Религиозный характер философии Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 22:06, реферат

Краткое описание

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами о природе универсалий, природе общих понятий: являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, существуют самостоятельно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3
Религиозный характер философии Средневековья………………………...…...5
1. Формирование и развитие христианства ………………..………….…5
2. Теоцентризм философии Средневековья………………………………8
3. Философские взгляды Августина Блаженного……………………….. 9
4. Схоластика. Философское учение Ф. Аквинского……………..…….13
5. Номинализм и реализм в средневековой философии…………..……17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Философия контр..docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

(МИГКУ)

Факультет «Заочная форма обучения»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: _____________________________________

________________________________________________________

ТЕМА: _________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

 

Выполнил: студент

               курса, группа   

заочной формы обучения

направления:

100200.62 Туризм

_______________________________

                                                             

 

Проверил:

Преподаватель

_______________________________

Консультант:

 

 

 

 

 

Москва – 2013 г.

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3

Религиозный характер философии Средневековья………………………...…...5

1. Формирование и развитие христианства ………………..………….…5

2. Теоцентризм философии Средневековья………………………………8

3. Философские взгляды Августина Блаженного……………………….. 9

4. Схоластика. Философское учение Ф. Аквинского……………..…….13

5. Номинализм и реализм в средневековой философии…………..……17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.). Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования: древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях, и Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме Бога-творца, и догмат о творении Богом мира "из ничего". В условиях такого жесткого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего, на идеи Платона. В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения;2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.

Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Схоластика в Средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.).

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами о природе универсалий, природе общих понятий: являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, независимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Религиозный характер философии Средневековья

1. Формирование  и развитие христианства

Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. Если материализм в философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистической философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, где не всегда даже признается различие между философией и религией как отдельными формами общественного сознания. Однако и в Европе взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее необходимого компонента, в Средние века, напротив, уже религия включала в себя философию.

Христианство возникает в I-II столетиях нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи и распространяется на Средиземном побережье. Время его возникновения характеризовалось глубоким кризисом рабовладельческого строя, сопровождавшимся усиленной эксплуатацией народов в Римской империи, в частности рабов и свободной бедноты. Многочисленные восстания рабов подавлялись, их сопротивление было бесполезным – они не могли стать революционным носителем новых общественных отношений. Все попытки изменить реальные общественные условия терпели поражение, оставалось лишь верить и надеяться на чудо, на помощь “божьего спасителя” и его сверхъестественные силы. Эту веру принесла новая религия – христианство, которая кроме всего прочего обратилась ко всем людям, без различия их национальности и сословий, как к равным перед Богом.

 

Официальная римская религия не могла предложить утешения массам, ибо она была тесно связана с римским деспотическим государством. Росло влияние различных культов восточных религий, в которых подчеркнуты были именно те элементы, которые позже заимствовало христианство, - страдания умирающего Бога и его воскрешение, надежда на загробную жизнь. Так, в произведениях римского философа-стоика Сенеки, названного Ф. Энгельсом “дядей христианства”, содержатся некоторые общие с ранним христианством воззрения, согласно которым земная жизнь преходяща и праведно живущих ожидает блаженство. Он провозгласил также и равенство всех людей перед силами судьбы.

Основным источником христианства была иудейская религия (культ бога Яхве). Христиане полностью приняли еврейский Старый завет. Например, слово “Христос” является греческим переводом староеврейского “машиах” (мессия), что значит “помазанный”.

Первоначально христианство формировалось как движение недовольных масс, рабов, вольноотпущенных и свободной бедноты. Оно выражало протест угнетенных и одновременно давало им иллюзорное утешение – надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. К христианству, однако, постепенно приходят и состоятельные слои римского общества из рядов римской и провинциальной аристократии, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, положение которых вследствие политического бесправия также стало весьма тяжелым. Социальная структура христианских общин начала меняться. Возникает клир (епископы, священники), В котором решающее слово имеют именно имущие. Формируется церковная организация, возглавленная монархическим епископатом. В то же время начинают преобладать призывы к смирению с социальным злом, что показывало признание имперской властью политического и идеологического значения христианства. Во время правления императора Константина Великого (306-337 гг.) христианство было признано официальной государственной религией. Оно окончательно побеждает после того, как были запрещены языческие культы (391-392 гг.). Халкидонский собор в 451 г. закрепил положение христианства как государственной религии и в Восточной, и в Западной части Римской империи. Это оказало большое влияние на формирование философских взглядов в тот период.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в Средние века. Цер­ковь в этот период была крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее централизованной организа­цией. Духовенство фактически было единственным образован­ным классом. Юриспруденция, естествознание, философия — все их содержание было приведено в соответствие с учением церкви.

Исходным пунктом философских размышлений стали дог­маты Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Характерной чертой средневе­ковой философии является теоцентризм — обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. При европейском феодализме господствующей являлась христианская религия, которая противопоставляла многочис­ленным разрозненным феодальным государствам свою стро­гую централизованную систему контроля над умами и душами людей. Эти цели осуществляла, прежде всего, католическая цер­ковь во главе с Папой Римским. При этом церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира, особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение фи­лософского наследия античности происходило частями, при­страстно, допускалось в основном распространение идеалис­тических идей, подкрепляющих религиозные догматы.

 

 

2. Теоцентризм философии Средневековья

В отличие от античной философии, стиль мышления Средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания – Бог, а не космос. Философы Средневековья пользовались теологической идеей. Она выполняла регулятивную функцию так же, как для античности – идея космизма, для Нового времени – научное знание.

Философия Средних веков базировалась на двух основных идеях: откровения и креационизма. Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. Ей также свойственны традиционализм и ретроспективность. Чем древнее – тем истиннее, подлиннее и надежнее – такова позиция средневековых мыслителей. Древнее всего истина, которая нашла отражение в Священном Писании. Поэтому Библия – главный источник знания и вдохновения.

Понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог - теоцентризм - (греч. theos - Бог). Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - частные и прикладные науки. Теоцентричность мышления: сила, определяющая мышление, все поведение человека и общества, есть Бог. Человек должен добросовестно служить Богу.

Дидактизм, назидательность, учительство – тоже важные черты философии Средневековья. Примером может служить произведение Пьера Абеляра “Да и Нет”, написанное как некое методическое пособие для учеников церковной школы, где автор заведомо задает вопросы так, что ученики приходят к неверным ответам, потом учитель возвращает их в “лоно истины”. Книга П. Абеляра, по сути, была остроумной критикой служителей церкви и порождала сомнение в богословских истинах. Но по форме она назидательна. Догмат о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В античной философии борются два противоположных начала – активное и пассивное, материя и идея. На этом этапе дуализм преодолевается и переходит в монизм Средневековья: есть только Бог, он – абсолютное начало. Весь мир, Вселенная – результат его творчества. Подлинной реальностью обладает лишь Бог.

 

3. Философские взгляды Августина Блаженного

В европейской философии материализм в Средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen — имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи — предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать “служанку богословия”.

Основными формами развития философской мысли в период раннего Средневековья были апологетика и патристика. Распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.

 

Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater— отец) — философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епископ Августин Блаженный (354—430 гг.), оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества.

Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане Августин изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

Информация о работе Религиозный характер философии Средневековья