Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:09, контрольная работа
Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.
Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.
Происхождение сознания.
Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический и рациональный. Формы познания.
Споры о сущности сознания длятся
уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание, идеальное истолковывается
как первичная субстанция, будто бы стоящая
над материальным миром и его порождающая.
Для материалистов сознание - способность
идеального воспроизведения действительности.
Материалистическая философия и психология
исходят их трех кардинальных принципов:
1) признание сознания функцией мозга;
2) признание сознания как активного отражения
внешнего мира в ходе практики; 3) понимание
сознания как продукта общественного
развития.
Сознание - это высшая, свойственная
только человеку форма отражения объективной
действительности в ходе общественной
практики. Сознание связано с понятием отражение.
Отражение - всеобщее свойство
материи, заключающееся в воспроизведении в
ходе взаимодействия особенностей отражаемого
объекта или процесса. Свойство отражения,
характер его проявления зависят от уровня
организации материи. Выделяется три основных
уровня: отражение в неживой природе,
на биологическом уровне и социальное.
В неживой природе отражение
проявляется виде физикохимических взаимодействий
(нагревание проводника, химические реакции). В живой природе оно выступает
в формах раздражимости, чувствительности,
восприятия представлений. У высокоразвитых
животных появляетсянервная система,
которая регулирует и контролирует все
функции организма в его постоянном взаимодействии
с внешней средой. Появляютсярефлексы - ответные
приспособительные реакции организма
на внешние воздействия - безусловные
и условные (инстинкты - половой, пищевой,
оборонный и т.д.). Системы условнорефлекторных
связей, формирующихся в коре больших
полушарий головного мозга при поступлении
в нее импульсов от внешних и внутренних
раздражителей, образует первую сигнальную
систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия
(это уже возникновение сознания).
Высшая форма отражения - социальная
(сознание). Важнейшими свойствами
сознания являются активность и способно
1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
2) конструирует теоретические модели,
объясняющие закономерности окружающего
мира;
3) разрабатывает прогнозы развития природных
и социальных явлений и процессов;
4) служит основой преобразовательной
деятельности человека.
Структура сознания включает
в себя следующие компоненты:
1) телесно-перцептивные спосо
2) логико-понятийные способно
3) эмоциональные составляющие
сознания, они не связаны непосредственным
образом с внешним миром; это сфера личностныхпереживаний,
воспоминаний, предчувствий и т.п.;
4) ценностно-смысловые состав
Тайна происхождения сознания
есть тайна происхождения человека, которая
до конца не разгадана. Единства в понимании
этого вопроса нет, отсюда множество различных
теорий антропогенеза.
Представители концепции абиогенеза настаиваю
- теплового стресса, сильного геомагнитного
излучения и т.д.
Сторонники концепции панспермии полагают,
что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена
из Космоса - то ли случайно, то ли после
посещения земли инопланетянами.
Продолжает существовать и даже успешно
развиваться и теистическаяконцепция
происхождения человека в акте божественного
творения.
Материалистическая теория происхождения
человека - эволюционная.
Здесь тоже есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин)
- важнейшим условием возникновения
человека в ходе эволюции явилась совместная
орудийная деятельность, опосредованная
речью;
2) человек - результат «генетической
ошибки», сбоя эволюционной программы
развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного
качественного скачка в природе, в ходе
которого появилось сознание (сразу!) и
абсолютно новый вид животного - home sapiens.
Согласно, трудовой теории
изменение климатических условий на планете
(резкое похолодание) привело к необходимости
приспособления теплолюбивых и травоядных
приматов к новым условиям существования.
Произошел переход на мясную пищу, что
потребовало от них изготовления и использования
орудий труда (и убийства), коллективный
характер охоты привел к возникновению
системы речевых знаков (сначала в виде
жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами
стали происходить и морфологические
изменения: они выпрямились, что позволило
освободить передние конечности для более
активных действий с предметами; изменилось
строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная)
приводит к качественному изменению приматов.
Активно действующая рука учила голову
думать, и совершенствующая орудийная
деятельность людей вела к совершенствованию
их сознания. Для формирования сознания
важны два момента, характерные для создания
орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат,
который уже в начале этого процесса имелся
в представлении (в голове) человека, т.е
идеально;
2) регулярное использование орудий труда
и с их систематическое изготовление предполагает
аккумуляцию (сохранение) опыта, способов
их изготовления, работы с ними, и соответственно,
передачи этого опыта от поколения к поколению.
Т.о., труд, речь, коллективная деятельность
приводит к возникновению сознания и человека.
Сознание и бессознательное.
Понятия «психика» и «сознание»
не тождественны. Более широким является
понятие «психика» - совокупность
ощущений, восприятий, памяти, мышления,
внимания, чувств, воли, т.е. совокупность
его внутреннего мира, отличного от мира
вещей.
«Психика» включает в себя и бессознательные явления
и процессы. Это сновидения, обмолвки,
оговорки, чисто автоматически совершаемые
действия, утрата полноты ориентировки
во времени и пространстве, некоторые
патологические явления (бред, галлюцинации,
иллюзии) и т. п. Бессознательное - это низший
уровень человеческой психики. Оно - сложный
феномен, «другое» сознание (неосознанное,
подсознательное, досознательное). Бессознательн
К проблеме бессознательного обращались
в истории философии Платон, Декарт, Лейбниц,
Шеллинг и др. Однако наиболее распространенные
и влиятельные концепции бессознательного был
Согласно З.Фрейду, бессознательное играет
главную роль в человеческой жизни. «Я»
не является хозяином в собственном доме».
Сознание человека вынуждено довольствоваться
жалкими сведениями о том, что происходит
в его душевной жизни бессознательно,
и то, что в действительности зачастую
движет его поступками. Психика, согласно
его концепции, имеет следующуюструктуру:
1) Оно - «кипящий котел страстей»,
безудержные примитивные телесные инстинкты
и влечения (сексуальные и агрессивные);
Оно всецело подчинено принципу удовольствия;
всей его силой управляет «либидо» - психическая
энергия сексуальных влечений, т.е. половый
инстинкт.
2) Сознательное Я - посредник
между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить
потребности Оно и требования Сверх-Я,
прийти к необходимому соглашению между
ними.
3) Сверх-Я - это система моральных
норм и социальных запретов для Оно, выполняющая
роль внутреннего цензора.
Нежелательное влечение может быть:
1) вытеснено в бессознательное
неразряженным, загнано в самые дальние
уголки психики, что приводит к скрытой
и явной агрессии, депрессиям и неврозам;
или
2) сублимировано (сублимация
- возвышение) т.е. переключено на цели
социально и культурно приемлемые (высшие)
и нравственно одобряемые (творчество,
занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование
человека и т.д.).
Т. о. вся жизнь человека по З. Фрейду представляет
собой бесконечную борьбу с бессознательными
влечениями, а культура человечества -
сублимацию либидо (!).
Такой подход вызвал бурную реакцию в
научном мире. Последователь и ученик
Фрейда К.-Г.Юнг подверг критике пансексуализм
своего учителя, доказывая, во-первых,
недопустимость анализа всех проявлений
бессознательного лишь с точки зрения
вытесненной сексуальности и, во-вторых,
принципиальную невозможность объяснить
происхождение человеческой культуры
и творчества только с позиций либидо.
Строя свою оригинальную концепцию бессознательного,
Юнг исходил из того, что оно:
1) вовсе не является океаном пороков и
плотских влечений, вытесненным из сознания
в процессе исторического развития человека;
2) вместилище утраченных воспоминаний,
а также аппарат интуитивного восприятия,
значительно превосходящий возможности
сознания;
3) действует отнюдь не во вред человеку,
а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно
способствуя переходу личности на определенную,
более высокую ступень развития.
Одна из самых кардинальных идей Юнга
в психологии: кроме индивидуального бессознательного,
существует более глубокий пласт внутреннего
мира -коллективное бессознательное,
которое имеет всеобщую сверличностную
природу. Носителей коллективного бессознательного
Юнг назвал архетипами (начало,
образ). Они присущи от рождения всем людям.
Архетипы многообразны, важнейшие из них:
Анима (женское начало), Анимус (мужское
начало), Тень, Персона, Самость, герой,
Спаситель, Чудовище и т.п. Архетипы не
могут быть схвачены разумом, это некие
«образы-символы», выражающие общечеловеческие
потребности, инстинкты, стремления и
являющиеся человеку через сны, образы,
мифы, фантазии, воображение.
Ключевые слова и понятия: сознание, отражение,
бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я,
сознательное Я, архетип, психика, трудовая
теория, абиогенез, теория панспермии,
коллективное бессознательное.
3) Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический и рациональный. Формы познания.
Гносеология - наука о познании (от греч. Gnosis - знание,
- учение). В теории познания основное внимание
уделяется проблеме познаваемости мира,
вопросу о границах нашего знания, способах
его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем
виде можно определить как деятельность
человека по приобретению знаний об окружающем
его мир, о самом человеке, о взаимоотношении
человека и природы, человека и общества
и т.д.
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи
и взаимодействия познающего субъекта
и познаваемого объекта. Субъектом познания
является человек, отражающий в своем
сознании явления действительности. Этот
субъект активен: он ставит цели, определяет
средства их достижения, производит корректировку
этих целей на основе практики. Объектпознания
представляет собой предмет, явление,
процесс материального или духовного
мира, на который направлена познавательная
деятельность субъекта.Познание - это
сложный и противоречивый процесс, в котором
традиционно выделяют две ступени (или
уровня) познания: чувственное и рациональное
познание. Обе ступени тесным образом
связаны между собой и каждая из них имеет
свои формы. Познание человеком окружающего
мира начинается с помощью органов чувств.
Взаимодействуя с теми или иными предметами,
мы получаем ощущения, восприятия,
представления(формы чувственного
познания). Ощущение - это
отражение одного свойства предмета с
помощью одного из 5 органов чувств. Восприятие - целостный
образ предмета, отражение его свойств
всеми органами чувств.Представление -
это целостный образ предмета, сохраняемый
и воспроизводимый в сознании по мере
необходимости. Если чувственное познание
констатирует то, как проистекает событие,
рациональное отвечает на вопрос почему
оно протекает именно так.
Рациональное познание основывается
на способности логического мышления. Мышление - это целенаправленное
опосредованное и обобщенное отражение
человеком существенных свойств и отношений
вещей.
В гносеологии традиционно выделяются
два уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок использует понятия
в пределах уже сложившихся
знаний, его задача - привести знания в
систему и чувственного опыта в строгом
соответствии с установленными правилами.
Это способность последовательно и ясно
рассуждать, правильно строить мысли,
четко классифицировать, строго систематизировать
факты. Логика рассудка - формальная логика,
которая обращает внимание на форму и
структуру «готового знания», а не на его
содержание. На этом уровне мышления сознательно
отвлекаются от развития, взаимосвязи
вещей и выражающих их понятий, рассматривая
их как нечто устойчивое и неизменное.
Основными формами, в которых развивается
и осуществляется мышление являются понятия,
суждения и умозаключения. Понятие - это
такая форма мышления, в которой отражаются
общие, существенные признаки данного
предмета или явления (сущность). Суждение - форма
мышления, в которой отражается связь
между предметом и его признаком, между
предметами, или факт их существования.
В суждении может быть выражена и истина
и ложь. Умозаключение -
это выводное знание, когда из одной или
нескольких посылок и делается вывод (новое
суждение).
Проблема познаваемости мира и истины.
Одним из важнейших вопросов
философии является вопрос о познаваемости
мира.
В попытке ответить на вопрос «Познаваем
ли мир?» четко обозначились три основные
тенденции: гносеологический
оптимизм, скептицизм и агностицизм.
Если оптимисты утверждают
принципиальную познаваемость мира, принципиальную
возможность получения достоверных знаний
о мире, то представители агностицизма утв
Представители скептицизма зани
Во многом проблема достоверности наших
знаний о мире определяется ответом на
основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина
- это соответствие знаний действительности.
Для других истина есть то, что подтверждено
опытом. Для третьих истина является соглашением
между учеными, конвенцией. Для четвертых
она оценивается с точки зрения полезности
полученного знания, с точки зрения эффективности
его использования на практике.
Классическая концепция истины связана
с первым определением. Она возникла в
глубокой древности и разделяется представителями
разных направлений.
Современная трактовка истины, которой
придерживаются большинство философов,
состоит в следующем:
1. К действительности относится как объективная
реальность, существующая вне и независимо
от нашего сознании, так и субъективная
реальность.
2. Познание вместе с результатами и объектом
познания неразрывно связано с практической
деятельностью человека. Через практику
задается объект познания, в практике
реализуются результаты познания.
3. Истина есть бесконечный процесс, связанный
с переходом от неполного знания к более
полному знанию.
Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и«абсолютная истина, которые
с разных сторон характеризуют знание
о предмете.
Абсолютная истина - это
1) исчерпывающее достоверное знание о
природе, человеке и обществе (его не может
быть); 2) знания, которые никогда не могут
быть опровергнуты (земля круглая, человек
смертен).Относительная истина -
это 1) неполное, неточное знание, соответствующее
определенному уровню развития общества,
который обусловливает те или иные способы
получения этого знания. Т. о. процесс познания
мира - это бесконечный процесс перехода
от относительных истин (с возникающими
новыми относительными) к абсолютным истинам.
Релятивисты абсолютизируют
роль относительной истины, утверждая,
что всякая истина относительна. Догматики, напротив,
настаивают, на том, что истина не зависит
от условий, в которых она складывается.
Абстрактной истины не существует. Истина
всегда конкретна.