Развитие фармации в контексте древнефилософских идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, реферат

Краткое описание

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Литературный анализ………………………………………………………….5
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

NIRS_FILOSOFIYa_6.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

                              БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

ТЕМА:  Развитие фармации  в контексте древнефилософских  идей  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Выполнили: студентки 230 группы

                                                      2 курса фармацевтического факультета

                                                      Якубовская Я.Г., Бекето Г.А.

                                                      Научный руководитель:

                                                      Позднякова О. Л.

 

 

 

 

                                                          Минск 2013

  Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Литературный анализ………………………………………………………….5
  3. Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
  4. Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
  5. Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
  6. Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
  7. Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
  8. Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
  9. Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
  10. Заключение…………………………………………………………………….32
  11. Выводы…………………………………………………………………………33
  12. Литература…………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                 Философия всегда играла роль  мировоззренческого основания для других наук, в том числе и  для   медицины. В то  же  время   медицина   всегда имела объектом своего изучения человека: его болезнь и здоровье. В центре внимания медицины стоит  человек, его здоровье, борьба за избавление людей от страданий, стремление возвратить человека к нормальной жизнедеятельности. Фармация  здесь рассматривается как прикладная неотъемлемая часть медицинской науки, так она служит медицине.  Взаимное переплетение философии, медицины и фармации привело к накоплению значительного фактического материала, который нуждается  в  теоретическом анализе.

       Научная  философия  является мировоззренческим, методологическим  и  нравственным  интегратором  современной  медицинской и фармацевтической науки.  Она обосновывает исходные принципы  научного познания  в медицине и фармации: объективности,  системности, конкретности исследования. Она вооружает  современного врача и фармацевта  научно-сбалансированной системой понятий и категорий, формирует у них современное диалектическое  мышление.

            Прогресс  современной  науки  зависит от той методологии, на которую она  опираются. Методологической основой современной медицины и   фармации  является диалектический  материализм.  Дальнейшее развитие  научной методологии фармации   предполагает  множество проблем и вопросов, в том числе и  проблему   медицинского клинического мышления. 

         В настоящее время    учёные  проявляют интерес к  изучению  взаимного влияния  философии  и  фармации  как наиболее древних  областей научного знания.  Фармация   здесь является неотъемлемой частью  медицины, так как служит здоровью человека. 

         Актуальность темы состоит в существовании объективной необходимости    разработки  теоретических основ современной медицины и фармации  с позиций диалектико-материалистической методологии.

Целью настоящего исследования  явилось изучение влияния  древнефилософских идей на  развитие  фармации Древнего мира.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
    2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
    3. Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.

         В основу  работы положен анализ  литературных и Интернет - источников  по истории медицины, фармации  и философии.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный анализ

           Согласно данным литературных источников по истории   Древний мир состоял из Древней Индии, Древнего Китая, Месопотамии, Древнего Египта,  Древней Греции и Древнего Рима и охватывал период от окончания первобытного общества до 476 г. (падение Западной Римской империи). Первые государства возникали там, где климат и погодные условия способствовали развитию земледелия и скотоводства. Что касается начала периода Древнего мира,  то у разных народов оно определяется появлением первых рабовладельческих государств, которое не было одновременным.   

                К источникам изучения  медицины   и фармации Древнего мира  относят  археологические (когда при захоронении  умерших и их мумификации клали  в гроб лекарство), устное народное  творчество (мифы, былины, легенды), этнографические (обряды, заговоры), материалы ранней  письменности  ( наскальные рисунки, глиняные таблички, папирусы).

            Учёными установлено, что  в эпоху  Древнего мира уже существовали  медицинские понятия о болезни  и о лекарстве. Эти понятия  зависели от общего взгляда  людей на окружающий мир.

        Так,  анимистический взгляд ( от лат. «анима»  – душа) на окружающее порождал аналогичные представления о характере  заболевания. Согласно этому воззрению болезнь рассматривалась как следствие проникновения в организм злого духа. Лечение при таком взгляде на болезнь ограничивалось  всевозможными молитвами, заклинаниями, заговорами, якобы способствующими  изгнанию  из тела злого духа, внедрившегося в человеческий организм и причинившего болезнь. Анимистическое мировоззрение было характерно для  Древней   Индии, Древнего Китая,  Древнего Египта и Месопотамии.

          Стихийно-материалистический взгляд  на окружающее представителей  милетской школы  в Древней  Греции  (Фалес, Анаксиманр, Анаксимен)  порождал аналогичные представления о характере заболеваний и способах их лечения. Согласно этому  мировоззрению  древнегреческий врач Гиппократ писал, что  каждая болезнь имеет свою материальную причину.

           Взаимоотношения медицины и философии  в древние времена пребывали  в едином нерасчленённом своде  знаний. Философы нередко сами  были врачами, а врачи – философами. Одни из них придерживались  идеалистического мировоззрения (Платон), другие  стояли у истоков материализма (Гиппократ).

         Согласно данным литературы первыми  врачами, которые  известны истории, были философы Алкмеон  Кротонский и Эмпедокл ( конец 6 – начало 5 века). Врач Алкмеон Кротонский взял за основу учение Анаксимена  о воздухе и перенёс его на медицину. Им была создана пневматическая система медицины, согласно которой человеческий организм, как и вся природа, состоит из воздуха, который постоянно преобразуется из одного состояния в другое. У Алкмеона в наивной форме выражался  диалектический подход к изучению человека.

      Врач-философ  Эмпедокл  первым ввёл в философию  понятие «элементы», под которыми  понимались те начала, из которых  состоит всё сущее – земля, воздух, вода, огонь.

        Древнегреческий  врач Диокл из Кариста (4 век до н. э.) считал, что  причиной болезни является нарушение  в движении соков в организме и прежде всего пневмы. Диокл изучал целебные свойства растений и являлся пионером в этой области.

       Необходимость  взаимодействия   медицины и  философии  видел древнегреческий  врач Гиппократ (5-4 век до н. э.). Гиппократ писал, что каждая болезнь  имеет свою материальную причину. Гиппократ создал гуморальное направление   в медицине, основанное на стихийно-материалистических взглядах  древнегреческих учёных милетской школы (Фалес, Анаксиманр,  Анаксимен, 6-5 век до н. э.). Согласно  мнению Гиппократа  первоосновой живого организма является жидкость, которая существует в человек в четырёх формах: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь (венозная кровь). Неправильное смешение  жидкостей является причиной  болезней организма.

      Древнегреческий  врач Асклепиад  создал солидарное направление в медицине, согласно которому организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и каналов, обладающих чувствительностью. Причиной заболевания  было изменение параметров пор в сторону сужения.

         Перед философией на всех этапах ее развития стояла задача на основе всей совокупности научных знаний воссоздавать историю и умственную картину известной нам части Вселенной и формулировать общее понимание мира. Картина мира в каждую конкретную эпоху детерминирована как действительностью, выделяемой в качестве предмета исследования, так и исторически установившимся способом умственного видения мира. Этот последний, однако, есть не бесстрастное фотографирование событий, а способ интеллектуального освоения мира, направляемый конкретными жизненными задачами, стимулами, исходящими из общественных движений и классовой борьбы, страстями и устремлениями людей, поисками идеалов счастья, свободы и красоты.

     Философия  и фармация ( как часть медицины) одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности,  «утопает» в деталях и частностях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды.

        Первыми лекарствами были растения. В основу изыскания и применения лекарственных растений были положены Древние мифы и легенды.  В литературе  мы находим  описания множества  примеров.

       Издавна люди стремились найти «траву бессмертия», способную излечить многие болезни. В вавилонском предании говорится о человеке по имени Этана. Он узнал о том, что высоко, в самом верхнем небе, растет исцеляющая трава. Этана сел верхом на орла и поднялся высоко в небо. Три раза совершали они свой полет. В первый раз орлу не хватило сил. Во второй раз Этана оглянулся вниз  и увидел, что земля исчезла из виду. Он испугался и стал просить орла вернуться обратно. В третий раз он достиг верхнего неба и получил исцеляющую траву из рук богини Иштар.

           Слово «шамму» на языке вавилонян значило «лечение» и «трава». В Древнем Египте после войн и эпидемий жрецы раздавали людям «священную траву»  — шалфей, которую надо было добавлять в пищу и заваривать как чай, чтобы быстрее восстановить силы.   Лекарственные  растения  разводили на специальных огородах или привозили из других  стран.   Названия  этих  растений в древних медицинских текстах часто звучат так,  что трудно понять,  о чем конкретно идет речь. Вавилонские глиняные таблички рассказывают о «солнечном растении», «сладкой траве», «горькой траве», «полевом стебле».  Многие древнеегипетские лекарственные травы, о которых упоминается в папирусах, и сейчас остаются загадкой для врачей. Это, например: Аар (от ожогов), Гем и Емем (от болезней груди и горла), Геигенет и «волосы земли» (мочегонные средства),  Бебет (для уничтожения блох). В других случаях до нашего времени дошли описания и изображения вымерших лекарственных растений, например, травы «силь-фион», изображенной на греческой монете.

      Самым популярным растением в медицине Древней Индии была загадочная трава «сарпаганда». Одно из первых упоминаний о ней относится к 1000 г. до н.э. Европейским медикам удалось идентифицировать ее только в XVII столетии после того, как миссионеры привезли ее в Европу. В европейских медицинских книгах первые сведения о «раувольфии змеиной» появились в 1690 г. Именно под этим именем известна сейчас трава «сарпаганда», которую до сих пор разводят в Индии как культурное растение. В ее корнях был впервые обнаружен резерпин — алкалоид, входящий в состав лекарств для лечения расстройств центральной нервной системы.

             Некоторые исследователи полагают, что многие экзотические названия лекарственных веществ в Древних медицинских текстах являлись фольклорным названием целебных трав. Например,  в египетских папирусах мы читаем о применении «ушей газели» или «глаза свиньи», о настойке «зубов осла» или мази из «ослиного черепа». Вспоминаем, что английское народное название лесного хвоща — «лошадиный хвост» («Horse tail»), а современные названия трав «медвежьи ушки», «заячьи ушки», «кошачьи лапки», «Анютины глазки», «мышиное ухо», «львиный зев», «вороний глаз» - являются  их народными названиями.

Информация о работе Развитие фармации в контексте древнефилософских идей