Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда и его учеников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:36, реферат

Краткое описание

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Зигмунд Фрейд (1856-1939) открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4
Психоаналитическая философия З. Фрейда……………….5-8
Психоаналитическая философия Юнга……………………9-11
Психоаналитическая философия Фромма…………………12-14
Заключение………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

культ Психоаналитическая философия Фрейда Юнг Форма.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

   Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда и его учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Содержание

 

Введение…………………………………………………………….3-4

  1. Психоаналитическая философия З. Фрейда……………….5-8
  2. Психоаналитическая философия Юнга……………………9-11
  3. Психоаналитическая философия Фромма…………………12-14

Заключение………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

 

Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Зигмунд Фрейд (1856-1939) открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии.

 Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения.

Эрих Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». К психоанализу Фромм пришел после завершения образования социолога. Главное открытие связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. В противоположность точке зрения Фрейда анализ, который предложил Фромм , основан на предположении, что ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей.

Аналитическая психология —  одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на открытиях в области человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Психоаналитическая философия З. Фрейда

 

Зигмунд Фрейд  – австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа.

Многие западные, да и  российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских  идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к  абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался  к философским трактатам.

Другие исследователи  считают, что некоторые философские  идеи вполне могли оказать воздействие  на становление различных психоаналитических концепций.

Среди философов, размышления  которых о человеке дали толчок к  формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.

Важно отметить, что далеко не все теоретики разделяют некогда  созданный и ныне поддерживаемый миф об исключительно естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин.

В этом отношении можно  согласиться с высказыванием  С. Цвейга: "Фрейд исходит из медицины не в большей степени, чем Паскаль  из математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности".

Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали  Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворот в науке.

Подобные представления  являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения  дел. Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской  философии, было характерным признание  существование "неразумной души", "неразумной жизни", протекающей  таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства".

В ведийской литературе Упанишад говорится о "пране", представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.

Будучи знаком с философией Платона, Фрейд мог почерпнуть оттуда представления о бессознательном, т.к. Платон размышляет о проблеме неосознанного знания человека. Да и другие темы, развиваемые в рамках древнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа.

Не случайно, при обосновании  или оправдании своих психоаналитических постулатов он, хотя и не часто прибегал к авторитетам Эмпедокла и  Аристотеля.

В философии XVII-ХVIII столетий на передний план осмысления выдвинулись  вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением роли и места сознания в человеческой жизни. Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать  человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно  ли допустить наличие в ней чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека.

Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становление  психоаналитического учения Фрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают как  психиатра, его философского наследия нельзя недооценивать. Э. Фромм в своей работе "Психоанализ и религия" писал: "... Фрейд, последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект, Фрейд показал, что разум ценнейшее и человечнейшее из качеств человека сам подвержен искажающему воздействию страстей".

Специфика психоаналитической философии состоит в том, что  во внимание принимается только психологическое  значение внешнего мира. Все другие составляющие не являются предметом  осмысления, не входят в остов психоаналитического  учения. Другая его особенность заключается в том, что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается переосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием.

 Фрейд не приемлет ни объективно-идеалистического понимания, ни субъективно-идеалистического толкования мира в их крайне выраженных формах. Первое отметается им по причине того, что он признает материальность мира, существующего объективно, независимо от какого-либо духа, парящего над реальностью и творящей из Я. Фрейд исходит из реальности внешнего мира, считая, что будучи независимым от познающего его субъекта, этот мир может раскрыться перед человеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытую полемику с теми философами, которые интерпретируют мир с объективно или субъективно-идеалистических позиций.

 Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере бессознательного, он сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех уточнений, которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы.

Итак, психоаналитические идеи органически вписываются в концептуальные построения ведущих представителей франкфуртской школы. Каждый из них  по-своему пытается переосмыслить психоаналитические концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Психоаналитическая философия Юнга

 

Аналитическая психология —  одна из школ глубинной психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях  в области человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. Среди теоретиков и практиков психоанализа Карл Густав Юнг занимает совершенно особое положение. Недаром он, чтобы и терминологически отмежеваться, называет свое учение аналитической психологией.

Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему  взглядов на природу человеческой психики. Его труды — двадцать томов  неполного собрания сочинений, выпущенного  на немецком и английском языках  — включают глубоко разработанную  теорию структуры и динамики психического — сознательного и бессознательного, — обстоятельную теорию психологических  типов и детальное описание универсальных  психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной  психики. Шестой том этого собрания целиком посвящен психологической  типологии.

Юнг начал работать над  «Психологическими типами» после  своего окончательного разрыва с  Фрейдом, когда он вышел из Психоаналитической ассоциации и оставил кафедру  в университете Цюриха. Этот критический период (с 1913 по 1918 г.) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он впоследствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». Там, среди прочего, есть и такие строки:  «Эта работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь ответить на этот вопрос, я натолкнулся на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к окружающему его миру, и, таким образом, конституируется психология сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим углом зрения».

Концепция Юнга состоит в том, что  символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, способные преобразовать  психическую энергию — либидо — в позитивные, конструктивные ценности. Сновидения, мифы, религиозные  верования — все это средства справиться с конфликтами при  помощи исполнения желаний, как выявляет психоанализ; кроме того, в них  содержится намек на возможное разрешение невротической дилеммы. Юнга не удовлетворяло  толкование сновидений как различных  вариаций Эдипова комплекса —  что, кстати, отнюдь не является единственным методом психоанализа, — поскольку  такое толкование не признавало созидательной  перспективы сновидения. Сам Юнг  неоднократно под влиянием своих  сновидений изменял направление  своей жизни так, как если бы они  были вещими предзнаменованиями.

В психике, считает Юнг, различаются  две сферы. Прежде всего, сфера, обозначаемая как «сознание», сфера, где человек  обладает полным «присутствием духа». Однако в этой сфере возможна и  неустойчивость сознания. Вместе с  тем существует и область, являющаяся обычно недоступной для сознания, — «бессознательное».

 Вероятно, решающим вкладом Юнга в науку, связанным с тех пор с его именем, является открытие коллективного бессознательного. Как первооткрыватель «коллективного бессознательного» Юнг значительно опередил Фрейда.

В одной из более поздних работ  Юнг предложил ряд психотерапевтических приемов, которые могут быть применены  в клинических условиях. В частности, его метод «активного воображения» иногда используется врачами не юнговского направления. Пациенту предлагается нарисовать или написать красками любые образы, которые спонтанно приходят ему в голову. С развитием, с изменением образа меняются и рисунки. Стремление пациента как можно точнее передать тот образ, что ему является, может помочь ему проявить свои предсознательные и сознательные представления. Юнг считал, что этот прием помогает пациенту не только тем, что дает ему возможность выразить свои фантазии, но и позволяет реально как-то использовать их.

В целом, психология Юнга нашла своих  последователей больше среди философов, поэтов, религиозных деятелей, нежели в кругах медиков-психиатров. Учебные  центры аналитической психологии по Юнгу, хотя учебный курс в них  не хуже, чем у Фрейда, принимают и студентов не медиков. Юнг признал, что он «никогда не систематизировал свои исследования в области психологии», потому что, по его мнению, догматическая система слишком легко соскальзывает на напыщенно-самоуверенный тон. Юнг утверждал, что причинный подход конечен, а потому фаталистичен. Его же телеологический подход выражает надежду, что человек не должен быть абсолютно рабски закабален собственным прошлым.

Информация о работе Психоаналитическая философия Зигмунда Фрейда и его учеников