Общественное сознание. Сущность и роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 06:02, реферат

Краткое описание

Действительно, определенные идеи, рожденные в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании. Ведь прежде чем та или иная идея станет предметом общественного спроса, она, разумеется, дала ответ на какой-нибудь духовный запрос мыслящих людей.
Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном, языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Общественное сознание. Сущность и роль в жизни человека и общества……………………………………………………………………………..3
1.1 Единство и различие общественного бытия и общественного сознания……………………………………………………………………………..3
1.2 Личное и общественное сознание: их взаимодействия и противоречия……………………………………………………………………….6
2. Обыденно-практический и теоретический уровни общественно сознания…………………………………………………………………………....13
3. Общественное мнение и слухи как формы выражения общественного сознания……………………………………………………………………………15
4. Социальная психология и идеология………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Общественное сознание. Сущность и роль в жизни  человека и общества……………………………………………………………………………..3

1.1 Единство и различие  общественного бытия и общественного  сознания……………………………………………………………………………..3

1.2 Личное и общественное сознание: их взаимодействия и противоречия……………………………………………………………………….6

2. Обыденно-практический  и теоретический уровни общественно сознания…………………………………………………………………………....13

3. Общественное мнение  и слухи как формы выражения  общественного сознания……………………………………………………………………………15

4. Социальная психология  и идеология………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………..20

Список литературы…………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известный философ и  мыслитель С. Л. Франк однажды выразился так: «Чрезвычайно трудно «распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей - морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность».

Действительно, определенные идеи, рожденные в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании. Ведь прежде чем та или иная идея станет предметом общественного спроса, она, разумеется, дала ответ на какой-нибудь духовный запрос мыслящих людей.

Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном, языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.

Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе  и о себе самом.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общественное сознание. Сущность и роль в жизни  человека и общества

1.1 Единство и различие  общественного бытия и общественного сознания

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с общественным бытием. И если мирозданию в целом «безразлично» существование  человеческого разума, то общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и даже часа.

В силу того, что общество есть субъектно-объектная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознании общественное бытие статично и даже мертво. И сам процесс материального производства (основа общественного бытия), который в одном из моментов существует независимо от сознания, детерминируя последнее, обладает лишь относительной свободой от власти сознания. Здесь нет никакого идеализма, но лишь утверждение того известного факта, что сознание реализуется в двух ипостасях: осмысляющей и активно-творческой способностях.

Сущность сознания в  том и состоит, что оно может  осмыслить общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого  преобразования его. Функция «опережающего отражения» сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Человека всегда повергает в смущение несоответствие между стремительным полетом духа в будущее и относительной медлительностью развития общественного бытия, прежде всего его основы - экономики. Любое будущее рисуется как некий социальный идеал, и не приходится удивляться, что возникающее несоответствие не удовлетворяет интерес творчески ищущего духа к наличной действительности, поскольку ферменты, вызывающие преобразования наличной действительности, такому духу уже перестали соответствовать. Ведь наличная реальность суть реализация идеалов, некогда витавших в головах реформаторов, а теперь эта действительность есть как бы окаменевший дух. Дух определил действительность в такой мере, что он уже отказывается связывать с ней какое бы то ни было, понятие разумной действительности, он не приемлет ее, он устремляется к новым высотам, а она продолжает сохраняться и отстаивать право на свое существование. Это обусловливает острое противоречие между устремлениями творческого духа и соответствующими реалиями. В истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-политические, опережают наличное состояние общества и даже преобразовывают его.

Общество есть материально - идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия, ибо оно дано сознанию отдельного индивида. Здесь следует сказать о мире надличностного духа. Это то, что можно воспринимать, осмысливать, оценивать и критиковать. Все это становится возможным, когда возникает язык, с помощью которого индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия. Критикуемость надличностного сознания и сама потребность в критике возникают вместе с возможностью производить объяснение (в смысле объясняться), что предполагает прояснение истины и ее сокрытие, т.е. порождение лжи. Именно тогда возникает возможность различать истину и заблуждение. На уровне только личного сознания вне его объективизации в формах языка все это просто невозможно.

Подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности. Исторически взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализовалась таким образом: на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение  и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса; в  своем влиянии на бытие оно  можно как оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Продукты мира духа кодируются в системе знаков, символов, в языке, в котором реализовался труд, и, разумеется, непременно в мозгу людей. Вне думающего и чувствующего мозга - все это бездуховно.

В силу специфики социально-исторической реальности, т.е. в силу того, что  и само сознание выступает как  неотъемлемый компонент этого бытия, нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Общественное сознание ныне отмечено критичностью подхода к действительности и каждого человека к собственным поступкам. Это целительная направленность для всех сфер жизни общества.

Способность народа к  самокритике - свидетельство его духовной зрелости и свободы. Стремление «переродить жизнь изнутри» - выражение благороднейшей задачи всякого человеческого творчества. В противном случае мы обречены, делать ставку лишь на внешние детерминанты и на волю случая. Любые реформы, не подкрепляемые общественным осознанием их смысла и необходимости, а внедренные сугубо экономически без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам. Упование на «голую» экономику и вообще на чистое общественное бытие само по себе - это поставленный с ног на голову идеализм, а точнее говоря, дуализм. Если дуализм вообще противопоставляет «душу» и «тело», то дуализм в социальной сфере противопоставляет «тело» общественного бытия «душе» социума.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и  то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, обусловливает реальную сложность понимания феномена общественного сознания. Поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».

1.2 Личное и общественное сознание: их взаимодействия и противоречия.

Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания, его  единственным носителем является конкретный индивид. Другие, напротив, считают, что  общественное сознание есть нечто надличностное, и потому в его трактовке нет  необходимости обращаться к отдельному индивиду.

Как особый вид реальности, общественное сознание сопоставимо с бытием общества, находясь с ним в одном и  том же «поле пространства». Говоря об общественном сознании, мы имеем  в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь вообще, всеобщее духовное достояние, зафиксированное в языке и других формах культуры. И. Кант именовал это сознание трансцендентальным, подразумевая под этим, что оно выходит за пределы опыта каждого данного человека и влияет на характер восприятия индивидом объективной реальности. Но жизнь надличностного духа вышла из ума и души индивидов; всякий индивид участвует в нем лишь частично и опосредованно. Разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в общий массив и общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве. Одно дело - сознание, мысли великой исторической личности гениальных государственных деятелей, мыслителей, писателей и т.д.), участвующей в созидании духовной жизни эпохи, а другое - мысли жалкого эпигона, нудно повторяющего тривиальное, идущее на потребу дня, что-то конъюнктурное, извивающееся в своей адаптивной игре или просто серо-незначимое. Это никого или мало кого трогает, а поэтому и не остается в запасниках социальной памяти. А к трудам гения нередко обращаются всю жизнь, постоянно питаясь живительными соками его творчества. Труды значимых умов входят в сферу сверхличного сознания и живут долго, в веках.

Если теперь вновь поставить  вопрос о том, где же пребывает  общественное сознание, то ответ должен быть таким: общественное сознание пребывает  в системе: человек - деятельность - общение - общество - история - язык - культура. И все это функционирует и развивается, находится в процессе постоянного приобщения вновь и вновь появляющихся на свет индивидов к сокровищам истории. Мозг индивида не мог бы думать по-человечески вне человечества, вне всемирной истории, т.е. вне общества.

Когда люди в условиях уже общественной жизни научаются осознавать мир, они научаются вместе с тем и высказывать в процессе коммуникации свои идеи, фиксируя их в языке, выводящем индивидуальное сознание на арену социального бытия.

Индивидуальное сознание непосредственно  связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное - с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов, различного рода письмен, полотен художественных творений и т.п. Все эти формы объективации сознания существуют и надличностно, хотя реально и функционируют всякий раз через посредство мозга и разума конкретных живых индивидов. Индивид конечен и ограничен. Его сознание «живет и умирает» вместе с ним. В системе общества оно обретает своего рода бессмертие (в рамках жизни человечества).

Общественное сознание, в конечном счете, генерируемое мозгом индивида, включенного в контекст социального  бытия, теперь уже оказывает свое могучее влияние на индивида, причем в течение всей его жизни. Общие  условия социальной среды, в которой живут люди, определяют единство их взглядов, ценностных ориентаций, интересов. Вместе с тем каждый человек обладает неповторимыми чертами своего личного сознания. Биография индивидуального сознания иная, чем общественного. На индивида оказывают существенное влияние микроусловия его бытия: семья, круг друзей, знакомых, школа, трудовой коллектив и т.п. На общественном сознании все это сказывается опосредованным образом и в весьма обобщенном виде. Далее, индивидуальное сознание обусловлено и природными задатками каждого отдельного человека, его наследственностью, личными вкусами, характером и пр.

Сознание - как общественное, так и индивидуальное - невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение субъект - объект не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни.

Механизмом, реализующим превращение  индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения. Коммуникация играет гигантскую роль во взаимодействии личного и сверхличного, общественного сознания. Общественное сознание не существует наподобие платоновского запредельного царства чистой мысли и красоты. Оно не витает где-то совсем независимо от сознания отдельных людей. Эта независимость относительная: только в отношении к отдельным людям книжные богатства библиотек мира имеют смысл духовного богатства. Вне живого оценивающего восприятия объективированная идея мертва.

Информация о работе Общественное сознание. Сущность и роль в жизни человека и общества