Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:34, реферат
СОКРАТ (Socrates) из Афин (469-399 до н. э.), античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после- Сократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 вв. к натурфилософии (ср. устоявшийся термин для этого периода: "досократики"), а последующего поколения софистов 5 в. - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.
Введение
1. Личность Сократа ……………………………………………………..4
2. Философские взгляды Сократа……………………………………….5
1. Этический рационализм Сократа……………………….5
2. Источники. Проблема достоверности ………………….7
3. Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа…....9
4. Смерть Сократа………………………………………………………..10
1. Посмертные легенды …………………………………...11
5. Заключение……………………………………………………………12
6. Список используемой литературы ………………………………….13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по дисциплине «Философия»
на тему
«Сократ. Личность и идеи»
Выполнила: Зыбина К.А. 1 курс заочное отделение 1510446
Проверил: Куринков И.С.
Содержание
Введение
СОКРАТ (Socrates) из Афин (469-399 до н. э.), античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после- Сократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 вв. к натурфилософии (ср. устоявшийся термин для этого периода: "досократики"), а последующего поколения софистов 5 в. - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.
Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Платонова ученика, Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно.
Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: который из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону.
Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа является комедия Аристофана «Облака», где Сократ представлен софистом и безбожником. Наконец, многие признают важным показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана.
Свои приёмы
исследования Сократ сравнивал
с «искусством повивальной
Сократ
— (жил в 469-399 годах до нашей эры), древнегреческий
философ из Афин, один из родоночальников
диалектики. Отыскивал истину путем постановки
наводящих вопросов (сократический метод).
Излагал свое учение устно; главный источник
сведений о его учении — сочинения его
учеников Ксенофонта и Платона.
Метод диалектики использовала для отыскания
истины путем постановки наводящих вопросов
- так называемого сократического метода
(Майевтика).
Цель философии
Сократа — самопознание как
путь к постижению блага;
С именем
Сократа связано первое
Сократ был
сыном каменотёса (скульптора) Софрониска
и повитухи Фенареты, у него был
брат по матери Патрокл[1]. Получил разностороннее
образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа.
Принимал активное участие в общественной
жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии.
Был учителем и старшим другом афинского
политика и полководца Алкивиада.
В 399
до н. э. ему
было предъявлено обвинение в том, что
«он не чтит богов, которых чтит город,
а вводит новые божества, и повинен в том,
что развращает юношество».
В ходе
своих майевтических бесед
Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).
Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм)[3].
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.
Постоянная
мысль Сократа — о том, что
правильное поведение и
Точно так же,
как нельзя хорошо поступать, не зная
добродетели, так и нельзя по-настоящему
любить, не зная, что такое любовь
и что должно быть истинным предметом
влечения. Тема любви (эроса) и дружбы —
наиболее хорошо засвидетельствованная
тема рассуждений Сократа (ср. Платон.
«Феаг» 128b: «я всегда говорю, что я ничего
не знаю, кроме разве одной совсем небольшой
науки — эротики. А в ней я ужасно силен»);
эта тема так или иначе была отражена в
сочинениях всех сократиков — Антисфена,
Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида мегарика.
Кроме очевидно присутствовавшей игры
словами, производными от «спрашивать»
и «любить», любовная тема был важна как
психологическое обоснование тождества
истины и добра: желать лучше узнать и
быть при этом безусловно благорасположенным
к узнаваемому предмету можно только любя
его; и наибольший смысл имеет любовь к
конкретному человеку, точнее, по Сократу,
к его душе, — в той мере, в какой она добродетельна
или стремится к этому.
В каждой душе есть
доброе начало, как у каждой души
есть демон-покровитель. Сократ слышал
голос своего «демония», предостерегавший
его или его друзей (если они
советовались с Сократом) совершать
те или иные поступки (замечательно,
что «демоний» Сократа проявлял
свою запретительную силу только в
случаях смертельной угрозы для
жизни, в менее важных случаях
он молчал). Свой внутренний голос Сократ
считал своеобразным оракулом, посредством
которого бог сообщает ему свою волю
— соответственно, Сократ не смел ослушаться
божественных указаний. Именно за это
подозрительное с точки зрения государственной
религии учение в конце жизни он был обвинен
в неблагочестии.
После поражения
Афин в Пелопоннесской войне (в ходе
которой Сократ трижды становился участником
военных сражений) в 404-403 годах в
городе была установлена проспартанская
«тирания тридцати», во главе которой
встал Критий, бывший слушатель Сократа.
Хотя Сократ никак не сотрудничал
со спартанской властью во время
тирании, спустя четыре года после свержения
диктатуры афиняне привлекли
Сократа к суду по обвинению в
расшатывании устоев государства, стараясь
таким образом найти причину
упадка демократической власти и
ослабления Афин после «века Перикла».
Обвинителей было трое: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон; текст обвинительного приговора сообщает Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь». Защита Сократа на суде стала поводом к написанию «Апологий», наиболее известная из которых принадлежит Платону. По приговору суда Сократ выпил цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании.