Религия и философия их единство и различие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.
В природе или культуре философии интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

I. Религиозная картина мира…………………………………………..4

II. Философия религии…………………………………………………..5

III. Философия и религия……………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………….13

Библиографический список ……………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 

ТЕМА:  “Религия и философия их единство и различие”                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

  

                                                                                                                      

                      

                        

                        

 

Санкт - Петербург

2005 г. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   Введение…………………………………………………………………….3

 

   I.    Религиозная картина мира…………………………………………..4

 

   II.   Философия религии…………………………………………………..5

 

    III.  Философия и религия……………………………………………….11

 

     Заключение……………………………………………………………….13

 

     Библиографический  список ……………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

    Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия –  это рационально-теоретическое осмысление этих связей.

     В природе или культуре  философии интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

     Источник  философских проблем – вся сфера человеческого существования как индивидуального, так и коллективного: история, искусство, естественные науки, индивидуальное бытие порождают вопросы мировоззренческого характера.

    Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по – иному.

    Основной функцией философии является мировоззренческая.  Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.

   Для философа одинаково важны два момента: способность уловить дух времени и способность обнаружить в себе вечное содержание. Это две стороны вопроса, который может считаться основным в философии, - о целостном бытии человека, здесь и после смерти. Но между жизнью и смертью лежит пропасть. Поставить ли интересы смерти над жизнью и жить так, что бы быть счастливым на том свете, или наоборот, интересы жизни над смертью и не думать о ней вовсе?

    В истории философии соответственно выделяются «философия жизни», занимающаяся, и, если так можно назвать, «философия смерти», имеющая дело с внеэмпирическим вещами. Первое направление идёт от жизни, науки, второе ближе к религии, мистике.  

   Смерть – тайна из  тайн. Как родовому существу, человеку  противостоит природа (все люди  объединяются для борьбы с  ней), как социальному существу  – общество (группы людей противостоят друг другу), и, наконец, как индивиду противостоит смерть (каждый встречает её один на один). Люди делятся на верующих в вечность своего Я, неверующих и сомневающихся. Различные философские системы вращаются вокруг этих вопросов.

   История философии – это совокупность аргументов за и против бессмертия.

   Сократ сказал, что для философа смерть есть начало жизни. Для него это основополагающая проблема.

    Интеллектуальная составляющая  любого философского мировоззрения – миропонимание иначе называется картиной мира.

    Миропонимание на теоретическом  уровне, или теоретическая карта  мира, представлено научными, философскими  религиозными идеями. Именно о  религиозных идеях сейчас пойдёт  речь.

 

 

                                                     

 

              

 

 

           

                                  

                                 

I. Религиозная картина мира

 

     В своём генезисе и развитии философия тесно связана с религией. Слово «религия» восходит к латинскому существительному religio, означающему благочестие, святость, и глаголу religare, связывать, соединять. Оба смысла сохраняются в современном представлении о религии и религиозности.

      Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.

      И философия, и религия возникают из мифа и являются системами развёрнутых ответов на мировоззренческие вопросы. И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними существует принципиальное различие в способах интерпретации этих проблем.

      Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формирует свои выводы в рациональной форме.

      Религия постигает  свой предмет совершенно иначе. В религиозном мировоззрении акцент делается на веру, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно – чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Кроме того, религия предлагает готовые ответы на мировоззренческие вопросы, тогда как в философии ни один вывод не определён. Религиозная доктрина не предполагает какой – либо критики или трансформации фундаментальных положений, а в философии критичность является необходимым условием движения мысли. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Философия же никогда не даёт гарантий, что очередной ответ является окончательным. Философия вообще не даёт никаких гарантий, освобождая человека даже от иллюзий их возможности. Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, и этим религия также отличается от философии, не предполагающей никаких ритуальных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия  религии

      

      Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т. е. философия как неотъемлемый  компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается, прежде всего богословие, а также история и философия – каждая  под своим особым углом зрения.

     Богословие стремится  к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путём откровения.

    История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти  общие принципы их становления.

    Философия анализирует,  прежде всего, сущность религии, определяет её место в системе мировоззрения, выявляет её психологические  и социальные аспекты, её онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и её роль в жизни общества и развитии духовности как человека, так и человечества.

     Религия должна рассматриваться  в разных аспектах: она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является  нравственно – социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет  жизнь двух миров – земного, природно –социального, и трансцендентность. В религии исключительное  значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному -  с этим связано личное душеспасение. А это предполагает рассмотрение духовного начала в единстве с материальным.

     История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорят о том, что всем народам изначально свойственны  религиозная потребность духа и соответствующая её область идей, чувств и опыта. Данная потребность человека и человечества нисколько не уничтожается и даже ничего не теряет в результате развития науки, философия и искусства.  Она является общей для людей во все времена их существования, составляя духовное начало в человеке в противоположность животному.

     По существу, религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависят всё конечное, в том числе и человек и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. Поэтому в каждой религии можно найти две стороны – теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека, при этом осмысление Бога может быть чрезвычайно разнообразным и выражается в почитании камней (литолатрия), растений (филолатрия), животных (зоолатрия), огня (пиролатрия) человека различные формы антропоморфизма, наконец Абсолют может мыслиться в виде отвлечённой идеи, например различные понимания Бога.

     О существовании Христа можно говорить с уверенностью не потому, что существуют упоминания о нём в древних источниках, не упоминая Тацита, Плиния Младшего, Светония убеждают в этом, а то обстоятельство, что возникло мощнейшее движение – христианство. У истоков его непременно должна быть и выдающаяся Личность, как у истоков буддизма был Будда, у истоков ислама – Мухаммед.

     Во всех формах  религиозного сознания мы находим  признание существования высшего  начала и связи его с миром  конечных вещей. Этой связью объясняется  и необходимость поклонения Богу, молитвы и жертвы  и то, что религия служит не только теоретической потребности ума, но также целям нравственности (сфере нашей воли) и эстетическому началу, прежде всего чувствам.

     Таким образом, в религии нельзя видеть выражение деятельности какой – либо одной стороны человеческой души. В атмосфере религии существует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. В связи с этим мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Так, некоторые усматривают в религии, прежде всего эмоциональную сторону, подчёркивая религиозные чувства. И. Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, назвав религию признанием  законов нравственности за веления Божества. По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращения к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, религия обращается в снискание милости. Гимны, молитвы, хождения в церковь должны давать человеку лишь новую силу, новое мужество к исправлению или же быть излиянием сердца, воодушевлённого представлением о долге. Это – только приготовления к благим делам, а не они сами и нельзя стать угодным Высшему Существу, не становясь лучшим человеком.

      Г. Гегель рационализирует религию, характеризуя  её как объективацию абсолютного духа, как самооткровение его в человеке в форме  идеи по его словам « в качестве религиозного сознания дух проникает сквозь мнимо абсолютную самостоятельность вещей – вплоть до действующей в их  внутренне существе, все собой сдерживающей единой, бесконечной мощи Бога» Религия, по словам Гегеля, является одним из самых важных дел нашей жизни, в религии прежде всего заинтересовано наше сердце. Она выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей, украшает нашу душу яркими нравственными красками радости.

     В вопросе о происхождении религии ещё большее разнообразие мнений, чем в вопросе о её сущности. Прежде всего необходимо различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания. Бесспорно, что чувства зависимости, отмеченное Ф. Шлейермахером, а также мотивы нравственного характера, фантазия, символизирующая явления внешнего и внутреннего мира, наконец, разум, склонный к безусловному синтезу знаний о сущем, суть мотивы, игравшие значительную роль в зарождении религии. Но это общие предпосылки, коими нельзя объяснить появление той или иной конкретной формы религиозной веры. Указанные мотивы образуют то, что принято именовать религиозностью человека.

     Принципы, лежащие  в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:

 

            • супернатуралистические;

 

            • рационалистические;

 

    • Первые говорят о врождённости религиозного сознания и указывает на откровение как на его источник.

 

    • Вторые предполагают или сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), или чисто прагматические стремления определённых лиц (Т. Гоббс, Г. Болинброк) ради удержания власти, или олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), или объектирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан) или почитание предков (Г. Спенсер)  в перечисленных точках зрения много спорного и мало  объясняющего:

 

            • религиозное состояние и содержание души человека – во многом дело сугубо индивидуальное и чрезвычайно тонкое, оно не может быть втиснуто в сухие рамки отвлечённых понятий.

 

       Что касается проблемы отношения веры к  знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя.

       Известны три  подхода  к этой проблеме:

 

            1. Сциентистски – позитивистское;

 

            1. Историческое (эволюционное);

 

            1. Абсолютное;

 

    • Первый подход толкует религию как низший вид знания и по существу сводит её к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение.

 

    • Сторонники второго подхода усматривают в религии развивающую  форму знания, сохраняющую всегда своё значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого уровня знания. Тут подчёркивается не столько собственно её рациональный аспект (хотя и он отрицается), сколько чувственный в форме представлений в единстве с возвышенными, нравственно преисполненными чувствами. При этом такое знание уступает отвлечённому знанию в понятиях.

 

    • Третий подход рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно, отыскиваются, границы и продумывается специфика как, по сути, так по значимости для человека и общества. Наверное, нет смысла искать две истины (как это делали в средние века) – научную и религиозную. Было бы вернее подходить к самой трактовке сущности истины с учётом специфики объекта познания. Ведь в науке, как показывает её история, считалось истиной многое, что впоследствии опровергалось или переосмысливалось, развивалось, уточнялось и т. д.

Информация о работе Религия и философия их единство и различие