Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:30, контрольная работа
Данная контрольная работа посвящена изучению науки в зеркале философии ХХ века. Актуальность работы обусловлена тем, что философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Таким образом, наука и философия на протяжении многих столетий тесно идут друг с другом и определяют общий путь развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………….…….…3
Особенности философского и научного знания…………………..4
Современные научные и философские исследования…..….….…8
Философское и научное знание на рубеже тысячелетий…….…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………...….…….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………...14
Федеральное агентство связи
Сибирский
Государственный Университет
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Проверил: ___________________
Новосибирск, 2013г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Данная контрольная работа посвящена изучению науки в зеркале философии ХХ века. Актуальность работы обусловлена тем, что философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Таким образом, наука и философия на протяжении многих столетий тесно идут друг с другом и определяют общий путь развития.
Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Бертран Рассел по этому поводу сказал, что все точные знания принадлежат науке, все догматы по неточным знаниям – религии, а между ними - “ничья земля”, подвергаемая атакам со всех сторон. Это и есть философия [3, с. 27].
Существенные перемены, происходящие в современной науке, характеризуются учеными и философами как «радикальные изменения видения природы» (И. Пригожин), парадигмальный сдвиг, «эпистемологический поворот» и еще более сильно, как вообще смена вектора движения научной мысли в связи с синергетической парадигмой (Т. Григорьева).
Цель написания данной работы: исследовать развитие современной науки в зеркале философии ХХI века.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Дать характеристику особенностям философского и научного знания.
2. Изучить парадигму
3. Выявить специфику
1. Особенности философского и научного знания
Наука в качестве одной из ведущих отраслей человеческой деятельности на протяжении всей ее истории стоит перед проблемой своего обоснования. Это нашло свое выражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, образующих один из важнейших на сегодняшний день разделов философии – философию науки. В центре внимания последней находятся вопросы, касающиеся оснований науки, целей и стратегии научного исследования, обоснования критериев оценки и контроля познавательных действий и получаемых с их помощью результатов, понимания и оценки наиболее важных изменений в науке, демаркации науки и псевдонаук.
Философия сегодня понимается настолько противоречиво и спорно, что невозможно дать ее однозначное определение. И вместе с тем это не исключает возможность ее классификации по интересам к предметной проблематики: онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентная, позитивная, феноменологическая, герменевтическая; по социально-политическим взглядам: консервативная, леворадикальная, либеральная и др.; по иным основаниям: научная, ненаучная, профессиональная, житейская, рациональная, нерациональная, светская, религиозная и т.п [5, с. 127].
В XXI в. сформировался не
только новый взгляд на науку,
но и произошел поворот в
философской проблематике и
Наука на современном этапе развития не может быть задана однозначно, в частности, теми критериями научности, которые сформулированы в рамках позитивистской философии науки. Современное научное сообщество не просто объединяет ученых, специализирующихся в разных областях научного знания, в нем можно выделить сторонников по крайней мере трех научных программ, или парадигм, которые складывались исторически, — классической, неклассической и постнеклассической.
Эта классификация, являющаяся на сегодняшний день наиболее обоснованной, предложена и разработана B.C. Степиным. Эмпирическим материалом в описании истории науки послужили естественные науки, прежде всего физика. Однако эта схема периодизации была использована и для социогуманитарного знания в работах В.Г. Федотовой. Тем самым предложенная B.C. Степиным типология научного знания получила подтверждение и развитие.
Современному состоянию науки
соответствуют все три
В XX в. в самой науке проявились
тенденции, говорящие о том, что
возникла потребность в создании
целостной картины мира. Об этом
свидетельствуют системный
Если реальностью классической науки была так называемая вещная реальность (определенным образом организованное вещество), то реальность постнеклассической науки — сеть взаимосвязей, в которую включен человек. Изучение такого рода реальности невозможно в рамках дисциплинарно организованного знания. Так, экология, наука об окружающей среде, — это комплекс естественно-научных, технических и гуманитарных исследований. Эволюция в постнеклассической науке понимается прежде всего как коэволюция, как системно организованный процесс, сущность которого определяется идеей глобального эволюционизма. Наиболее характерной особенностью постнеклассической науки является синергетика — междисциплинарное знание, предмет которого — явление самоорганизации.
Синергетика (от лат. «sinergeia» — сотрудничество, кооперация, содружество) системное видение мира поднимает на новый уровень — уровень динамического подхода к структурированным целостностям. Синергетические процессы — это процессы, детерминированные целостностью, конфигурацией взаимодействий, местом в структуре. Важным аспектом самоорганизации является то, что части ведут себя согласованным образом. Синергетика отказывается от так называемого объективного описания мира и переходит к описанию проективному, она как бы предлагает проект действий, поскольку в рамках синергетического видения не может быть одной абсолютной истины.
Синергетика есть своего рода мост между системой как целостностью и частями, она ориентирована на взаимодействие, на согласованность целого и части, микро- и макроуровней. Отсюда актуальность синергетики пpи изучении таких систем, как «организм — окружающая среда».
Ориентация на познание открытых систем, неразрывно связанных с окружающей средой, в динамическом взаимодействии которых спонтанно рождается новый порядок, заставляет пересмотреть гносеологическую установку: что значит знать такие системы? Может ли знание о них быть точным, окончательным? Возможно ли относительно данных систем ставить такие же вопросы, как в классической науке: это найдено или сделано? это абсолютно или относительно? это реальное или кажущееся?
Современная философия науки формулирует различные онтологии реальности и ставит вопросы о новой научной рациональности. Возникают новые синтезы знания, которые изменяют структуру науки. Так, формирование междисциплинарных исследований является важнейшей характеристикой, в которой проявляется формирующееся холистическое мировидение. Сегодня как никогда нужен целостный, трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет адекватного понимания глобальных проблем и способов их решения. Реальность, в которой преобладают нелинейные процессы, неустойчивые саморазвивающиеся системы, в которой действуют эффекты когерентности, синхронистичности, синергийности, коэволюции, открывается подготовленному, соучаствующему сознанию.
2. Современные научные и
Что есть знание сегодня? С одной стороны, наука «еще не утратила память» о том, что научное исследование есть движение к Истине. С другой стороны, став «предприятием», социальным институтом, наука неизбежно приняла на себя все характерные черты этого рода деятельности. В прикладной науке знание принимает формы, ориентированные на технологическое использование, здесь главная его характеристика — не истинность, а эффективность.
В современную эпоху, отмечает П. Слотердайк, связи, которые обеспечивали в классическом мышлении нераздельное единство рефлексии жизни, рвутся. Подавляющая часть сегодняшних знаний об объекте не имеет никакой связи с «Я». В современном научном знании «Я» нигде не познает себя. Для современного мышления «внутренний мир» и «внешний мир», субъективное и вещи распались на два «чуждых мира» [2, с. 67]. Задачу современной философии П. Слотердайк видит в том, чтобы способствовать сохранению диалога, чтобы установить диалог против реализма.
В процессе развития философии науки
сложилось несколько
Многообразие вариантов
В фокусе внимания представителей новой
философии науки оказались