Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 15:06, контрольная работа
Западная философия ХХ века отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей. Террор, гражданская война с десятками тысяч невинных жертв заставила многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Последующие события в Европе и Америке (наполеоновские войны, перевороты, революция 1848 г.) вынудили усомниться в значимости просвещения для смягчения нравов и установления социальной гармонии. Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей.
Введение 3
1. Исторические условия и предпосылки возникновения философии экзистенциализма 4
2. Основные понятия и проблемы философии экзистенциализма 8
2.1 Учение об экзистенции 8
2.2 Проблема свободы как экзистенциальная проблема 10
2.3 Проблема трансцендирования 12
2.4 Гносеологический аспект экзистенциализма 13
2.5 Социальные взгляды экзистенциалистов 14
3. «Позитивный экзистенциализм» Н. Аббаньяно 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Содержание
Введение 3
1. Исторические условия и предпосылки
возникновения философии экзистенциализма
4
2. Основные понятия и проблемы философии
экзистенциализма 8
2.1 Учение об экзистенции 8
2.2 Проблема свободы как экзистенциальная
проблема 10
2.3 Проблема трансцендирования 12
2.4 Гносеологический аспект экзистенциализма
13
2.5 Социальные взгляды экзистенциалистов
14
3. «Позитивный экзистенциализм» Н. Аббаньяно
16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Введение
Западная философия ХХ
века отличается от «классического» этапа
своего развития рядом особенностей. Террор,
гражданская война с десятками тысяч невинных
жертв заставила многих философов задуматься
над действительными возможностями разума
и науки. Последующие события в Европе
и Америке (наполеоновские войны, перевороты,
революция 1848 г.) вынудили усомниться в
значимости просвещения для смягчения
нравов и установления социальной гармонии.
Надлом классической философии произошел
уже в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха
Ницше и их последователей. Уже эти выдающиеся
философы показали, что и познание, и процесс
добывания истины доступны далеко не всем
и каждому, мир вовсе не является рациональной
единой системой, а прогресс наук привел
к ужасным для человечества последствиям.
История, скорее, иррациональна, а познание
аристократично и переисполнено мифами.
Попытка же создать всеобъемлющее мировоззрение
выглядит смешной на фоне крайней индивидуализации
человеческого бытия. Проблема человека
поворачивалась доселе невиданной плоскостью.
В XX в. выдвигается целый ряд смелых и новых
идей, удачно конкурирующих
со старой «классической» философской
системой. Это, во-первых, идея изучения
жизни отдельного человека и важности
ее анализа, примата изучения жизни индивида
над исследованием больших человеческих
общностей (классов, пародии, наций, этносов
и т. д.). Во-вторых, это движение от идеи
свободного и разумного человека, способного
кардинально переделать природу и общество
и себя лично, к человеку, жестко детерминированному
экономикой, политикой, религией и пр.
Возникают принципиально новые философские
картины мира и стили мышления. В этот период
возникает философия экзистенциализма.
1. Исторические
условия и предпосылки
Экзистенциализм, или философия существования
(от позднелатинского existentia – существование)
зародился в начале 20 века и в течение
нескольких десятилетий завоевал широкое
признание и популярность. Основное свое
развитие это течение получило в период
между двумя мировыми войнами (1918 – 1939),
охватившими большую часть Старого и Нового
Света. Это было время осмысления пережитых
потерь и разочарований, время предчувствия
новых, еще более страшных потрясений,
время кардинальных переоценок прежних
идеалов и формирования новых. Если атмосфера
начала ХХ века еще оставляла место для
изысканных чувств, проникнутых светлой
печалью, за которыми кроется надежда
на лучшее, то война 1914-1918 годов показала
человечеству реальность конца цивилизации.
Словно из глубин первобытного сознания
наружу вырвались самые темные стороны
человеческой натуры: жестокость, стремление
к превосходству, уничтожению. Были отброшены
христианские ценности, культивировавшиеся
на протяжении многих тысячелетий. В Германии,
Италии и Испании зарождались и стремительно
шли к власти фашистские режимы, опирающиеся
на низменные и животные инстинкты людей.
Таким образом, экзистенциализм
явился следствием глубоких потрясений,
охвативших европейскую цивилизацию.
Бедствия первой мировой войны, революция
в России, мировой экономический кризис
конца 20-х — начала 30-х гг., установление
тоталитарных режимов и ужасы второй мировой
войны породили пессимистические настроения
и душевную растерянность человека, утратившего
веру в прогресс, разум и науку.
Одиночество, индивидуализм, утрата чувства
сопричастности происходящему, неприкаянность
– вот главные черты менталитета той эпохи. Именно
в это время формируется экзистенциализм
– одно из самых иррациональных и пессимистичных
философских течений, в котором, как в
зеркале, отразилось общее мироощущение
людей той эпохи.
Основы экзистенциализма были заложены
еще в XIX в. датским теологом и философом
С. Кьеркегором, а сложилось это направление
в XX в. Теоретическими источниками и своими
предшественниками экзистенциалисты
считают феноменологию Э. Гуссерля и «философию
жизни» В. Дильтея, Ф. Ницше, а также Ф.М.
Достоевского.
Идеи экзистенциализма возникали в разных
странах в различные годы. Так, в России,
накануне первой мировой войны, теория
экзистенциализма проповедовалась Л.
Шестовым и H.A. Бердяевым, которые в 20-х
годах в эмиграции распространяли свои
взгляды за границей, главным образом
во Франции. В Германии экзистенциализм
начал складываться после первой мировой
войны и связан с именами К. Ясперса, М.
Хайдеггера и О.Ф. Больнова; в период второй
мировой войны и после нее он чрезвычайно
быстро распространился во Франции –
Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю – и других
европейских странах – Испании (Ортега-и-Гассет),
Италии (Э. Пачи, Н. Аббаньяно и др.).
В 1962 г. в Нью-Йорке была опубликована книга
Брейсаха «Введение в современный экзистенциализм»,
в которой автор говорит об экзистенциализме
как отражении в философии «века гибели
иллюзий». «Настроение кризиса пришло
как нежеланный, но постоянный гость. И
нет от него спасения» [4, 363].
Настроение кризиса и крах иллюзий были
связаны с войной в Корее, расовыми столкновениями,
политическими убийствами, разгулом преступности,
экономическим спадом и ростом безработицы,
затем войной, которую США вели во Вьетнаме.
Эти факторы вызвали у американцев чувства
беспокойства и неуверенности. В таких
условиях оптимизм философии прагматизма,
на которой воспитывались американцы,
стал уступать место идеям экзистенциализма,
с которыми выступили У. Лоури, У. Баррет,
П. Тиллих, Р. Нибур и др.
Кризисный период истории, то есть ХХ век,
экзистенциалисты рассматривают как кризис
гуманизма, разума, как выражение «мировой
катастрофы». Но в этой неразберихе пафос
экзистенциализма направлен против личной
капитуляции перед «глобальным кризисом».
Сознание человека, живущего в ХХ веке,
отличается апокалиптическим страхом,
ощущением покинутости, одиночества. В
задачу экзистенциализма входит создание
новых определений предмета философии,
ее задач и возможностей новых постулатов.
Экзистенциалисты пытались постигнуть
человека в критических, кризисных ситуациях.
Они сосредоточились на проблеме духовной
выдержки людей, заброшенных в иррациональный,
вышедший из-под контроля поток событий.
В XX в. произошла переоценка ценностей,
эта вера надломилась. Он характеризуется
как век «кризиса» и «тревоги». Когда разум
бессилен, а возвышаются подсознательные
моменты в поведении человека, господствует
иррационализм.
О.Ф. Больнов, указывая на причины возникновения
экзистенциализма, пишет, что чудовищные
политические потрясения XX в., две мировые
войны противопоставили человеку мир
как жуткий и опасный. Человек оказался
безнадежно заброшенным, отданным всеобъемлещему
разрушению, он направляет усилия на то,
чтобы справиться с бременем своей судьбы
[4, 364].
Исторические катаклизмы приводят к выводу
о бессмысленности традиционных взглядов
на историческое развитие и неустранимом
трагизме человеческого существования.
Философия экзистенциализма отвечает
запросам выбитого из колеи человека,
смятенного перед лицом прогресса науки
и великих исторических сдвигов современного
мира. Один из представителей экзистенциализма
характеризует это состояние так: безопасность
исчезла. Поэтому эту философию часто
называют «философией отчаяния», или
«философией кризиса». Социальный пессимизм
получил в экзистенциализме свое дальнейшее
развитие.
Следует отметить также, что регламентация
общественной жизни различными нормами
и правилами, усиление бюрократизации
и стандартизации производственной, общественной
и личной жизни человека сковывают многообразные
возможности внутреннего мира человека;
рядовая личность не может проявить в
полную меру свои способности. Возникает
иллюзия, что подлинный смысл человеческого
существования коренится в отклонении
от стандартизированной жизни и устойчивых
общественных норм.
Объективный процесс обезличивания, «деперсонизация»
общества вызывает сопротивление в индивидуальном
сознании. Это сопротивление по-разному
выражается в зависимости от мировоззрения
и среды, в которой живет человек в обществе.
Одни люди не ограничиваются субъективным
чувством внутреннего протеста и становятся
участниками демократического движения.
Другие колеблются, и их протест выражается
в уходе от всякой общественной деятельности.
Такого рода люди пытаются найти успокоение
в узком кругу друзей, стараясь отличить себя в
сознании от своего реального положения
в обществе. Они утверждают, что таким
образом возможно обрести «внутреннюю
свободу», свободу в мышлении.
Экзистенциализм предлагает мысленно
возвыситься над своим положением путем
«религиозного или философского порыва».
Ставя в центр внимания человека, он утверждает,
что может научить людей, стоящих на краю
бездны, сохранить свободу и независимость
в обстановке одиночества и страха и тем
самым выступает не только как «философия
отчаяния», но и как «философия утешения».
Экзистенциализм нельзя назвать академической
доктриной. Его основная тема – человеческое
существование, судьба личности в современном
мире, вера и неверие, утрата и обретение
смысла жизни, близкая любому художнику,
писателю, поэту, с одной стороны, делает
это направление популярным среди художественной
интеллигенции, а с другой побуждает самих
экзистенциалистов обращаться к языку
искусства.
Основное содержание экзистенциализма
крайне сложно вычленить. Причина подобного
затруднения кроется в огромном количестве
его философских и литературных мотивов, что
создает возможность широкого толкования
самой сути данного направления.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее
типичных форм радикального разочарования
в истории, которые приводят к истолкованию
современного общества как периода кризиса
цивилизации, кризиса разума и кризиса
гуманности. Но экзистенциализм не выступает
в качестве защитника и оправдателя этого
кризиса. Напротив, он протестует против
капитуляции личности перед этим кризисом.
Экзистенциалисты считают, что катастрофические
события новейшей истории обнаружили
неустойчивость, хрупкость не только индивидуального,
но и всякого человеческого бытия. Индивиду,
чтобы устоять в этом мире, необходимо
прежде всего разобраться со своим собственным
внутренним миром, оценить свои возможности
и способности.
Экзистенциалисты не предлагали новых
философских конструкций. Они ставили
в центр внимания индивидуальные смысложизненные
вопросы и проявляли интерес к проблематике
науки, морали, религии, философии истории
в той мере, в какой она соприкасалась
с этими вопросами. В работах экзистенциалистов
нет движения от простейших определений
предмета ко все более всестороннему и
конкретному его пониманию, что отличает
теоретическую мысль от других форм духовного
освоения действительности. Их работы
отличает, скорее, сюжетность, художественность.
Не случайно категориальные построения
экзистенциалистов свободно сложились
в художественную прозу. Содержательная
сторона их философии заключалась в отказе
от теоретически развитого знания и в
нацеленности на подвижные умонастроения,
ситуационные переживания человека современной
эпохи
Условно экзистенциализм разделяется
на два направления: атеистическое (представители
– М. Хайдеггер в Германии, Ж-П. Сартр, А.
Камю во Франции) и религиозное – К. Ясперс
(Германия), Г. Марсель (Франция) и др.
2. Основные понятия
и проблемы философии
2.1 Учение об экзистенции
Центральным понятием учения является
экзистенция — человеческое существование
как нерасчлененная целостность
объекта и субъекта.
Для всех экзистенциалистских доктрин
характерно убеждение в том, что единственной
подлинной действительностью можно признать
только, бытие человеческой личности.
Это бытие — начало и конец любого знания,
и прежде всего философского.
В немецком экзистенциализме «существование»
обозначается словом Dasein (буквально –
«здесь-бытие»), что предполагает наличие
человека «здесь и теперь», в этом остановленном
моменте времени. Переживание субъектом
своего «бытия в мире» и есть существование,
экзистенция. «Само бытие, - пишет Хайдеггер,
- к которому присутствие так или иначе
может относить себя и всегда каким-либо
образом относит, мы называем экзистенцией»
[8, 12]
Основная установка экзистенциализма
- существование
предшествует сущности, т.е. человек
сначала существует — думает, чувствует,
живет, а потом уже определяет себя в мире.
Человек сам определяет свою сущность.
Она находится не вне его, а сущность человека
не есть некий идеальный образ — прототип,
имеющий «вечные», «неизменные» - человеческие
или «антропологические» качества. Человек
сам определяет себя, он хочет быть таким,
а не иным. Человек стремится к своей индивидуальной
цели, он творит себя, выбирает свою жизнь.
Экзистенциальное бытие – это я сам, это
мое сознание. В этом «бытии-сознании»
выявляется единство субъекта и объекта.
В центр своей философии экзистенциализм
ставит отчуждение личности от общества.
Его представители утверждают, что тот
человек обладает достоинством, который
сумел избавиться от общества.
Преимущественным объектом философского
осмысления в экзистенциализме выступает
бытие индивидуальности, смысл, знания,
ценности, образующие «жизненный мир»
личности. Жизненный мир – это не фрагмент
предметного материального мира, а мир
духовности, субъективности. Одна из главных
установок экзистенциализма – это противопоставление
социального и индивидуального бытия,
радикальной разорванности этих двух
сфер человеческого бытия. Человек не
определяется никакой сущностью: ни природой,
ни обществом, ни собственной сущностью
человека. Имеет значение только его существование.
Личность не может преследовать какие-то
«всеобщие цели», хотя в реальной жизни
человек, нередко и отождествляя себя
со «всеобщими целями», снимая, тем самым,
ответственность с себя за свои поступки.
Ему кажется, что мир рационален, что есть
некие общие законы мира, истории, культуры.
Однако на самом деле мир абсурдный, чужой,
бессмысленный, как и вся человеческая
жизнь. К тому же, скорее всего, это единственный
мир и, умирая, мы по получим никакого воздания.
Подлинный человек не прячется за миражи
и вымыслы «сверхиндивидуального бытия».
Он понимает, что полностью ответственен
за свои поступки и их последствия
Бытие человека — это драма. Сознание
человека свободно, его воля предопределяет
жизненный путь. Наш выбор и определяет
нашу суть, суть бытия отдельной личности.
Это не значит, что человек абсолютно свободен
в своем выборе от общества. Напротив,
существование человека возможно только
в рамках коллективности, «совместного
бытия»; конкретный человек общается только
с конкретными людьми. Человек одинок
в своих чувствах, он находится в пустоте.
В общении же с другим человеком он либо
подчиняет его волю себе, либо сам подчиняется
его воле (либо палач, либо жертва). Понятно,
что в описанной ситуации нет никакой
объективной истины. Истин много, столько,
сколько людей. Истина — это «субъективность»,
ее можно найти, исследуя свои переживания.
Для живого человека единственная действительность
— это собственная этическая действительность,
а настоящая реальность — внутреннее
решение. Существующий объективный мир
в сознании каждого человека свой и только
свой. Мир меняется, когда в его инертность,
хаотичность мы вносим действие. Мир преображается,
когда мы его осознаем сквозь призму своей
воли, своих целей. Человек преобразует
мир, ставит его в зависимость от себя,
придает ему значимость. Именно в этом
состоит основа философской позиции экзистенциализма.
По экзистенциализму, человек – это временное,
конечное существо, предназначенное к
смерти. Представление о смерти как самоочевидной,
абсолютной границе любых человеческих
начинаний занимает в экзистенциализме
такое же место, как и религия, хотя большинство
представителей этой философии не предлагают
человеку никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты считают, что человек
не должен убегать от сознания своей смертности,
а потому высоко ценить все то, что напоминает
индивиду о суетности его практических
начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском
учении о «пограничных ситуациях» - предельных
жизненных обстоятельствах, в которые
постоянно попадает человеческая личность.
И главная «пограничная ситуация» - это
ситуация перед лицом смерти. Пограничные
ситуации ставят человека перед необходимостью
выбора. Человек постоянно должен выбирать
ту или иную форму своего поведения, ориентироваться
на те или иные ценности и идеалы.
Экзистенциалисты возводят страх в главный
принцип жизни каждого человека. Хайдеггер
утверждает, что сущность человека заключается
в особом способе жизни — существовании в
страхе.Чувствуя страх, человек становится
одиноким, его перестает интересовать
мир, обращается к себе и тем самым начинает
понимать себя. Страх — основноe переживание
и способ бытия, позволяющий точно и всеобъемлюще
понять человека. Весь мир, по Хайдеггеру,
проникнут «мировым страхом», пли «первобытным
страхом». Человек понимает конечность
своего бытия, понимает, что его существование
это, по сути, «бытие для смерти». Смерть
оказывается последней, решающей и подлинной
возможностью бытия. Итог простой: существование
человека везде отягощено страхом. Человек
пытается избавиться от страха, но это
попытка убежать от своей собственной
сути. Экзистенциалисты противопоставляют
страх разуму, преувеличивая его значение
в жизни человека. Они утверждают, что
страх создает человека, что только в страхе
лежит возможность полного раскрытия
личности, так как страх разобщает людей.
Через страх человек обнаруживает свою
индивидуальность, т. е. свободу. Тем самым
они характеризуют страх как форму обнаружения
свободы.
В отличие от Хайдеггера, Карл Ясперс считает
объективное бытие независимым от человеческого
сознания. Но, как говорит он, бытие нельзя
рассматривать ни как завершенное целое,
ни как бесконечно расчлененный в себе
космос. Мир вообще нельзя мыслить как
предмет, как объект познания. Это «бытие
в себе».
В реальной жизни, считал Ясперс, мы ощущаем
одновременно свою силу и способность
изменить мир и свою беспомощность, уязвимость,
одиночество в мире. Человек покинул мир
природы ради техники, он стремится жить
в толпе «как все» Человек стал элементом
массы, Но в массе человек не может найти
опору. Только в философии его опора. «Всякое
философствование есть преодоление мира,
аналог освобождения» [9]. Вне философии
же человек познает себя в кризисных ситуациях.
«Нужно исходить из пограничных ситуаций,
поскольку именно отсюда проистекает
основное побуждение: в ситуации крушения
обрести путь к бытию» [9].
2.2 Проблема свободы как экзистенциальная проблема
Свобода - одна
из основных философских категорий, характеризующих
сущность человека и его существование,
состоящие в возможности личности мыслить
и поступать в соответствии со своими
представлениями и желаниями, а не вследствие
внутреннего или внешнего принуждения.
Свобода в понимании экзистенциалистов
это сама экзистенция, экзистенция – это
и есть свобода. Поскольку же структура
экзистенции выражается в направленности
вовне, в трансцендировании, то понимание
свободы различными представителями экзистенциализма
определяется их трактовкой трансценденции,
которая в сущности и является «обиталищем»
человеческой свободы. Для религиозных
экзистенциалистов это означает, что только
в боге можно обрести свободу. В духе Канта
экзистенциалисты подчеркивают, что человек
отличается от всех природных существ
способностью выбирать самого себя и нести
ответственность перед самим собой за
свой выбор; более того, выбирая себя, человек
тем самым выбирает и все человечество,
так что выбор не просто его частное дело.
Так, по Хайдеггеру, выбор своего «Я» предполагает
поставить себя перед самой последней
возможностью своего бытия смертью. Тем
самым человек освобождается от власти
сущего, от предметного и социального
мира, и оказывается перед лицом бытия,
которое есть ничто. Поскольку подлинное
бытие и его «принципы» не могут быть сформулированы
в виде общезначимых моральных требований,
постольку человеку ничто не может облегчить
задачу выбора.
В религиозном экзистенциализме выбор
происходит перед лицом бога. Согласно
Бердяеву, подлинный выбор – это выбор
в себе образа «божьего», который составляет
сущность личности, но является скрытым
для самого индивида, пока он живет в мире
«обыденности».
Ж.П. Сартр утверждает, что человек свободен
сам созидать свою сущность. Он не завершен
подобно вещи, и сам делает из себя то,
чем является: честного или подлеца, труса
или героя. Свободный выбор – удел каждого
человека. Человек, по Сартру, обречен
на свободу. Он выбирает неизбежно даже
тогда, когда не хочет выбирать. Человек
совершенно свободен выбирать, но за свой
выбор он отвечает полностью. Он отвечает
за него не перед обществом, не перед высшими
силами, которых нет, а только перед самим
собой. Он должен знать, что лично расплатится
за всякий свой поступок [7, 128].
Таким образом, свобода предстает в экзистенциализме
как тяжелое бремя, которое должен нести
человек, поскольку он личность. Он может
отказаться от своей свободы, перестать
быть самим собой, стать «как все», но только
ценой отказа от себя как личности. Мир,
в который при этом погружается человек,
носит у Хайдеггера название «ман»; это
безличный мир, в котором все анонимно,
в котором нет субъектов действия, а есть
лишь объекты действия; это мир, в котором
никто ничего не решает, а потому и не несет
ни за что ответственности, мир всеобщей
круговой поруки. У Бердяева этот мир носит
название «мира объективации», одним из
признаков которого является господство
необходимости, детерминации извне, подавление
и закрытие свободы.
Однако быть свободным гораздо труднее,
чем отказаться от свободы: в век полного
отчуждения остаться неотчужденным, в
век всеобщего безверия остаться верным
вере как таковой, в то же время не имея
действительно живой и конкретной веры,
неимоверно трудно. Это значит все время
идти против течения, быть обреченным
на нонкомформизм, быть вечным аутсайдером
в этом мире. Поэтому под знамя экзистенциализма
встают и те, кто ищет нового, неведомого
бога, и те, кто ничего не ищет, а лишь предает
анафеме все существующее. Таков общий
настрой постоянно ищущего, отрицающего,
неудовлетворенного и «безблагодатного»,
по выражению Бердяева, экзистенциализма.
2.3 Проблема трансцендирования
Одним из важнейших определений
экзистенции является трансцендирование,
то есть выход за свои пределы.
Экзистенциализм утверждает присутствие
некой трансцендентной
сущности, стоящей за переживаниями,
на которую эти переживания направлены.
Отсюда, глубинная тайна человеческого
существования состоит, с одной стороны,
в постоянной направленности
(интенциональности) на что-то вне его
самого, а с другой — в открытости, незамкнутости —
в силу направленности к этой трансцендентной
сущности. В религиозном экзистенциализме
эта трансцендентная сущность понимается
как Бог, но Его невозможно рационально
понять, проанализировать, описать: Он
есть тайна, недоступная нам, тайна, на
которую можно лишь «намекнуть» на языке
поэзии и мифа. В атеистическом экзистенциализме
эта трансцендентная сущность понимается
как Ничто, и свою задачу они видят в раскрытии
иллюзорности этой сущности [3, 536].
Тяжесть выбора себя как личности усугубляется
в атеистическом экзистенциализме тем,
что личность всегда одинока. Общение
в мире объективации не является подлинным
общением — любовь, дружба и т.п. проникнуты
ханжеством и фальшью. Находясь перед
лицом Ничто, осознавая бессмысленность
и конечность человеческой жизни, личность
понимает бесплодность и безнадежность
прорыва к другой личности, находящейся
в таком же положении. Осознание бессмысленности
своего существования, превращающее наше
сознание в «несчастное сознание», превращает
смысл жизни в следующую дилемму: либо
осознать абсурдность мира и на что-то
все-таки надеяться, либо покончить жизнь
самоубийством. Тот, кто понял, что этот
мир абсурден, обретает свободу. А обрести
свободу можно лишь восстав против всемирного
абсурда, бунтуя против него. «Самоубийство
— ошибка. Абсурдный человек исчерпывает
все и исчерпывается сам; абсурд есть предельное
напряжение, поддерживаемое всеми его
силами в полном одиночестве. Абсурдный
человек знает, что сознание и каждодневный
бунт — свидетельства той единственной
истины, которой является брошенный им
вызов» - пишет Камю [6, 54].
Бунт и свобода, по мысли Камю, нераздельны.
Именно свобода, выражающаяся в бунте,
придает смысл человеческой жизни. «Переживать
свою жизнь, свой бунт, свою свободу как
можно полнее — значит жить, и в полную
меру» [6, 57].
Несколько иначе трактуется эта проблема
в религиозном экзистенциализме, в частности
у Марселя. У него любовь понимается как
трансцендирование, прорыв к Богу или
другому человеку, осуществляемый перед
лицом Бога. Но это не может осуществляться
рационально и постигаться рассудком.
Однако прорыв объективированного мира
с точки зрения и религиозного, и атеистического
экзистенциализма все-таки возможен: он
осуществляется в сфере творчества —
религиозного, художественного, философского.
Причем имеется в виду только творчество
«ради творчества», ибо, как только в сферу
творчества проникает «объективированный
мир» — хотя бы в виде мыслей о том, какие
выгоды (деньги, слава, престиж и т.п.) можно
получить за продукт творчества, наш прорыв
терпит крушение, и мы оказываемся в том
же самом объективированном мире.
2.4 Гносеологический аспект экзистенциализма
Процесс познания экзистенциалисты толкуют
как созерцание. Это связано с
тем, что они критикуют традиционное
представление о познании как
отношении субъекта и объекта. Хайдеггер говорил,
что не следует расчленять единое «бытие-в-мире»
на субъект и объект, бытие - это не что-то
внешнее и независимое от нашего сознания,
а структура самого нашего сознания. В
таком случае познание становится не раскрытием
закономерности развития объекта, а иррациональным
созерцанием состояний собственной и
чужой экзистенции. При таком понимании
познания существенно меняется и содержание
понятия истины, она оказывается онтологизированной,
включенной в проблему бытия.
Для экзистенциалистов истина – это не
гносеологическая категория, а категория нравственного анализа. Истина
– не отношение мысли к действительности;
сама действительность возникает для
человека лишь там, где он становится субъективно
правдивым и открытым, как в отношении
себя, так и в отношении других людей, с
которыми он контактирует.
По мнению экзистенциалистов, истину нужно
связывать с экзистенциалистским опытом,
а не с разумом человека. Экзистенциализм
считает рассудок непригодным
инструментом исследования для истины
и полагает, что процесс познания имеет
ценность лишь тогда, когда познание рассматривается
как естественный образ действий личности
и сводится к непосредственному постижению
целей человеческого действия.
Самым надежным свидетелем истины экзистенциалисты
считают самого субъекта. Его ощущения,
переживания, настроения, эмоции являются
критерием познания.
Сартр считал, что природа не поддается
познанию, а постигается лишь условно,
она отдана на откуп «позитивистскому
разуму» естественных наук, который лишь
внешне упорядочивает иррациональный
хаос природных явлений. H.A. Бердяев и К.
Ясперс считали, что внутренний мир непостижим
с помощью средств научного исследования,
он открывается только философии.
Противопоставляя свою философию науке,
утверждая, что наука не может быть философской,
а философия научной, экзистенциалисты
отрицают мировоззренческую и культурно-гуманитарную
функцию науки. Они заявляют, что наука
теоретически несостоятельна и практически
ведет к разрушению первоначального «единства»
человека и мира, а тем самым разрушает
индивидуальную целостность, ведет к гибели
личности.
Именно наука и созданное ею индустриальное
общество создают режим тоталитаризма,
где человек является винтиком общего
государственного механизма. В этой ситуации
наука становится на службу всеобщего
тоталитаризма, ибо она, изучая человека,
дает возможность управлять не одним лишь
телом, но и душой.