, он является всем бытием, вечным, несотворенным Богом.

Бруно создает новую космологию, которая восходит к гениальным открытиям  Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские  выводы. Бесконечность вселенной  нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое  формируется на основе опыта в  отношении конечных вещей. Бесконечность  нельзя понять лишь с помощью представлении  о том, что меньше и что больше. Здесь необходим философский  разум. Мир однороден во всех своих  частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции  физического единства вселенной  у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

 Теория познания Бруно исходит  из идеи, что в человеческой  душе проявляется единая вселенская  мировая душа, которая неотделима  от одушевленной материи. Человеческая  душа отличается от душ животных  своей особой «конфигурацией»  - строением, зависящим от физической  структуры телесных органов. Цель  разума - проникновение в глубину  явлений, познание закономерностей  природы, т. е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия  и идет к представлениям, рассудку  и разуму. Чувственное познание  само по себе недостаточно. Познание  является бесконечным процессом,  потому что и предмет его  бесконечен.  Истины можно достичь  лишь философскими средствами, но  ни в коем случае теологическими. Бруно делает упор на том,  что основой твердого и истинного  знания должно быть сомнение, однако не в его абсолютизированном  значении, не в виде скепсиса. Как и другие мыслители Ренессанса, он говорит о практическом  значении познания, о «магии»,  т. е. о таком активном воздействии,  которое состоит в раскрытии «тайн» природы.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое  неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отвергает пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и  против пассивного гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек  должен познавать вселенную и  в соответствии с этим реализовать  самого себя.

Информация о работе Натурфилософия Ренессанса и магические представления