Наука, как деятельность, социальный институт и система знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 02:11, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………………4
Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания………………………………………………………………………………….5
Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания…..……..10
Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки…………………………………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

KR_filosofia_.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования 

«Белорусский государственный  университет информатики и радиоэлектроники»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

Тема контрольной работы №28:

НАУКА, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СИСТЕМА ЗНАНИЯ

 

 

 

 

Выполнила: Таратынко Анна Николаевна

студентка 1 курса ФКТ,

специальность ИСИТ в экономике

группа №382373

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Содержание

 

План работы…………………………………………………………..……………….3

Введение………………………….……………………………………………………4

Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания………………………………………………………………………………….5

Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания…..……..10

Наука как социальный институт. Гуманистическое  измерение современной науки…………………………………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………………………17

 

 

 

 

План работы

  1. Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания.

В этом вопросе нужно показать отличие научного познания от других видов познания, показать отличие  научной истины от других результатов  познавательной деятельности, рассмотреть  формы научного познания.

  1. Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания.

Требуется показать работу метода и методологии на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.

  1. Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки.

Исследовать проблемы творческой свободы и социальной ответственности  ученого, проблемы современного этоса  науки, гуманитарной и этической  экспертизы научных проектов, экологии, глобальных проблем современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается  сообществом ученых на протяжении уже  более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение  ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества.

Понятие «социальный институт»  отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений  и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Научная деятельность сегодня  – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация  не только по отдельным областям науки  или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных  функций в научной деятельности.

 

  1. Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания.

Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы  обучения. Но в обществе уже давно  существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о  самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения  реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука как особая отрасль  рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного  знания об окружающем нас мире возникает  как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Научное познание - особый вид познавательной деятельности,  направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Все виды знания как элементы духовной культуры равноценны и одинаково необходимы для понимания природы познавательной деятельности человека.

Первые шаги научного объяснения мира зарождались в рамках других форм общественного сознания, например, религии. Но научное знание коренным образом отличается от веры, то есть от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой  практической проверке и логическому  доказательству. Вера (слепая) в бога,  в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы, сны ничем не доказывается. Если наука делает человека могущественным перед силами природы, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности.

Научное познание мира существенно  отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение  действительности, но в науке это  отражение осуществляется в форме  понятий и категорий, а в искусстве  – в форме художественных образов. Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его  абстрактном итоге. В искусстве  же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника  того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.

Отличия научного познания ярче всего выясняются при его  сравнении с обыденным сознанием - неспецифическим восприятием реальности.            Производство знаний на уровне повседневного, житейского опыта не отделено от практической деятельности человека. Знания при  этом получаются попутно с физическим преобразованием объекта. Поэтому  обыденное познание не требует профессиональной специальной подготовки, отличной от основной профессии человека. Любое  знание только отражает, духовно осваивает  объект, а труд его материально  преобразует.

Научное познание обычно не имеет дело непосредственно с  самими материальными объектами, как  обыденное. Повседневный опыт зиждется на голом авторитете общественного  мнения, мнимой очевидности. Научное  же знание в своём идеале рационально, доказывается логически, подтверждается не ограниченным опытом индивида, общины, поколения, но более широким экспериментальным  путем. Научное знание постоянно  развивается, интенсивно или интенсивно. Обыденное знание обновляется гораздо  в меньшей степени по сравнению  с научным. Наука непрестанно  продвигается вперед, перечеркивая самое  себя. Обыденное познание, в общем, ограничивается жизненным опытом отдельного человека, его ближайшего социального  окружения. Научное познание носит  общественный, а не индивидуальный характер. Оно всегда коллективно. Трудно найти великое открытие или изобретение, сделанное одним человеком.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Как справедливо писал Ф. Бекон: « Знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание». Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Рассмотрим, что является критерием  истины.

Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким  критерием ясность. Ясность годится  как критерий истины в простых  случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может  представляться и заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Ведь иногда мы пытаемся решать многие вопросы  по большинству голосов, прибегая к  голосованию. Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, в науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем  его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует  объекту. Практика выше теории, поскольку  она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому  из них соответствует определенная форма развития знания. Основными  из них являются факт, теория, проблема, гипотеза.

Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным  достоянием нашего знания, фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Факты выражаются, например, в высказываниях: "Вода при давлении в 1 атм закипает при 100° С", "Медь - хороший проводник электричества", "Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года".

Научные факты генетически связаны  с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, используя научные методы в оговоренных условиях.

Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы.

Положения теории отображает существенные связи некоторой области действительности, которые представляются в обобщенном виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь. Поэтому оно выражается с помощью общего высказывания, в то время как факт – с помощью единичного.

В развитой науке теория и факт - соотносимые понятия. Наличие одного из них немыслимо без наличия  другого, одно из этих понятий имеет  своей предпосылкой другое.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.

Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания, что приводит к постановке новых проблем в науке.

Гипотеза - это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.

Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным  законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное  знание выступают, прежде всего, подтверждение  и доказательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания.

Понятие метода означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных видов деятельности в качестве простого и доступного "инструмента" научного открытия. Известный отечественный физик Л.Д. Ландау говорил, что: "Метод важнее открытия".

Методология – система принципов деятельности. Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Классификация научных методов  осуществляется в зависимости от уровня научного знания, на котором  они функционируют. Так, основными  методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществляется целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Результаты наблюдения во многом зависят от того, насколько корректно составлен предварительный план и сформулированы исследовательские задачи. Наблюдение, таким образом, всегда имеет избирательный характер.

Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента – это мысленный эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование воображаемых объектов.

Информация о работе Наука, как деятельность, социальный институт и система знания