Проблемы семьи и брака в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:29, реферат

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что современная российская семья изменяется вместе с изменением общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с изменением семьи. Вместе с тем возникает кризис, который наблюдается в разных сферах семейно-брачных отношениях. Именно этот социальный институт является той ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения отдельного человека и общества. Объект исследования – социальные институты семьи и брака. Предмет исследования – проблемы семьи и брака в современной России.

Содержание

Введение
1. Понятие семьи и брака как социальных институтов
1.1 Семья, ее функции…………………………………………………………..…5-7
1.2 Брак, его формы……………………………………………………………....8-11
2. Проблемы семьи и брака в современной России
2.1 Состояние семьи и брака в современной России…………………………12-14
2.2 Государственная семейная политика по регулированию семьи и брака в России…...15-17
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философихи.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

РЕФЕРАТ

по философии на тему:

 

«Проблемы семьи и брака в современной России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УФА-2014

Содержание 

Введение

1. Понятие семьи и брака как социальных институтов

    1.1 Семья, ее функции…………………………………………………………..…5-7

    1.2 Брак, его формы……………………………………………………………....8-11

2. Проблемы семьи и брака в современной России

    2.1 Состояние семьи и брака в современной России…………………………12-14

    2.2 Государственная семейная политика по регулированию семьи и брака в      России……………………………………………………………………………....15-17 
 
Заключение 
 
Список использованной литературы 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение 
 
Брачно-семейные отношения – это такой социальный институт, без которого не может обойтись ни одно общество и ни одна страна. Все социальные институты современной России проходят процедуру реструктуризации (политические, экономические, образования, здравоохранения, социального развития, духовности, культурные и семейно-брачные) в связи с изменением вектора социального развития от социалистических отношений к рыночно-либеральным. 
 
Семья в социуме – сложный феномен. Она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и, с другой – имеет собственную эволюцию, обусловленную ее собственными механизмами. 
 
Актуальность работы заключается в том, что современная российская семья изменяется вместе с изменением общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с изменением семьи. Вместе с тем возникает кризис, который наблюдается в разных сферах семейно-брачных отношениях. Именно этот социальный институт является той ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения отдельного человека и общества. 
 
Объект исследования – социальные институты семьи и брака. Предмет исследования – проблемы семьи и брака в современной России.  
 
Задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:

  • дать понятие семьи и брака как социальных институтов;
  • охарактеризовать современное состояние института семейно-брачных отношений, тем самым выявить проблемы семьи и брака в современной России;
  • определить направления государственной политики по регулированию института семьи и брака;
  • указать основные тенденции развития современной семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие семьи и  брака как социальных институтов 
 
 
1.1. Семья, ее функции 
 
Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.  
 
Современная семья представляет собой весьма сложное явление. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, родителями и детьми, но и общественно-экономическими, политическими, национальными и другими условиями.  
 
Семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует важнейшие интересы и потребности человека. В семье как в общественной ячейке происходит формирование личности именно в том возрасте, когда закладываются самые глубокие основы ее интеллектуального, нравственного, речевого и физического развития. В семье будущие граждане получают первые уроки жизни, у них формируются навыки общественного поведения. Именно под влиянием семьи начинает формироваться мировоззрение семьи. 
 
Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института? 
 
1. Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. 
 
2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение. 
 
3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. 
 
4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. 
 
5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и т. д. в классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам его родителей и родственников, придавая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни. 
 
6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. 
 
7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.2. Брак, его формы  
 
Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов. 
 
Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом.  
 
В любом обществе – древнем или современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак – санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. 
 
Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и т. д.  
 
Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.  
 
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.  
 
Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни. 
 
Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья – институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми. 
 
Выделяют два главных типа брака – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается только из своей группы, а при экзогамии – только из чужой. Кроме того, существуют две другие формы – моногамия (союз мужчины и женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из этих форм, в свою очередь, подразделяется на несколько видов. Классификация форм брака по экономическому критерию дает неравный брак и покупной брак, последний принимал дарообменную, священную и выкупную (частный вид – калымный брак) формы. 
 
При экзогамии предполагается, что чужой группой может стать класс, раса, нация, территориальная группа, возрастная категория. Для аристократа крестьянин выступает представителем чужой группы, он никогда не выдаст за него свою дочь. Принадлежность к другой народности или нации тоже может служить препятствием к заключению брака. Поэтому мононациональный и внутриклассовый и надо считать разновидностью эндогамии, и наоборот. Таким образом, эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация). 
 
Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины) и полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на подвиды. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию, 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак), 3) парную семью. Последняя хотя и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами), 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами), 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).  
 
Таким образом, брачно-семейные отношения – это такой социальный институт, без которого не может обойтись ни одно общество. Современные семья и брак становятся фундаментальными ценностями, созданными человечеством за всю историю своего существования. Институт семейно-брачных отношений выполняет ряд важных функций: репродуктивную, воспитательную, статусную, социализации, эмоциональную и др. Поэтому в позитивном развитии семьи и брака, сохранении и укреплении заинтересованы гражданское общество, а также государство, признанное создать условия для его становления.

В юридической литературе брак — определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления. Месячный срок при наличии уважительных причин может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо наличие следующих условий:

  • взаимное согласие лиц, вступающих в брак;
  • достижение брачного возраста. По общему правилу брачный возраст устанавливается в 18 лет, однако органы местного самоуправления по месту регистрации брака могут снизить его, но не более чем на два года (в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда заключение брака допускается до достижения возраста 16 лет);
  • отсутствие брачных отношении у будущих супругов (не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит уже в другом браке);
  • отсутствие родственно-семейных связей у жениха и невесты (не могут вступать в брак родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные);
  • дееспособность лиц, вступающих в брак (запрет вступления в брак установлен для лиц, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия).

 

Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.

В законе особо подчеркивается, что супружеские права и обязанности возникают только в зарегистрированном браке. Фактическое сожительство мужчины и женщины семейных правоотношений не порождает. Именно государственная регистрация дает возможность реально гарантировать охрану самых разнообразных прав членов семьи. Скажем, алиментные, жилищные, наследственные права супругов защищаются только после предъявления брачного свидетельства.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы семьи и  брака в современной России 
 
 
2.1.Состояние института семьи и брака в современной России 
 
В начале 90-х гг. ХХ в. в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, моральных устоях и ориентациях людей, в обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий, общесистемный кризис, который также поразил институт семейно-брачных отношений. 
 
В чем же суть проблем современной российской семьи? Где, в каких ее звеньях кризис? Следует отметить, что проявления кризиса наблюдаются в самых различных ее сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.

 
Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что, начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что «неравноправное положение института семьи среди других социальных институтов привело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества». Эти тенденции особенно усилились в 90-е годы, когда «обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия». С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.  
 
Основными причинами разводов являются: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. В целом по России в 1999г. на 1000 чел. населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.  
 
Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние пятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в России в настоящее время состоит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость. За 1992-1999 гг. население России сократилась на 2,8 млн. человек, причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. Процесс депопуляции (снижение численности населения) в ближайшие десятилетия по имеющимся прогнозам будет продолжаться. По оценкам Госкомстата в 2015 г. Численность населения России составит 138 млн. человек. Другие прогнозы обещают к 2025 г. сокращение численности населения на 33 млн. человек.  
 
Словом, если раньше семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас, в лучшем случае – мужем с женой и двумя детьми. Такое состояние российской семьи не отвечает условиям расширенного воспроизводства населения страны, задачам семейного воспитания. Но дело не только в демографическом воспроизводстве. Как справедливо замечает Н. М. Римашевская «демографическое воспроизводство в России последних лет характеризуется не только прямой депопуляцией, уменьшением естественного прироста населения, но и снижением его качественных характеристик по всему кругу показателей». 
 
Всё более острой становится проблема социализации, воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и, следовательно, двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализации детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. «Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и, получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии».  
 
Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.  
 
По данным социологических опросов прибегают к использованию физического насилия родители как городских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.  
При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.  
 
Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.  
Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни. Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение, средств массовой информации, особенно центрального телевидения.

Информация о работе Проблемы семьи и брака в современной России