Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа
Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку – в - мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля. В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:
Введение…………………………………………………………………………3
Иррационализм и философия жизни…………………………………………..4
Позитивистская традиция в философии………………………………………7
Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)……………………………………...9
Экзистенциализм……………………………………………………………….12
Современная западная религиозная философия………………………………15
Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм………………………..17
Феноменология. Герменевтика…………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………..23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Санкт-Петербургский торгово-
Контрольная работа
по философии
Тема: Основные направления современной западной философии
Выполнила студентка 1 курса (специальность ФЭФ) заочного факультета: Стерляжникова Юлия Алексеевна.
Группа№2213
Зачётная книжка: №12258
Санкт-Петербург 2013г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Иррационализм и философия жизни…………………………………
Позитивистская традиция в философии………………………………………7
Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)……………………………………..
Экзистенциализм……………………………………
Современная западная религиозная философия………………………………15
Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм………………………..17
Феноменология. Герменевтика………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..23
Введение
Современная западная философия представляет собой весьма сложный и многомерный социокультурный феномен, интегрирующий в себе множество различных школ, направлений, концепций, которые отражают противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в.
В развитии европейской
философии можно выделить две
эпохи: классику (развитие философии
с античных времен до середины XIX в.)
и постклассику (развитие европейской
философии с середины XIX в. до настоящего
момента). Под классической философией
подразумевается европейская
Классическая философия
отличалась: приверженностью метафизической
проблематике, объективизмом, субстанциализмом,
беспредпосылочностью философствования,
признанием потенциального тождества
бытия и мышления, мысли и языка.
Становление и развитие постклассической
западной философии было связано
с акцентированным неприятием этих
фундаментальных принципов
Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку – в - мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля. В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:
- сциентистский (позитивистская традиция),
- иррационалистический («философия жизни», экзистенциализм),
- умозрительно-метафизический (религиозная философия),
- смешанный
(психоанализ, феноменология,
Во вт. пол. XIX в. возникает иррационализм
как новое философское
Иррационализм и философия жизни
Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили Серен Кьеркегор (1813-1855), Артур Шопенгауэр (1788-1860) и Фридрих Ницше (1813-1900).
Датский философ Кьеркегор – предтеча экзистенциализма, основные работы «Или-или», «Страх и трепет». С точки зрения Кьеркегора вся рационалистическая философия была учением об отвлеченных всеобщих сущностях, она игнорировала существование (экзистенцию) – единственную действительность. Существование есть субъективность, индивидуальность, означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то. «Встреча» человека со своей субъективностью возможна в критические моменты жизни, когда возникает необходимость в акте выбора.
Цель жизни человека – в его стремлении к спасению в трудностях, риске и выборе собственного существования. Решая проблему человеческого спасения, Кьеркегор выделяет три уровня существования, три стадии жизни: эстетическую, этическую и религиозную.
На эстетической стадии (символ Дон Жуан) человек обращен к внешнему миру, погружен в чувства и стремится к достижению наслаждения (гедонизм). Скука и разочарование приводят к отчаянию, к необходимости порвать с эстетическим образом жизни.
На этической стадии (символ Сократ) человек отказывается от игры чувств и добровольно подчиняет себя нравственному закону. Распутству - эстетика противопоставляется законный брак. Этик выполняет внутренний долг по отношению к себе и другим людям. Решающую роль здесь играет выбор, определяющий судьбу и жизненный путь человека. В акте выбора человек становится личностью, обретает свободу. Однако на этой стадии человек еще не полностью реализует свои возможности, отчаяние продолжает углубляться.
На религиозной стадии
(символ библейский герой Авраам) человек
осознает значимость своей личности,
принимает страдание как
Переход от одной стадии к другой совершается через кризис отчаяния, через страх, отказ от разума. Страх как огонь пожирает все иллюзии, оставляет нас наедине с собой и пробуждает в нас новые возможности. Отказавшись от разума, человек находит свое спасение в вере.
Немецкий философ Шопенгауэр является идейным предшественником «философии жизни». Основная работа «Мир как воля и представление». По Шопенгауэру, мир не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, есть только воля. Волю надо понимать широко – как порыв, существующий в природе и в обществе. Эта воля слепа, она не имеет разумной цели, она иррациональна. Сама воля беспричинна, однако порождает все явления и процессы в мире.
Воля есть «воля к жизни». На человеческом уровне она выступает в виде страстей: властолюбие, мстительность, любовь полов и т.д.
Воля как воля к жизни есть вечное стремление, не находящее окончательного удовлетворения. Отсюда всякая жизнь есть страдание. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир – это скорбь. Человек имеет три блага: здоровье, молодость и свободу, однако он осознает это лишь тогда, когда их теряет.
Если человеку на время удается избавиться от страдания, им овладевает скука. Страдание, скорбь и скука – неизменные спутники человека. Поэтому существующий мир Шопенгауэр называет наихудшим из возможных, а свое учение – пессимизмом.
Человек может избавиться от страданий, только искоренив в себе «волю к жизни». Здесь Шопенгауэр ссылается на индийскую философию, зовущую к отрицанию мира, к нирване. Вместе с жизнью тела исчезает и мир, жизнь человека превращается в ничто.
Основные идеи Шопенгауэра получили дальнейшее развитие в «философии жизни» – направлении неклассической философии, сложившемся в к. XIX– нач. XX вв. Его представители – Ф. Ницше, А. Бергсон и др.
Центральным понятием является «жизнь» как целостный процесс, непрерывное творческое становление «живого». Пытаться понять жизнь разумом бесполезно. Основные работы Ницше: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».
Исходный пункт философии
Ницше – признание того, что
современная ему Европа движется
к катастрофе, к упадку. Признаками
упадка являются: духовный вакуум, утрата
веры в почитаемые ценности, нигилизм,
пессимизм. Ницше пытается преодолеть
эти симптомы и создать новое,
оптимистическое учение. Он призывает
к «переоценке ценностей», к замене
морали рабов моралью господ в
христианско-гуманистическом
Рационализму Ницше
Согласно Ницше, всему живому присуща тяга к самоутверждению – «воля к власти». Человек – высокомерное насекомое, вместе с тем он – проявление «воли к власти», воплощенной в жизни, поэтому не так уж глубока пропасть, отделяющая его от животного.
В своем стремлении выделиться,
отойти от животного начала человек
впадает в состояние
Идеалом Ницше становится прообраз освобожденного человека. Это сильный человек, ценность жизни которого совпадает с максимальным уровнем «воли к власти». Это «сверхчеловек» – человек по ту сторону добра и зла, это новая порода людей, отрезвленных нигилизмом, отвергших иллюзии относительно будущего счастья, победы добра и справедливости. Человек должен научиться жить в бессмысленном мире иллюзий, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром.
Иррационалистические
Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в сер. XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются фр. Философ Огюст Конт (1798-1857) и англ. философы Дж. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903). Это был позитивизм «первой волны».
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в философии и науке, представители которого единственным источником знания считают частные науки, дающие позитивный (фактический) материал. Наука должна быть организована на эмпирическом знании. Отсюда вывод: отпадает необходимость в философии, она теряет свой предмет исследования. Философия сводится к синтезу всех конкретно-научных знаний.
Второй этап в истории позитивизма относится к к. XIX в., его представляют австр. философ Э. Мах (1838-1916) и швейц. философ Р. Авенариус (1843-1896). Позитивизм «второй волны» получил название эмпириокритицизм, или махизм. Философия сводится к теории познания. По Маху, следует очистить опыт от всех метафизических (философских) положений. Философия должна стать нейтральной, свободной от мировоззренческой проблематики (материализма и идеализма).
Позитивизм XX в. называют неопозитивизмом (от лат. positivus –положительный, и neo – новый, возрожденный). Неопозитивизм ориентирует философию на науку, отказывает ей в праве самой быть наукой. Задача философии – логический анализ языка науки. Таким образом, философия понимается функционально, как аналитическая деятельность. Вследствие этого неопозитивизм, начиная с 50-х гг. XX в., называют аналитической философией, она представлена двумя школами: логический позитивизм и лингвистический позитивизм.
Логический позитивизм
возник в 20-х гг. XX в. в рамках «Венского
кружка»: М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970),
К. Гедель (1906-1978). Развивается Львовско-
Логический позитивизм внес значительный вклад в разработку логического аппарата науки, математической логики. Исследования по созданию искусственных, формализованных языков обеспечили в дальнейшем возможность создания языков программирования.
Истинная философия путем
анализа языка должна очищать
научные знания от предложений, которые
не имеют смысла. Логический позитивизм
предложил процедуру проверки предложений
на предмет их осмысленности, которая
получила название «верификация». Согласно
принципу верификации, только те предложения
имеют смысл, которые допускают
опытную проверку. Однако строгое
применение этого принципа не всегда
возможно. Например, не поддаются чувственной
проверке общие положения и многие
законы науки. Доказательство Геделем
теоремы о невозможности
Лингвистический позитивизм понимает философию как аналитическую деятельность по прояснению обыденного языка. Язык науки всегда содержит неформализуемый остаток, который выражается средствами естественного языка.
Представители данного направления – Д. Мур (1873-1958), Л. Витгенштейн (1889-1951), Дж. Остин (1911-1960) и др.
Кризис внутри позитивизма связан с появлением и развитием в 60-70 гг. XX в. постпозитивизма, который пересматривает проблематику самой философии, ее роль в науке и обществе, методологию научного исследования. Представители – К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейерабенд, Дж. Агацци и др. Главная проблема постпозитивизма – развитие, динамика научного знания. Исследуются такие вопросы: социокультурная детерминация науки, возникновение новых теорий, взаимоотношения конкурирующих научных концепций, критерии разграничения науки и ненауки и т.п.