ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Наука как особая отрасль
рациональной человеческой деятельности
по производству объективно истинного
знания об окружающем нас мире возникает
как естественное продолжение обыденного,
стихийно-эмпирического процесса познания.
Кроме научного познания существуют также
ненаучные способы постижения действительности,
важнейшим из которых является искусство,
а самым знакомым – обыденное познание.
Известно, что люди приобретали
необходимые им знания о свойствах и качествах
вещей и явлений, с которыми они сталкивались
в повседневной практической деятельности,
задолго до возникновения науки. И сейчас
немало нового для себя мы узнаем с помощью
обыденного познания. Нередко, отмечая
качественное отличие научного знания
от обыденного, забывают о связи и преемственности
между ними. Эта связь состоит прежде всего
в том, что они имеют общую цель – дать
объективно верное знание о действительности
– и поэтому опираются на принцип реализма,
который в обыденном сознании ассоциируется
с так называемым здравым смыслом.
1 Научное познание
Познание – это специфический
вид деятельности человека, направленный
на постижение окружающего мира и самого
себя в этом мире.
Человек постигает окружающий
его мир, овладевает им различными способами,
среди которых можно выделить два основных.
Первый (генетически исходный) – материально-технический
– производство средств к жизни, труд,
практика. Второй – духовный (идеальный),
в рамках которого познавательные отношения
субъекта и объекта – лишь одно из многих
других. В свою очередь процесс познания
и получаемые в нем знания в ходе исторического
развития практики и самого познания все
более дифференцируется и воплощается
в различных своих формах.
1.1 Особенности научного
познания
Основная задача научного знания
– обнаружение объективных законов действительности
– природных, социальных (общественных),
законов самого познания, мышления и др..
Отсюда ориентация исследования главным
образом на общие, существенные свойства
предмета, его необходимые характеристики
и их выражение в системе абстракций. “Сущность
научного познания заключается в достоверном
обобщении фактов, в том, что за случайным
оно находит необходимое, закономерное,
за единичным – общее и на этой основе
осуществляет предвидение различных явлений
и событий”. Научное познание стремиться
вскрыть необходимые, объективные связи,
которые фиксируются в качестве объективных
законов. Если этого нет, то нет и науки,
ибо само понятие научности предполагает
открытие законов, углубление в сущность
изучаемых явлений.
Непосредственная цель и высшая
ценность научного познания – объективная
истина, постигаемая преимущественно
рациональными средствами и методами,
но, разумеется, не без участия живого
созерцания. Отсюда характерная черта
научного познания – объективность, устранение
по возможности субъективистских моментов
во многих случаях для реализации “чистоты”
рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн
писал: “То, что мы называем наукой, имеет
своей исключительной задачей твердо
установить то, что есть”. Её задача –
дать истинное отражение процессов, объективную
картину того, что есть. Вместе с тем надо
иметь в виду, что активность субъекта
– важнейшее условие и предпосылка научного
познания. Последнее неосуществимо без
конструктивно–критического отношения
к действительности, исключающего косность,
догматизм, апологетику.
Наука в большей мере, чем другие
формы познания ориентирована на то, чтобы
быть воплощенной в практике, быть “руководством
к действию” по изменению окружающей
действительности и управлению реальными
процессами. Жизненный смысл научного
изыскания может быть выражен формулой:
“Знать, чтобы предвидеть, предвидеть,
чтобы практически действовать” – не
только в настоящем, но и в будущем. Весь
прогресс научного знания связан с возрастанием
силы и диапазона научного предвидения.
Именно предвидение дает возможность
контролировать процессы и управлять
ими. Научное знание открывает возможность
не только предвидения будущего, но и сознательного
его формирования. “ Ориентация науки
на изучение объектов, которые могут быть
включены в деятельность (либо актуально,
либо потенциально, как возможные объекты
ее будущего освоения), и их исследование
как подчиняющихся объективным законам
функционирования и развития составляет
одну из важнейших особенностей научного
познания. Эта особенность отличает его
от других форм познавательной деятельности
человека”.
Научное познание в гносеологическом
плане есть сложный противоречивый процесс
воспроизводства знаний, образующих целостную
развивающуюся систему понятий, теорий,
гипотез, законов и других идеальных форм,
закрепленных в языке – естественном
или – что более характерно – искусственном
(математическая символика, химические
формулы и т.п.). Научное знание не просто
фиксирует свои элементы, но непрерывно
воспроизводит их на своей собственной
основе, формирует их в соответствии со
своими нормами и принципами. В развитии
научного познания чередуются революционные
периоды, так называемые научные революции,
которые приводят к смене теорий и принципов,
и эволюционные, спокойные периоды, на
протяжении которых знания углубляются
и детализируются. Процесс непрерывного
самообновления наукой своего концептуального
арсенала – важный показатель научности.
В процессе научного познания
применяются такие специфические материальные
средства как приборы, инструменты, другое
так называемое “научное оборудование”,
зачастую очень сложное и дорогостоящее
(синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космнческая
техника и т. д.). Кроме того, для науки в
большей мере, чем для других форм познания
характерно использование для исследования
своих объектов и самой себя таких идеальных
(духовных) средств и методов, как современная
логика, математические методы, диалектика,
системный, гипотетико-дедуктивный и другие
общенаучные приемы и методы (см. об этом
ниже).
Научному познанию присущи
строгая доказательность, обоснованность
полученных результатов, достоверность
выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез,
догадок, предположений, вероятностных
суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее
значение имеет логико-методологическая
подготовка исследователей, их философская
культура, постоянное совершенствование
своего мышления, умение правильно применять
его законы и принципы [1].
2 Формы познания
Существовали и существуют
формы чувственного и рационального познания.
Основными формами чувственного
познания выступают: ощущения, восприятия
и представления (рис.1).
Рисунок 1 – Основные формы
чувственного познания
Кратко охарактеризуем представленные
формы.
Ощущение – это элементарный
психический процесс, состоящий в запечатлении
отдельных свойств предметов и явлений
материального мира в момент их непосредственного
воздействия на наши органы чувств.
Восприятие – целостное отражение
в сознании предметов и явлений при их
непосредственном воздействии на органы
чувств. Наиболее важные особенности восприятия:
предметность (отнесенность к объектам
внешнего мира), целостность и структурность
(воспринимается фактически абстрагированная
от отдельных ощущений обобщенная структура
– не отдельные ноты, а мелодия, например).
Представление – сохраненные
памятью образы предметов, когда-то воздействовавших
на наши органы чувств. В отличие от ощущений
и восприятий для представлений не нужно
непосредственного контакта органов чувств
с предметом. Здесь психическое явление
впервые отрывается от своего материального
источника и начинает функционировать
как относительно самостоятельный феномен.
Рациональное познание в основном
сводится к понятийному абстрактному
мышлению (хотя есть и мышление не понятийное).
Абстрактное мышление представляет собой
целенаправленное и обобщенное воспроизведение
в идеальной форме существенных и закономерных
свойств, связей и отношений вещей.
Основные формы рационального
познания: понятия, суждения, умозаключения,
гипотезы, теории (рис.2).
Рисунок 2 – Основные формы
рационального познания
Рассмотрим подробнее основные
формы рационального познания.
Понятие – это мысленное образование,
в котором обобщаются предметы некоторого
класса по определенной совокупности
признаков. Обобщение осуществляется
за счет абстрагирования, т.е. отвлечения
от несущественных, специфических особенностей
предметов. При этом понятия не только
обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют
в некоторые классы, тем самым отличая
их друг от друга. В отличие от ощущений
и восприятий понятия лишены чувственного,
наглядного своеобразия.
Суждение – форма мысли, в которой
посредством связи понятий что-либо утверждается
или отрицается.
Умозаключение – рассуждение,
в ходе которого из одного или нескольких
суждений выводится новое суждение, логически
следующее из первых.
Гипотеза – выраженное в понятиях
предположение, имеющее целью дать предварительное
объяснение какому-либо факту или группе
фактов. Подтвержденная опытом гипотеза
трансформируется в теорию.
Теория – высшая форма организации
научного знания, дающая целостное представление
о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности.
Таким образом, в процессе познания
аналитически достаточно четко выделяются
две человеческие познавательные способности:
сенситивная (чувственная) и рациональная
(мыслительная). Ясно, что конечный результат
(истина) достижим только «совместными
усилиями» этих двух составляющих нашего
познания [2].
3 Методы научного познания
Существует целая область знания, которая
специально занимается изучением методов
и которую принято именовать методологией.
Методология дословно означает “учение
о методах” (ибо происходит этот термин
от двух греческих слов: “методос” –
метод и “логос” – учение). Изучая закономерности
человеческой познавательной деятельности,
методология вырабатывает на этой основе
методы ее осуществления. Важнейшей задачей
методологии является изучение происхождения,
сущности, эффективности и других характеристик
методов познания.
Всеобщих методов в истории познания
известно два: диалетический и метафизический.
Это общефилософские методы. Метафизический
метод с середины XIX века начал все больше
и больше вытесняться из естествознания
диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют
общенаучные методы, которые используются
в самых различных областях науки, т. е.
имеют весьма широкий, междисциплинарный
спектр применения.
Классификация общенаучных методов тесно
связана с понятием уровней научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень научного
познания характеризуется непосредственным
исследованием реально существующих,
чувственно воспринимаемых объектов.
Особая роль эмпирии в науке заключается
в том, что только на этом уровне исследования
мы имеем дело с непосредственным взаимодействием
человека с изучаемыми природными или
социальными объектами. Здесь преобладает
живое созерцание (чувственное познание),
рациональный момент и его формы (суждения,
понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют
подчиненное значение. Поэтому исследуемый
объект отражается преимущественно со
стороны своих внешних связей и проявлений,
доступных живому созерцанию и выражающих
внутренние отношения.
Теоретический уровень научного
познания характеризуется преобладанием
рационального момента – понятий, теорий,
законов и других форм и “мыслительных
операций”. Отсутствие непосредственного
практического взаимодействия с объектами
обуславливает ту особенность, что объект
на данном уровне научного познания может
изучаться только опосредованно, в мысленном
эксперименте, но не в реальном. Однако
живое созерцание здесь не устраняется,
а становится подчиненным (но очень важным)
аспектом познавательного процесса.
Теоретический уровень – более высокая
ступень в научном познании. Результатами
теоретического познания становятся гипотезы,
теории, законы.
Эмпирический и теоретический
уровни познания взаимосвязаны, граница
между ними условна и подвижна. Эмпирическое
исследование, выявляя с помощью наблюдений
и экспериментов новые данные, стимулирует
теоретическое познание (которое их обобщает
и объясняет), ставит перед ним новые более
сложные задачи. С другой стороны, теоретическое
познание, развивая и конкретизируя на
базе эмпирии новое собственное содержание,
открывает новые, более широкие горизонты
для эмпирического познания, ориентирует
и направляет его в поисках новых фактов,
способствует совершенствованию его методов
и средств и т. п. [3].
4 Обыденное познание
Обыденное познание – это процесс
получения знания при помощи наблюдения
за явлением. Полученные знания представляют
собой совокупность сведений, не приведенных
в систему. Наука исторически возникает
из обыденного знания и на его основе.
Различение обыденного и научно-теоретического
знания имеет давнюю историю. В античной
философии – это противопоставление «знания»
и «мнения» (Платон), в философии нового
времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Д. Локк, французские
материалисты XVIII в., немецкая классическая
философия), в современной зарубежной
философии – это проблема взаимодействия
теоретических форм сознания (философии
и науки) и здравого смысла.