Некоторые философско-методологические аспекты пробемы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Образование – это одна из основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение законности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 83.88 Кб (Скачать файл)

                     Все то, что  лежит позади нас и что лежит  перед нами, - мелочи по сравнению  с тем, что лежит внутри нас. 

                     Ралф  Уолдо Эмерсон, американский поэт и философ 

     Образование – это одна из основ прогресса  человечества. Образование обогащает  культуру, способствует взаимопониманию  на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение законности.

     Развитие  глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах [1, с. 30].

     Широкие перспективы и возможности развития общества, на наш взгляд, в первую очередь, связаны именно с получением высшего образования. Причем не просто за счет количественного увеличения контингента обучающегося населения.

     В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация  учащегося. Мотивация является одной  из самых сложных педагогических проблем настоящего времени. Мотивационными процессами в обучении можно и  нужно управлять: создавать условия  для развития внутренних мотивов, стимулировать  человека.

     Во  время огромного объема информации предоставляемых такими источниками  как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать человека к обучению, систематической  работе, мотивации, искать новое в  информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Исследования современных психологов показывают стремительное снижение учебной  мотивации учащихся из года в год. Как надо мотивировать человека, чтобы  его обучение принесло желаемые эффекты  и пользу не только ему, а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов  и общества.

     Время объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном  процессе. Студент должен быть действующим  лицом, а преподаватель - его партнером  в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения.

     Анализ  отечественной и зарубежной научной  литературы показывает, что на протяжении многих лет ее решением занимались различные специалисты: социологи, психологи, медицинские работники, физиологи и др. Но, несмотря на достаточное  количество работ, посвященных этой проблеме, актуальность исследования ее не уменьшается, а наоборот, представляется все более своевременной. Это  обусловлено возрастающим интересом  к личности, а мотивационная сфера, безусловно, является ее ядром. Усложнение деятельности людей, их поступков, изменяющаяся социальная обстановка делают изучение мотивации поведения человека актуальной проблемой.

     Сложность и противоречивость изучения процесса мотивации объясняется тем, что  каждый автор имеет свой взгляд на данную проблему, каждый по-своему трактует содержание данного процесса, структуру  мотива.

     Изучение  причин активности человека и животных началось еще с Древнегреческих  и Древнеримских философов. Одна из самых ранних теорий мотивации  была предложена греческим философом  Аристотелем. Аристотель полагал, что  мотивация является результатом  функции «влечений», которая всегда была связана с каким-то результатом  или целью. Согласно Аристотелю, эта  «цель» предлагалась или создавалась  в ходе мыслительного процесса, сопровождающего  восприятие, память или воображение.[2] Так же занимались этой проблемой  Гераклит, Сократ, Платон и другие. .[3] Но наряду со значительными успехами в области изучения причин поведения человека, философские течения обладали рядом недостатков, человек виделся философам уникальным существом, совершенно отличным от животного, обладающим мышлением, сознанием, свободой выбора. И соответственно, мотивация связывалась только с разумом и волей, а поведение животного определялось биологическими силами, что делало его не свободным и не разумным.

     Из-за такой точки зрения на мотивацию  не учитывались инстинкты и рефлексы у человека, влияющие на его поведение. В дальнейшем стали изучаться  формы разумного поведения у  животного, борьба их мотивов. Исследователи  того времени пытались найти общие  черты поведения животного и  человека, что порой приводило  к отождествлению психики с выше указанным. В то время под мотивацией понимали любую причину, вызывающую какую либо реакцию человека или  животного.

     С 20-х годов нашего столетия появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку.

     В наше время исследованием мотивации  занимались известные отечественные  психологи и педагоги: В.Г. Асеев, В. II Беспалько, Т.О. Гордеева, О. С. Гребенюк, Н. В. Кузьмина, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, В. А. Сластенина В. Д. Шадриков, П.М. Якобсон и др.; и зарубежные авторы: А. Маслоу, Г. Олпорт, Б. Скиннер, Л. Фестингер, З. Фрейд, Х. Хекхаузен и др. С точки зрения этих авторов, мотивация является совокупностью побуждающих факторов, которые обуславливают активность личности и определяют направленность ее деятельности.

     Ученые  отмечают необходимость выявления  условий, связанных с формированием  положительного отношения к выбору социологического исследования, с развитием  мотивации, которые обеспечивают саморазвитие и самовоспитание личности человека.

     В вышеперечисленных исследованиях  разработан понятийный аппарат по проблеме мотивации, предложены различные классификации  мотивов учебной деятельности и  особенности развития мотивации  в различных возрастных периодах. Так же рассмотрены особенности  организации образовательного процесса при создании оптимальных условий  для проявления учебных мотивов.

     Выработке условий мотивации в процессе выбора исследования посвящены работы следующих ученных: Сукиязова А.Г., Крамарова С.О., Карякина Ю.В., Захарова И.Г., Панюкова С.В., Фаустова Э.М., Вакулюка В., Ширшова Е.В.. Они рассматривали роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования и педагогические возможности отдельных программных продуктов. Однако проблема развития мотивации учебной деятельности в работах вышеперечисленных авторов рассматривается лишь косвенно и не выделяется в самостоятельную.

     Объектом  исследования является мотивационная сфера личности.

     Целью исследования является необходимость общей характеристики некоторых аспектов мотивации в процессе учебной деятельности.

     Достижение  данной предполагает решение следующих  задач:

  1. Обосновать общественно-историческую актуальность данной проблемы и охарактеризовать степень ее разработанности.
  2. Дать общие определения термина «мотивация».
  3. Обобщить теоретическое обоснование понятия «мотивация» и понятия «мотив».
  4. Рассмотреть особенности мотивации учебной деятельности.
  5. Дать традиционную классификацию мотивации обучения.
  6. Выявить некоторые пути сохранения и повышения мотивации.
  7. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
  1. Определения термина «мотивация»
 

     Что же такое мотивация?

     Определение мотивации можно найти в различных  словарях, что еще раз доказывает актуальность и важность этой проблемы в различных областях жизнедеятельности  современного человека.

     Посмотрим, прежде всего, «Словарь иностранных  слов, вошедших в состав русского языка» Чудинова А.Н., 1910 г.[4] Мы видим, что это слово латинского происхождения «movere», означает «изложение мотивов, изъяснение, оправдание».

     Философский словарь Радионовой С.А.[5] дает довольно пространное объяснение мотивации, как «активных состояний психики, побуждающих человека совершать определенные виды действий. В границах парадигмы деятельностного подхода.[6] полагается вызываемой направленностью на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов. Отдельные мотивы формируются вследствие опредмечивания потребностей в ходе поисковой активности и превращения их объекта в мотив. Основные характеристики мотива - интенсивность и устойчивость. Изучение мотивационной сферы личности должно включаться в контекст содержаний культуры, которая придает мотиву ценностно-нормативные моменты. Выступая основанием типов характера, мотив иногда подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка посредством указания на приемлемые обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотив служит не только механизмом оправдания, но и психологической защиты, когда динамическая система напряжений, т.е. мотива, достигает стабилизации».

     Так же представляется необходимым заглянуть  в медицинский словарь, где мотивация  определена, как «субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации  мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей». [7]

     В социологическом словаре дано два  значения мотивации. Первый - это «осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов и формирования на этой основе мотивов». И второй – «относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта».[8]

     Это, безусловно, не все варианты определений  данного термина. Здесь даны только некоторые, как примеры различного подхода к данному понятию, в  зависимости от области, к которой  относится данный словарь. Только по многообразию подходов и определений  уже понятно насколько глубок, многогранен и серьезен данный вопрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Мотивация и мотив
 

     Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говоря о мотивации, представляется необходимым определить понятие мотива.

     Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной  с удовлетворением определенной потребности.[9]

     В качестве мотивов могут выступать  не только потребности, но и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки и ценности, за которыми стоят потребности.

     Мотивация - это процессы, определяющие движение поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения своих потребностей.

     А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом".[10]

     Другими словами, мотив — это опредмеченная потребность.

     Например: жажда — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

     Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как "соображение, по которому субъект должен действовать".[11]

     Х. Хекхаузен, определяет мотив как "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид – среда".[12 ]

     Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует  или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос "зачем?".

     По  мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Информация о работе Некоторые философско-методологические аспекты пробемы мотивации