Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция

Краткое описание

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к философии.docx

— 285.04 Кб (Скачать файл)

1. Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Мировоззрение и  его историко-культурный характер. Особенности исторических типов  мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости  мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия  и наука. Философия и культура.

Условия возникновения  и развития философии в Древней  Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Особенности и принципы средневековой философии. Фундамен-тальные библейские идеи философского значения. Патристика и схоластика. Спор о природе общих понятий – универсалий. Философская мысль в Византии, арабская философия.

Формирование новой  картины мира в эпоху Возрождения. Отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Ренессанса. Утверждение натурфилософской ориентации в знании.

Научная революция XVII века и ее влияние на особенности  рассмотрения основных философских  проблем. Приоритет гносеологии  и методологии в философии  Нового времени. Эмпиризм и рационализм  в философии Нового времени. Философия  эпохи Просвещения. Французский  материализм эпохи Просвещения. Деизм.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропей-ской классической философии. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Абсолютный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Условия возникновения  современной западной философии. Сциентизм  и антисциентизм. Иррационалистические философские направления. Позитивизм и его эволюция. Прагматизм в контексте американской духовной традиции. Основные тенденции западной религиозно-философской мысли ХХ в.

Традиции российской духовности, основные черты русского мировоззрения. Зарождение философии  на Руси. Особенности русской философии XVIII в. Характерные черты русской  философии XIX в. Славянофильское и  западническое направления в  русской философии. В.С.Соловьев как крупнейший представитель русской религиозной философии. Русская философия ХХ в. Советская марксистская философия и ее общие черты. Общая характеристика философии русского зарубежья. Русская философия в контексте мировой философской мысли. Особенности русской философии как феномена мировой культуры.

 

Что такое  философия?

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена  люди размышляли о коренных проблемах  природы, общества и познания, о проблемах  существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые  существовали в истории человечества. Так, например, на первых порах человека интересовали вопросы происхождения  всей окружающей природы, конечные основы всего бытия. Теперь же эти вопросы  отошли к области научного интереса. Философию же в настоящее время интересуют вопросы смысла жизни, проблемы выживания человека и человечества.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем  возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения  в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать  бытие, вносить коррективы в представления  обо всем существующем.

Философия неоднократно ставила такие вопросы, которые  затем становились предметом  исследования естествознания или искусства, религии, политики и права. Это бесконечное  рождение новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано  особенностями самой философии, которую всегда интересуют коренные проблемы бытия. Кроме того, философия  всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, и в первую очередь, из естествознания.

В историческом плане  представления о предмете философии  развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Известно, что  в условиях античности философия  была наукой наук. Аристотель выделял  ее как царицу, госпожу наук. Действительно, в то время философия включала в себя целостную совокупность теоретических  сведений мировоззренческого характера, унаследованных от мифологии и религии. В отдельных областях имели место значительные достижения, например, в математике, геометрии, астрономии, но эти науки, как и зарождавшиеся физика, оптика, механика, ботаника и т.п., никогда не были философскими дисциплинами – как тогда, так и теперь. Философию в античную эпоху можно полагать наукой наук не потому, что она включала в себя всю сумму естественно-научного и исторического знания, а вследствие того, что последнее носило преимущественно эмпирический характер, было еще неразвитым, и философия как бы надстраивала недостающие для частных наук верхние этажи познания действительности, выступая единственной формой ее теоретического освоения.

Другими словами, объект и предмет философии всегда различа-лись, не совпадали, но в прошлом, когда частные науки еще не сфор-мировались и не произошло их отпочкование от единого древа чело-веческого знания, философия выполняла двойную задачу мировоз-зренческого характера. Она ставили своей целью постичь истину: а) в собственной сфере – универсуме и б) в теоретическом, мировоззрен-ческом виде сформулировать положения, вытекавшие из результатов исследований частных наук о природе, обществе и человеке.

По мере развития наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет  философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных ее собственной природе функций  в развитии теории частнонаучного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона.

Это, однако, не привело  к уменьшению роли философии в  обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться  на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета – всеобщих оснований бытия. Кроме  того, в отношении всех частных  наук философия, освободившись от их непосредственной опеки, стала выполнять  несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать  науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией – основой основ современной  научной методологии.

В сравнении с  частными науками предмет философии  отличается еще одной существенной особенностью. Опыт, на базе которого развиваются  естественные, общественные и технические  науки, при всем его богатстве  и многообразии, ограничен. Предмет  же философии находится и за пределами  человеческого опыта. Этот предмет  – мир как целостная, беспредельная  в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические  обобщения конкретных наук, имеющие  чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии.

Беспредельный объект человеческого знания, включая философ-ское, - весь мир, реальность как таковая. В этом объекте предметом выступают реальности различной общности. Соответственно, в едином стволе знаний выделяются философия, фундаментальные науки, другие теоретические науки, экспериментальные, специальные науки, научные дисциплины, имеющие свой собственный предмет и метод.

Предмет философии  – начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания.

2. В предшествующем изложении в постановочной форме уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этого раздела — дать представление о логике развития мировой философской мысли, о важнейших проблемах, которые ставились и по-разному решались в истории философии на протяжении двух с половиной тысяч лет. Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли.

Рассмотрение центральных  проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет  в то же время дать представление  о культурно-исторических типах  философии, о своеобразии философской  мысли разных народов в разные периоды их истории.

Так, античная философия  возникает и живет в «силовом поле», полюсами которого являются, с  одной стороны, мифология, а с  другой — формирующаяся прежде всего в Древней Греции наука. Средневековая философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. Связь эта, однако, носит сложный характер, и через полемику и взаимодействие разных направлений легко увидеть ее неоднозначность. В эпоху Возрождения (XIV–XVI века) философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно у тех, кого называют гуманистами. Это связано с процессом секуляризации, постепенным освобождением мысли от церковного авторитета. В отличие от Возрождения, Реформация (то есть отделение от католической церкви различных течений протестантизма) выдвигает на первый план нравственно-этическую тематику и акцентирует внимание на практическом аспекте как в человеческой деятельности, так и в мышлении, подвергая критике спекулятивный рационализм схоластики и светский эстетизм гуманистической культуры Возрождения.

Для философии Нового времени (XVII–XIX века), если брать ее в целом, характерна ориентация на науку, с одной  стороны, и юридически-правовую сферу — с другой. Необходимо подчеркнуть, что под наукой в Новое время подразумевается прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличается от античной и средневековой науки, еще не знавшей эксперимента (правда, зачатки экспериментального подхода к изучению природы можно встретить в эпоху эллинизма, например, у Архимеда). Поэтому ведущие философы Нового времени считают важнейшей именно задачу обоснования научного знания, всякий раз пытаясь уточнить понятие «наука». В XVII и особенно в XVIII веке происходит переориентация мировоззрения: теологию вытесняют, с одной стороны, развивающаяся наука, а с другой — правовое сознание, тесно связанное с учением о государстве, с так называемой договорной теорией государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и другие).

Существенную роль в философии  Нового времени играла идеология  Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Дж. Локком, во Франции — Вольтером и плеядой материалистов: Д. Дидро, П. Гольбахом, К. А. Гельвецием, в Германии — И. Гердером, Г. Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла — особенно во Франции — основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую революцию. Убеждение в том, что разум, понятый главным образом как новая наука, является источником и двигателем общественного прогресса, определяет умонастроение XVIII века. Анализ прежде всего данного умонастроения, а не подробный разбор учений отдельных философов этого периода составляет содержание параграфа о просветителях.

С конца XVIII века начинается критический пересмотр принципов  Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания  науки и разума выступил родоначальник  немецкого идеализма И. Кант, чье  мировоззрение, впрочем, формировалось  как раз в русле просветительских идей. Философское мышление XIX века, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель), существенно  определяется принципами историзма  и диалектики: не случайно именно в XIX веке мы наблюдаем расцвет истории  культуры, права, науки, религии и  т. д.

Анализ специфики философского знания в каждый из указанных периодов позволяет показать, во-первых, в  какой мере философия в своем  развитии обусловлена социально-историческими  факторами, воздействием других сфер культуры, а во-вторых, каким образом специфика  стиля мышления, господствующего  в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских  проблем и на их характер, видоизменяя  старые и выдвигая новые проблемы. Важно, однако, также иметь в виду, что, несмотря на своеобразие философских учений в разные исторические периоды, в развитии мысли сохраняется и существенная преемственность, позволяющая говорить о единстве историко-философского процесса.

Материал, излагаемый в данном разделе, представлен четырьмя относительно самостоятельными частями. В первой рассматривается западная философская  традиция от ее зарождения до конца  Нового времени, т. е. до конца XIX века включительно. При этом выделяются четыре основных культурно-исторических типа западной философии обозначенного огромного периода: космоцентричная античная философия, теоцентричная средневековая философия, антропоцентричная философия эпохи Возрождения и наукоцентричная философия Нового времени.

Наряду с западной философией существовала и так называемая «восточная философия» — относительно самостоятельный феномен мировой духовной культуры, имеющий свою специфику и отличительные черты. Ее рассмотрению посвящена вторая часть данного раздела, где выделяются три культурно-исторических типа «восточной философии» — индийская, китайская и арабо-мусульманская.

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии