Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 18:22, контрольная работа
Понятие «бессознательное» можно толковать более или менее широко в зависимости от его соотнесенности с понятием «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в памяти возникают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть, из бессознательного. Анализируя, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. В результате появляются все новые вопросы, ответы на которые касаются тайны человеческого бытия. Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Введение
3
1 Сознание как высшая ступень развития психики
5
2 Бессознательное проявление в психике и поведении человека
9
3 Выявление доминирующего инстинкта
13
Заключение
16
Список использованных источников
18
Образовательное учреждение профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Курганский филиал
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Сознание и бессознательное в психике человека»
Преподаватель (уч.степень, уч.звание) ______ И.О. Фамилия
Введение |
3 |
1 Сознание как высшая ступень развития психики |
5 |
2 Бессознательное проявление в психике и поведении человека |
9 |
3 Выявление доминирующего инстинкта |
13 |
Заключение |
16 |
Список использованных источников |
18 |
1 Сознание как высшая ступень развития психики
У человека психика носит осознанный
и неосознанный характер. Благодаря активному
и опережающему отражению органами чувств
и головным мозгом внешних объектов в
форме психики, становится возможным осуществление
действий, адекватных этим объектам.
Высшим уровнем развития психики человека
является сознание.
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики
человека, возникшая как результат общественно-исторических
условий формирования его в трудовой деятельности
при постоянном общении с помощью языка
с другими людьми.
Сознание отражает действительность категориально,
через совокупность знаний, через обобщенный
человеческий опыт. Отражение существенных
закономерных связей действительности
осуществляется в обобщениях, с предвидением
событий, осознанием цели деятельности,
предвосхищением будущего результата
деятельности, его психическим моделированием
в системе понятий. Основной функцией
сознания является обеспечение целеполагающей
деятельности человека.
Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний
об окружающем нас мире.
В структуру сознания входят
важнейшие познавательные процессы, с
помощью которых человек постоянно обогащает
свои знания. К этим процессам относят
ощущения и восприятия, память, воображение
и мышление. С помощью ощущений и восприятий
при непосредственном отражении воздействующих
на мозг раздражителей в сознании складывается
чувственная картина мира, каким он представляется
человеку в данный момент. Память позволяет
возобновлять в сознании образы прошлого,
воображение - строить образные модели
того, что является объектом потребностей,
но отсутствует в настоящее время. Мышление
обеспечивает решение задач путем использования
обобщенных знаний.
В сознании
человека закрепляется четкое
различение субъекта и объекта,
Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность
человека путем формирования целей деятельности,
с определением и оценкой ее мотивов, принятием
волевых решений, учетом хода выполнения
действий, внесением в него необходимых
корректив и т. д.
В сознание человека входит
мир эмоций и чувств, в которых находят
отражения сложные объективные, общественные
межличностные отношения, в которые включен
человек.
Условием формирования и
проявления специфических качеств сознания
является язык. В процессе речевой деятельности
происходит накопление знаний, обогащение
человека теми богатствами человеческой
мысли, которые выработало человечество.
Язык является особой объективной системой,
в которой запечатлен общественно-исторический
опыт или общественное сознание.
Понятие "сознание"
употребляется в психологии, психиатрии
и других науках в смысле, отвечающем приведенным
выше его основным характеристикам. При
этом психиатры, перед которыми постоянно
возникает вопрос о наличии, сохранении
или нарушении сознания у больного, под
сознанием понимают заключенные в психике
данного человека возможности отдавать
отчет о месте, времени, окружающей обстановке,
состоянии и образе действий собственной
личности. Человек, у которого сохранено
ясное сознание, оценивает вновь поступающую
в мозг информацию с учетом уже имеющихся
у него знаний и выделяет себя из окружающей
среды, сохраняет сложившуюся систему
отношений к другим людям и к обстановке
деятельности и на основе всех этих данных
управляет своим поведением.
Сознание, будучи общественным продуктом, присуще
только человеку. Животные сознанием не
обладают.
Психическое содержание
человеческой личности кроме сознательной
деятельности включает в себя многообразие
неосознанных тенденций - побуждений его
непроизвольной деятельности.
На вопрос “Что такое сознание?” – вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: “Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека”.
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.
2. Способен
увидеть себя находящимся в
определенном месте
3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
4. Способен
устанавливать адекватные
5. Отдает
отчет в своих ощущениях,
6. Знает
особенности своей
7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.
Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание” – как отметил А. В. Петровский – “Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием”.
Бессознательное - непременная составная часть психической
деятельности каждого человека. Первое
упоминание о бессознательном встречается
у Платона. В 18-19 веках представителями
идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр,
Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов,
Павлов, Бехтерев) были созданы теории
бессознательного. 1-е Международное совещание,
посвященное проблеме бессознательного,
состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще
тогда ученые осознали, что бессознательное
есть фактор, учет которого необходим
при анализе самых различных вопросов
поведения, клиники, наследственности,
природы эмоций, произведений искусства,
взаимоотношения людей. После появления
трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении
бессознательного.
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления:
теорию психоанализа (родоначальник З.
Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической
установки. Это два разных способа оперирования
феноменом бессознательного в его связях
с психикой в целом. Психоанализ рассматривает
сознание и бессознательное как взаимоисключающие
элементы психической деятельности. Психология
установки, напротив, имеет в основе идею
целостной психики - опирается на представление
о фундаментальном единстве человеческой
личности.
Современные представления
о феноменологии бессознательного предусматривают,
что в зоне ясного осознания находит свое
отражение лишь малая часть всех одновременно
поступающих из внешней и внутренней среды
организма сигналов. Эти сигналы используются
человеком для осознанного управления
своим поведением. Остальные сигналы также
используются организмом для регулирования
некоторых процессов, но на подсознательном
уровне. При возникновении обстоятельств,
затрудняющих выбор стратегии поведения
человека, требующие нового способа решения,
они попадают в зону ясного сознания, но
как только решение принято, стратегия
найдена, управление поведением передается
в сферу бессознательного. При этом сознание
освобождается для решения новых задач.
Поведенческие акты на бессознательном
уровне регулируются неосознаваемыми
биологическими механизмами. Они направлены
на удовлетворение биогенных и социогенных
потребностей, на сохранение организма
и вида. Бессознательное - это сфера психического
отражения, в которой образ действительности
и отношение к этой действительности субъекта
не является предметом специальной рефлексии;
это совокупность непроизвольных психических
процессов, система врожденных, безусловно-рефлекторных,
реакций. Сознание фокусируется на определенных
объектах, а бессознательное перерабатывает
второстепенную (в данный момент) информацию.
Однако сознание может оказывать определенное
влияние и на неосознаваемые процессы.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие
во сне (сновидения); ответные реакции,
которые вызываются неощущаемыми, но реально
воздействующими раздражителями ("субсенсорные"
или "субцептивные" реакции); движения,
бывшие в прошлом сознательными, но в силу
повторения, автоматизировавшиеся и поэтому
более неосознаваемые; некоторые побуждения
к деятельности, в которых отсутствует
сознание цели, и др.
Как зарождается бессознательное?
– этот вопрос также достоин внимания.
Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То, с чем мы познакомились только что – ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.
Следует упомянуть известный психологический механизм, делающий возможным распределение психологического материала между сознательным и бессознательным. При столкновении двух антагонистов, например при противопоставлении любви и ненависти, когда оба чувства направлены на один и тот же объект, более слабое должно уйти в бессознание. Бессознательное желание влияет в определенном направлении на важнейшие процессы душевной жизни.
Бессознание как психическое явление – это специфическое отражение действительности, выражение потребностей организма и переживание определенной модальности; оно способно к различению, выбору, творчеству, угадыванию.
Человеческая
деятельность сознательна в
Также одной из форм проявления бессознательного является установка. Этот психический феномен, направляющий течение мысли и чувств личности, обстоятельно изучен грузинской школой психологов. Установка – целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в определенном виде деятельности, общее предрасположение к действию. Если у человека плохая репутация, то любые его поступки вызывают подозрение. Иногда установка принимает негибкий, устойчивый, даже навязчивый характер, который называют фиксацией.
Информация о работе Сознание и бессознательное в психике человека