Наука и ненаука. Принципы разграничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

В философии науки проблема разграничения науки и ненауки назы¬вается проблемой демаркации (от англ. demarcation — разграничение) и является одной из центральных в философии науки. Почему она важна? Наука пользуется в обществе заслуженным авторитетом, и люди доверяют знанию, которое признается научным.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. наука и ненаука.docx

— 31.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 

(СамГУПС)

 

Кафедры «Философия и история науки»

 

 

 

Реферат

на тему:

«Наука и ненаука. Принципы разграничения».

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1го курса

Группа: Э-23

Алексеенко А. К.

Проверила: Суляева О. А.

 

                                      

                         

 

Самара  2012

В философии науки проблема разграничения  науки и ненауки называется проблемой демаркации (от англ. demarcation — разграничение) и является одной из центральных в философии науки. Почему она важна? Наука пользуется в обществе заслуженным авторитетом, и люди доверяют знанию, которое признается научным. Они считают его достоверным и обоснованным. Но вполне вероятно, что далеко не все, что называется научным или претендует на этот статус, на самом деле отвечает критериям научности. Это могут быть, например, скороспелые, «некачественные» гипотезы, которые их авторы выдают за вполне доброкачественный товар. Это могут быть «теории» людей, которые настолько увлечены своими идеями, что не внемлют никаким критическим аргументам. Это и внешне наукообразные конструкции, с помощью которых их авторы объясняют строение «мира в целом» или «всю историю человечества». Это и идеологические доктрины, которые создаются не для объяснения объективного положения дел, а для объединения людей вокруг определенных социально-политических целей и идеалов. Наконец, это многочисленные учения парапсихологов, астрологов, «нетрадиционных целителей», исследователей неопознанных летающих объектов, духов египетских пирамид, Бермудского треугольника и т.п. — то, что обычные ученые называют паранаукой или псевдонаукой.

Можно ли отграничить все это от науки? В методологии науки выделяют три группы критериев, которые позволяют  выделить научные знания из обыденных, паранаучных, вненаучных.

А) Универсальные критерии: 
1. Рациональность. 
2. Прогностическая эффективность. 
3. Системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. 
4.  Осознание методов и приемов исследования объектов. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 
5. Специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). 
6. Строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез и догадок. 
7. Эмпирическая подтверждаемость и принципиальная возможность фальсифицируемости
8. Практическая эффективность. 
9. Понятийно-языковая выразимость и определенность. Логическим репрезентантом требования определенности в мышлении выступает закон тождества — основной закон рационального мышления. Два других фундаментальных закона мышления — закон непротиворечивости и закон исключенного третьего — являются следствием закона тождества, обеспечивая его реализацию.

Б) Вторая группа критериев включает исторически преходящие нормативы, которые дают возможность объяснения, интерпретации тех или иных событий, процессов. К ним относятся различного рода онтологические схемы, научные картины мира, парадигмы, установленные идеалы знания, стиль мышления. Они играют также немаловажное значение для характеристики научного познания, выступающего в конкретно-исторических формах. 
Стиль мышления — это совокупность характерных для какого-то конкретного исторического этапа рационального познания исследовательских подходов, общепринятое мнение о том, какой должна быть наука, каким требованиям она должна отвечать. 
Стиль мышления включает в себя три уровня: 
1.  Онтологические канонические представления об объектах научного исследования. Они могут быть как чрезвычайно общими, так и более или менее конкретными в зависимости от исторической и дисциплинарной вариабельности.  
2. Гносеологические нормы научного познания, т. е. «правильные», с точки зрения научного сообщества, методы исследования, способы объяснения и доказательства.  
3. Прагматические нормы, накладываемые на способы «внешнего» оправдания научных представлений. Это соответствие общепринятым мнениям, авторитетам, логическая безупречность, соответствие наблюдаемому опыту, проверка на решающие эксперименты, соответствие фундаментальным положениям науки, простота и т. п.

В) Третья группа критериев научности относится к предметным сферам знания и деятельности. Таковыми являются правила, характерные для логико-математического, технического, естественно-научного, социального и прочих видов знания. Они не являются универсальными, а представляют собой способ аргументации конкретных видов научного познания, а посему выражают не типические, а частные параметры той или иной отрасли научного знания.

В последние десятилетия резко  возрос интерес к так называемому вненаучному знанию. Возрастание это объясняется рядом причин:

Во-первых, в этом направлении воздействует на общественное сознание в планетарном масштабе углубляющийся глобальный кризис современной цивилизации. Нетрадиционные проблемы, вставшие перед желающим спасти себя человечеством,  требуют и нетрадиционных решений.

Во-вторых, многие события и процессы двадцатого века вызвали растущее разочарование в науке как таковой. Наука обвиняется во многих грехах: естествознание не сумело предвидеть такие губительные для человека и человечества в целом последствия, которые сегодня "выдают на гора" атомная физика, генетика, биоинженерия, химия синтеза и т.д.; обществознанию инкриминируется причастность к социалистическим преобразованиям на значительной части земного шара. Как показывает история, в подобных ситуациях поворот общественного сознания от науки к "здравому смыслу", к паранаукам (содержащим в себе определенную дозу такого здравого смысла наряду с иррациональным), к религии и даже к мистике является вполне закономерным.

В-третьих, само развитие науки, в том числе естествознания, обнаружило самонедостаточность научного знания, необходимость сопряжения его и при создании цельной картины мира, и в конкретных познавательных случаях со знанием вненаучным.

В-четвертых, необходимо учитывать, что само вненаучное знание сегодня поднялось на более высокий уровень. Особенно это относится, как мы увидим, к таким паранаукам, как астрология и парапсихология, граница которых с наукой в собственном смысле слова становится все менее четкой.

Рассмотрим  подробнее виды вненаучного знания. Вненаучное знание  - знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоение действительности, отличный от науки; формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания. Главный критерий отнесения конкретной формы познавательной активности к области вненаучного знания — несоответствие общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов. К вненаучному знанию относятся:

1.Паранауки (от греч. "пара" — около, вне). 
Как правило, в поле их исследований так называемые паранормальные явления, т.е. явления, хотя и часто встречающиеся, но похожие на чудеса, парадоксальные при сравнении их с нормальными и не объясненные наукой. По одной из классификаций эти явления делятся на: 
а) явления, связанные с воздействием человека на вещество (например, телекинез — перемещение вещей под воздействием нашего сознания); 
б) воздействие неживого вещества на человека (например, влияние звезд на судьбы людей); 
в) воздействие человека на человека (гипноз и разнообразные зкстрасенсорные воздействия); 
г) воздействие вещества на вещество без участия человека; 
д) взаимодействие человека и Космоса (подключение экстрасенсов к космическому информационному полю).

К паранаукам относятся: парапсихология, хиромантия, астрология.

Из  других свойств паранауки следует отметить отсутствие стремления к объективности выводов и предсказаний, качественный, а не количественный их характер, чувственно-конкретную, а не абстрактно-теоретическую форму, их уникальность, единичность, незаинтересованность создателей в проверке на фальсифицируемость, опору на веру и убеждения, значительную роль авторитета «предсказателя» и др.

Для описания способов получения информации, выходящий за рамки науки, кроме  термина «паранормальность» используется термин «внечувственное восприятие» — ВЧВ или «парачувствительность», «пси-феномены». Оно предполагает возможность получать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим способам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены.

Различают экстрасенсорное восприятие (ЭСВ) и психокинез.

    1. ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение.
  • Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более особями паранормальными способами.
  • Ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и т.п.).
    1. Психокинез — это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.

Заслуживает внимания то, что в настоящее время  исследования паранормальных эффектов ставятся на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов приходит к следующим выводам:

1) с помощью ЭСВ можно получить значимую информацию; 
2) расстояние, разделяющее испытуемого и воспринимаемый объект, не влияет на точность восприятия; 
3) использование электромагнитных экранов не снижает качества и точности получаемой информации, и под сомнение может быть поставлена существовавшая ранее гипотеза об электромагнитных каналах ЭСВ.

Можно предполагать наличие какого-то другого, например, психофизического канала, природа которого не ясна.

Вместе  с тем сфера паранормального знания имеет особенности, которые противоречат сугубо научному подходу:

• во-первых, результаты парапсихических  исследований и экспериментов, как правило, не воспроизводимы повторно;

• во-вторых, их невозможно предсказать  и прогнозировать. Современный философ  науки К. Поппер достаточно высоко ценил  псевдонауку, отмечая, что наука может ошибаться, а псевдонаука «может случайно натолкнуться на истину». У него есть и другой значимый вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной — это не значит, что она не важна.

2.Протонауки представляют собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и нестабильности (или неразработанности) методов исследования и нормативов построения теории. Опираясь в равной степени как на существующие достоверные сведения, так и на субъективные предположения исследователя (неизбежно окрашенные духовной атмосферой эпохи), протонауки строятся как результат "игры" творческого воображения с наличным эмпирическим материалом. Протонаучное знание служит основанием построения более достоверных теоретических моделей, "строительными лесами" научной теории, исчезая с появлением последней. Характерный пример — судьба натурфилософского знания XVI-XVII вв.

3.Девиантные  науки  - в отличие от протонаучного знания, представляют собой самостоятельную область теоретического знания, которая, по оценкам научного сообщества, не соответствует наличным критериям научности. Основания для подобных оценок — разногласия мировоззренческого, концептуального или политического плана между носителями "отклоняющегося" знания и ортодоксально настроенным большинством. Таким образом, статус девиантной науки могут иметь как попытки истолковать исторический процесс в русле эзотерической традиции ("Роза мира" Даниила Андреева) или исследовать при помощи нетрадиционных методик феномены человеческой психики (парапсихология), так и собственно научные теории, противоречащие устоявшимся представлениям (гелиобиология Чижевского, теория пассионарности Гумилева).

4.Вульгаризированная наука (псевдонаука). Слово «вульгарный» в переводе с латинского означает «пошлый», «грубый», «упрощенный». В научных текстах оно употребляется именно в последнем смысле. Широко известен вульгарный материализм — философское течение, возникшее в Германии в 50—60-е гг. XIX в. Его представители — Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт — активно популяризировали достижения естествознания, но игнорировали специфику сознания, которое сводили непосредственно к веществу. Мозг, утверждали они, выделяет мысли так, как печень — желчь. Не обращая внимания на роль социальных факторов в формировании сознания, они определяли его содержание главным образом химическим составом продуктов питания. Например, причины рабства колониальных народов они усматривали в растительной пище, которую те преимущественно употребляли.

5. Религия выработала свои специфические способы интуитивно-мистического осознания мира и человека. К их числу следует отнести откровение и медитацию.  

Откровения сформировалось в процессе эволюции религиозных представлений. Первоначально оно рассматривалось как дар особых избранников высших сил, которые в состоянии транса говорят от их имени (прорицатели, шаманы, юродивые и т.п.) Христианство рассматривает откровение как результат напряженного самоуглубления индивида, которому открывается истина. Истина откровения — не объект исканий, но результат божественной воли, избирающей того или иного человека как средство личностного осмысления

Медитация — размышление, погружение умом в предмет, идею, мир, которое достигается путем углубленной умственной сосредоточенности на одном объекте и устранении всех посторонних факторов, отвлекающих внимание человека. 

6.Эзотерические  учения (от англ. esoteric — тайный, известный лишь посвященным) — учения, передаваемые из уст учителя в уста избранных учеников. Хотя в любом религиозном учении эзотерическая сторона присутствует, сам по себе эзотеризм не обязательно носит религиозный характер. В качестве основных принципов любого эзотерического учения выступает положение о двойственном характере человеческого существования, о наличии истинной и иллюзорной (земной) реальности.

Информация о работе Наука и ненаука. Принципы разграничения