Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:44, реферат
Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV-XVI веков, ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания.
Введение
Глава 1. Гелиоцентризм в Древней Греции
Глава 2. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника
Глава 3. Небесные сферы в рукописи Николая Коперника
Глава 4. Значение гелиоцентризма в истории науки
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Московский
государственный текстильный
по дисциплине «Философия науки»
на тему:
Первая научная революция. Гелиоцентрическая модель мира Н. Коперника
Студент
Группа
Преподаватель
Москва 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Гелиоцентризм в Древней Греции……………………………………5
Глава 2. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника…………………7
Глава 3. Небесные сферы в рукописи Николая Коперника………………...12
Глава 4. Значение гелиоцентризма в истории науки………………………..16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………21
Введение
Первая научная революция
Наука - это нескончаемые странствия в поисках неведомого, непрестанное проникновение в неизвестное, неукротимое стремление познать мир, в котором мы живем. Наука привела людей дальние страны, в самые дикие уголки Земли и даже на Луну. При помощи телескопа, микроскопа и других научных приборов наука позволила нам заглянуть в глубины космического пространства и мир галактик, в раскаленные недра Земли, лежащие на многокилометровой глубине у нас под ногами, и вечное движение молекул, атомов, атомных ядер и электронов, в образец совершенства – кристаллы и толщу льда, превосходящего по возрасту динозавров, в мир простейших живых существ и тайны зарождения жизни на Земле, в удивительный мир живой клетки с её саморегуляцией и внутренними взаимосвязями.
Самое важное из совершенных человеком открытий – это осознание того, что природу можно изучать научными методами.
Принято считать, что наука зародилась в Древней Греции, хотя китайцы ещё раньше и независимо от греков сделали ряд важных открытий, особенно в астрономии. При римлянах наука в Европе пришла в упадок, однако арабы в Северной Африке сохранили накопленные их предшественниками знания. И лишь в эпоху Возрождения в Европе вновь ожил свойственный человеку дух открытий, и человек обратился к сокровищнице древнегреческих и латинских текстов. Но в гораздо большей степени, чем все остальные события, зарождению новой науки способствовал выход в свет книги Николая Коперника “Об обращениях небесных сфер” (1534). Коперник заложил основы нового научного метода, продемонстрировав строгость и простоту объяснений, показав относительность положений и скорость тел и невыделенность обители человечества – Земли во Вселенной. Эти принципы и поныне лежат в основе научного познания мира.
Под копе́рниковской револю́цией понимается смена парадигм с модели мироздания Птолемея, которая постулировала, что Земля является центром вселенной, на гелиоцентрическую модель с Солнцем в центре нашей солнечной системы. Это событие стало одной из стартовых точек начала научной революции XVI столетия. Учение Коперника было равносильно революционной перестройке не только в астрономии и естествознании, но и в методах научного исследования и познания. Оно привело к радикальным изменениям образа мышления естествоиспытателей, повернув его от привычных и закостенелых догм к непосредственному исследованию реального мира.
Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира.
Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Если сейчас каждый школьник знает, что Земля сама является небесным телом, то раньше “земное” противопоставлялось “небесному”. Думали, что существует “твердь небесная”, к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.
Глава 1. Гелиоцентризм в Древней Греции
Уже в древности было замечено, что Луна, как и солнце, довольно быстро смещается по отношению к звездам, а значит, обладает собственным движением. Иногда происходили удивительные явления: то Солнце “исчезало” во время солнечных затмений, то Луна становилась очень темной в периоды полнолуния. Тогда ещё не знали, что солнечное затмение случается, когда Луна проходит между Солнцем и Землей, отбрасывая тень на Землю, а лунное – когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной прямой и Луна входит в земную тень.
Древние греки знали, что пять ярких планет – Меркурий, Венера, Маркс, Юпитер и Сатурн движутся относительно звезд и тем в корне отличаются от них. Поскольку взаимное расположение звезд оставалось неизменным в течение длительного периода, считалось, что звезды прикреплены к хрустальной сфере, вращающейся вокруг земли.
Евдокс Книдский (род. около 480 г. до н.э.) заложил научные основы астрономии. Он попытался объяснить движение Солнца и планет, предположив, что они равномерно обращаются по идеальным окружностям, центры которых расположены вблизи центра земли, но не совпадают с ним, т.е. движутся вокруг Земли между её поверхностью и сферой, так называемых неподвижных звезд.
Аристотель (IV в. до н.э.) и Птолемей (II в.н.э.) считали, что Земля находится в центре мира. Эта древняя система представлений была усовершенствована Птолемеем (около 160-90 г. до н.э.).
В его системе предполагалось, что все небесные орбиты имеют форму идеального круга, но так как наблюдаемые движения планет не соответствовали идее о движении по кругу с постоянной скоростью, эту систему пришлось усложнить. Так были введены эпициклы – небольшие круги, по которым двигались планеты; центры этих кругов в свою очередь обращались вокруг земли по основным кругам (деферентам).
Создать
полную картину мира выпало на долю
Клавдия Птолемея в знаменитом на
века сочинении “Тринадцать книг
математического построения”, дошедшим
до нас под заглавием “Великое
построение” или в арабском варианте
названия “Альмагест” (“Величайшее…”).
Главная часть этой книги посвящена
изложению геоцентрической
Рисунок 1 – Система мира по Птолемею
В системе Птолемея (рисунок 1) Земля (1) покоится в центре мира. Вокруг нее движутся Луна (2), Меркурий (3), Венера (4), Солнце (5), Маркс (6), Юпитер (7) и Сатурн (8); каждое тело движется по малому эпициклу.
И этой теории астрономы следовали в течение 14 столетий.
Некоторые
древнегреческие философы, прежде всего
Аристарх Самосский (320-250 гг. до н.э.), предполагали,
что Земля движется вокруг Солнца.
Аристарх был провозвестником
Глава 2. Гелиоцентрическая система в варианте Коперника
Никола́й
Копе́рник (19 февраля1473 — 24 мая 1543) польский и прусский
Родился
в Торуни в купеческой семье, рано лишился родителей.
Потеряв 9-летним ребёнком отца и оставшись
на попечении дяди по матери, каноника Луки Ватценроде (Ватцельроде), Коперник
в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым
усердием изучал математику, медицину и богосло
По окончании университета (1494) Коперник не получил никакого учёного звания, и семейный совет решил, что ему предстоит духовная карьера. Веским доводом в пользу такого выбора было то, что дядя-покровитель как раз был возведен в сан епископа.
Для продолжения образования
В 1500 году Коперник оставил университет, вновь не получив никакого диплома или звания, и переехал в Рим. Затем, после кратковременного пребывания на родине, уехал в Падуанский университет и продолжил изучение медицины.
В 1503 году Коперник наконец завершил своё образование, сдал в Ферраре экзамены, получил диплом и учёную степень доктора канонического права. Он не спешил возвращаться и, с разрешения дяди-епископа, следующие три года занимался медициной в Падуе.
В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно он врач, секретарь и доверенное лицо дяди Лукаса.
Когда Коперник почти 500 лет назад высказал твердое убеждение, что Земля движется вокруг Солнца, Лютер воскликнул: “Этот безумец хочет перевернуть всю астрономическую науку вверх дном. Но как записано в Священном писании, именно Солнцу, а не Земле Иисус Навин приказал остановиться”. В 1508 г. Коперник писал: “То, что нам кажется движением Солнца, на самом деле происходит не из-за того, что оно движется, а потому что движется Земля”.
Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной, но при этом он сохранил идеальные круговые орбиты и считал необходимым сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений.
Свою идею гелиоцентрической системы Коперник кратко сформулировал в “Малом комментарии”.
В нем Коперник вводит семь аксиом, которые позволят объяснить и описать движение планет значительно проще, чем в Птолемеевской теории:
- орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
- центр Земли — не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны;
- все
планеты движутся по орбитам,
центром которых является
- расстояние
между Землёй и Солнцем очень
мало по сравнению с
- суточное
движение Солнца — воображаемо,
- земля
(вместе с Луной, как и другие
планеты), вращается вокруг Солнца,
и поэтому те перемещения,
- это
движение Земли и других
Эти утверждения
полностью противоречили
В этой работе
Коперник опускает математические доказательства
своей теории, “поскольку они предназначены
для более обширного сочинения”
Как же представлялась
Копернику Солнечная система
после допущения суточного
Информация о работе Первая научная революция. Гелиоцентрическая модель мира Н. Коперника