Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, реферат
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.
Введение………………………………………………………………………….3
Литературный анализ………………………………………………………….5
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………………….34
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
ТЕМА: Развитие фармации в контексте древнефилософских идей
Выполнили: студентки 230 группы
Содержание
Введение
Философия всегда играла роль
мировоззренческого основания
Научная философия является мировоззренческим, методологическим и нравственным интегратором современной медицинской и фармацевтической науки. Она обосновывает исходные принципы научного познания в медицине и фармации: объективности, системности, конкретности исследования. Она вооружает современного врача и фармацевта научно-сбалансированной системой понятий и категорий, формирует у них современное диалектическое мышление.
Прогресс современной науки зависит от той методологии, на которую она опираются. Методологической основой современной медицины и фармации является диалектический материализм. Дальнейшее развитие научной методологии фармации предполагает множество проблем и вопросов, в том числе и проблему медицинского клинического мышления.
В настоящее время учёные проявляют интерес к изучению взаимного влияния философии и фармации как наиболее древних областей научного знания. Фармация здесь является неотъемлемой частью медицины, так как служит здоровью человека.
Актуальность темы состоит в существовании объективной необходимости разработки теоретических основ современной медицины и фармации с позиций диалектико-материалистической методологии.
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
В основу работы положен анализ литературных и Интернет - источников по истории медицины, фармации и философии.
Литературный анализ
Согласно данным литературных источников по истории Древний мир состоял из Древней Индии, Древнего Китая, Месопотамии, Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима и охватывал период от окончания первобытного общества до 476 г. (падение Западной Римской империи). Первые государства возникали там, где климат и погодные условия способствовали развитию земледелия и скотоводства. Что касается начала периода Древнего мира, то у разных народов оно определяется появлением первых рабовладельческих государств, которое не было одновременным.
К источникам изучения медицины
и фармации Древнего мира относят
археологические (когда при захоронении
умерших и их мумификации
Учёными установлено, что в эпоху
Древнего мира уже
Так, анимистический взгляд ( от лат. «анима» – душа) на окружающее порождал аналогичные представления о характере заболевания. Согласно этому воззрению болезнь рассматривалась как следствие проникновения в организм злого духа. Лечение при таком взгляде на болезнь ограничивалось всевозможными молитвами, заклинаниями, заговорами, якобы способствующими изгнанию из тела злого духа, внедрившегося в человеческий организм и причинившего болезнь. Анимистическое мировоззрение было характерно для Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта и Месопотамии.
Стихийно-материалистический
Взаимоотношения медицины и
Согласно данным литературы
Врач-философ Эмпедокл первым ввёл в философию понятие «элементы», под которыми понимались те начала, из которых состоит всё сущее – земля, воздух, вода, огонь.
Древнегреческий врач Диокл из Кариста (4 век до н. э.) считал, что причиной болезни является нарушение в движении соков в организме и прежде всего пневмы. Диокл изучал целебные свойства растений и являлся пионером в этой области.
Необходимость
взаимодействия медицины и
философии видел древнегреческий
врач Гиппократ (5-4 век до н. э.).
Гиппократ писал, что каждая болезнь
имеет свою материальную
Древнегреческий врач Асклепиад создал солидарное направление в медицине, согласно которому организм человека состоит из бесчисленного количества атомов и каналов, обладающих чувствительностью. Причиной заболевания было изменение параметров пор в сторону сужения.
Перед философией на всех этапах ее развития стояла задача на основе всей совокупности научных знаний воссоздавать историю и умственную картину известной нам части Вселенной и формулировать общее понимание мира. Картина мира в каждую конкретную эпоху детерминирована как действительностью, выделяемой в качестве предмета исследования, так и исторически установившимся способом умственного видения мира. Этот последний, однако, есть не бесстрастное фотографирование событий, а способ интеллектуального освоения мира, направляемый конкретными жизненными задачами, стимулами, исходящими из общественных движений и классовой борьбы, страстями и устремлениями людей, поисками идеалов счастья, свободы и красоты.
Философия и фармация ( как часть медицины) одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирии, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды.
Первыми лекарствами были растения. В основу изыскания и применения лекарственных растений были положены Древние мифы и легенды. В литературе мы находим описания множества примеров.
Издавна люди стремились найти «траву бессмертия», способную излечить многие болезни. В вавилонском предании говорится о человеке по имени Этана. Он узнал о том, что высоко, в самом верхнем небе, растет исцеляющая трава. Этана сел верхом на орла и поднялся высоко в небо. Три раза совершали они свой полет. В первый раз орлу не хватило сил. Во второй раз Этана оглянулся вниз и увидел, что земля исчезла из виду. Он испугался и стал просить орла вернуться обратно. В третий раз он достиг верхнего неба и получил исцеляющую траву из рук богини Иштар.
Слово «шамму» на языке вавилонян значило «лечение» и «трава». В Древнем Египте после войн и эпидемий жрецы раздавали людям «священную траву» — шалфей, которую надо было добавлять в пищу и заваривать как чай, чтобы быстрее восстановить силы. Лекарственные растения разводили на специальных огородах или привозили из других стран. Названия этих растений в древних медицинских текстах часто звучат так, что трудно понять, о чем конкретно идет речь. Вавилонские глиняные таблички рассказывают о «солнечном растении», «сладкой траве», «горькой траве», «полевом стебле». Многие древнеегипетские лекарственные травы, о которых упоминается в папирусах, и сейчас остаются загадкой для врачей. Это, например: Аар (от ожогов), Гем и Емем (от болезней груди и горла), Геигенет и «волосы земли» (мочегонные средства), Бебет (для уничтожения блох). В других случаях до нашего времени дошли описания и изображения вымерших лекарственных растений, например, травы «силь-фион», изображенной на греческой монете.
Самым популярным растением в медицине Древней Индии была загадочная трава «сарпаганда». Одно из первых упоминаний о ней относится к 1000 г. до н.э. Европейским медикам удалось идентифицировать ее только в XVII столетии после того, как миссионеры привезли ее в Европу. В европейских медицинских книгах первые сведения о «раувольфии змеиной» появились в 1690 г. Именно под этим именем известна сейчас трава «сарпаганда», которую до сих пор разводят в Индии как культурное растение. В ее корнях был впервые обнаружен резерпин — алкалоид, входящий в состав лекарств для лечения расстройств центральной нервной системы.
Некоторые исследователи полагают, что многие экзотические названия лекарственных веществ в Древних медицинских текстах являлись фольклорным названием целебных трав. Например, в египетских папирусах мы читаем о применении «ушей газели» или «глаза свиньи», о настойке «зубов осла» или мази из «ослиного черепа». Вспоминаем, что английское народное название лесного хвоща — «лошадиный хвост» («Horse tail»), а современные названия трав «медвежьи ушки», «заячьи ушки», «кошачьи лапки», «Анютины глазки», «мышиное ухо», «львиный зев», «вороний глаз» - являются их народными названиями.
Информация о работе Развитие фармации в контексте древнефилософских идей