Социальная природа мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Содержание

1 Социальная природа мышления.........................................................................3
2 Мыслительные операции....................................................................................5
3 Основные формы мышления. ............................................................................7
4 Понимание............................................................................................................9
5 Решение мыслительных задач…………………………………………………9
6 Качества ума как свойства личности................................................................11
7 Что такое воображение......................................................................................13
8 Мыслительный процесс.....................................................................................19
9 Заключение…………………………………………………………………….22
10 Список использованной литературы………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная природа мышления.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

1 Социальная природа мышления.........................................................................3

2 Мыслительные операции....................................................................................5

3 Основные формы мышления. ............................................................................7

4 Понимание............................................................................................................9

5 Решение мыслительных задач…………………………………………………9

6 Качества ума как свойства  личности................................................................11

7 Что такое воображение......................................................................................13

8 Мыслительный процесс.....................................................................................19

9 Заключение…………………………………………………………………….22

10 Список использованной  литературы………………………………………..23

 

 

Социальная природа  мышления.

Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления.

 Мышление - это опосредованное  и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся  в познании сущности вещей  и явлений, закономерных связей  и отношений между ними.

 Первая особенность  мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать  прямо, непосредственно, он познаёт  косвенно, опосредованно: одни свойства  через другие, неизвестное - через известное.

 Мышление всегда опирается  на данные чувственного опыта  - ощущения, восприятия, представления  - и на ранее приобретённые  теоретические знания.

 Косвенное познание  и есть познание опосредованное.

 Вторая особенность  мышления - его обобщённость. Обобщение  как познание общего и существенного  в объектах действительности  возможно потому, что все свойства  этих объектов связаны друг  с другом. Общее существует и  проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

 Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности.

 Чувственной основой  мышления являются ощущения, восприятия  и представления.

 Через органы чувств - эти единственные каналы связи  организма с окружающим миром  - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается  мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации  является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые  перед человеком ставит жизнь,  он размышляет, делает выводы  и тем самым познаёт сущность  вещей и явлений, открывает  законы их связи, а затем  на этой основе преобразует  мир.

 Мышление не только  теснейшим образом связано с  ощущениями и восприятиями, но  оно формируется на основе  их. Переход от ощущения к мысли

- сложный процесс, который  состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

 Мышление выступает  главным образом как решение  задач, вопросов, проблем, которые  постоянно выдвигаются перед  людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку  что-то новое, новые знания. Поиски  решений иногда бывают очень  трудными, поэтому мыслительная  деятельность, как правило, - деятельность  активная, требующая сосредоточённого  внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс  не только познавательный, но  и эмоционально-волевой.

 Объективной материальной  формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и  для себя и для других только  через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в  виде системы знаний из поколения  в поколение. Однако существуют  и дополнительные средства передачи  результатов мышления: световые  и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют  условные знаки в качестве  универсального и экономного  средства передачи информации.

 Облекаясь в словесную  форму, мысль вместе с тем  формируется и реализуется в  процессе речи. Движение мысли,  уточнение её, связь мыслей друг  с другом и прочее происходят  лишь посредством речевой деятельности.

 Мышление и речь (язык) едины.

 Мышление неразрывно  связано с речевыми механизмами,  особенно рече- слуховыми и речедвигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

 Мышление - функция мозга,  результат его аналитико-синтетической  деятельности. Оно обеспечивается  работой обеих сигнальных систем  при ведущей роли второй сигнальной  системы. При решении мыслительных  задач в коре мозга происходит  процесс преобразования систем  временных нервных связей. Нахождение  новой мысли физиологически означает  замыкание нервных связей в  новом сочетании.

Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая  является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

Иногда это делается в  форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется  словами и предложениями в  сокращенном, свернутой виде, так  что мы не всегда и замечаем это  внутреннее проговаривание.

 Мыслительная деятельность  человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического  развития, в процессе изготовления  орудий труда и в ходе их  применения люди испытывали потребность  делиться своими мыслями друг  с другом, и в этом общении  вырабатывалась способность думать  и говорить.

 Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать  детей, передавая им в готовом  виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к  мышлению. Функция мышления —расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления — раскрытие  отношений между предметами, выявление  связей и отделение их от случайных  совпадений.

Мыслительные  операции.

В процессе мыслительной деятельности у людей выработались определенные приемы, или операции, мышления. Рассмотрим некоторые из них.

Анализ и синтез. Когда  мы изучаем какой-нибудь предмет, то нередко (в особенности если предмет сложный) расчленяем его на части и затем рассматриваем каждую из них отдельно. Как знакомят младших школьников с растением? Предлагают выделить его части: ствол, ветви, листья, корни. И затем уже определяют назначение каждой из этих частей.

 Но в процессе умственной  работы человеку приходится делать  и обратную мыслительную операцию: отдельные части или элементы  предмета соединять вместе. Так,  нельзя получить представления  о растении, если мысленно не  объединить его отдельные части  (ствол, листья, ветки, корни) в  одно целое. Прием объединения  отдельных элементов или частей  в целое называется синтезом.

 Анализ и синтез  — важнейшие мыслительные приемы. Многие процессы мышления включают  их. Умственная деятельность человека  есть, как говорил академик Павлов, деятельность аналитико-синтетическая.

 Мысленный анализ и  синтез возникли у человека  в результате практических действий  с предметами. «Уже разбивание  ореха,— писал Энгельс,— есть  начало анализа». Анализ и синтез  применяются и в самых простых  умственных операциях, и в очень  сложных мыслительных процессах,  связанных с творчеством.

Сравнение. Мысленное выделение (анализ) отдельных качеств предметов, а также объединение (синтез) отдельных элементов в целое дают возможность сравнивать друг с другом предметы и явления. Сравнение имеет большое значение в процессах мышления. К. Д. Ушинский считал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, что все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.

 Сравнивать предметы  и явления можно по одному  какому-нибудь признаку или по  целому ряду признаков и свойств;  так, климат двух стран можно  сравнить друг с другом по  средней годовой температуре,  а можно и по количеству  выпадающих осадков, по устойчивости  погоды, по преобладающим ветрам, по влиянию на здоровье жителей  и т. п.

Абстракция и конкретизация. В процессе мышления нередко приходится отвлекаться от ряда признаков предмета или от самих предметов, выделивкакой-то один признак или свойство. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о цвете благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, которые окрашены в зеленый цвет. Или, допустим, мы говорим: «сила — важное качество», но не поясняем конкретно, о какой силе идет речь: человека, животного, машины, о силе земного притяжения и т. п. В обоих случаях мы отвлеклись от целого ряда предметов, обладающих данными свойствами, и говорим о свойстве вообще. Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение одного, нужного для нас, называется абстракцией. Но если мы указываем на определенный предмет или подчеркиваем конкретный признак этого предмета, то здесь происходит процесс так называемой конкретизации. Мы говорим, например, о зеленом цвете обоев в комнате или высказываем мысль о том, что наш товарищ обладает большой физической силой. В том и другом случае мы имеем дело с конкретными понятиями, хотя они и выражены теми же словами, как и приведенные выше абстрактные понятия («цвет», «сила»).

Обобщение. Понятия образуются у человека в результате процесса обобщения, т. е. мысленного объединения  предметов и явлений, имеющих  общие свойства. Обобщения будут  правильными, когда предметы и явления  объединяются по существенному признаку. Так, мыслить понятие «металл» —  это значит выделить общие признаки, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др., и объединить их в одном  обобщающем слове — «металл». Но не всегда в основу обобщения берется  существенный признак. Иногда объединение  происходит по случайным признакам. Такие ошибки часто допускают  дети.

 К обобщению прибегает  писатель, беря некоторые черты  у отдельных людей и объединяя  в одном лице, создавая таким  путём типический образ литературного  героя. А. М. Горький говорил  о том, что необходимо очень  хорошо присмотреться к сотне  людей какого-либо класса для  того, чтобы приблизительно верно  написать портрет одного его  представителя.

Основные формы  мышления.

Думая о чем-либо, мы всегда оперируем понятиями. Понятие —  это мысль о предмете или явлении, отражающая общие и притом существенные его свойства. Если я вижу вещь, которая  состоит из доски, опирающейся на четыре ножки, и понимаю, каково назначение этого предмета, то у меня возникает  понятие «стол». Отдельные конкретные признаки в понятии могут не учитываться, как например цвет стола, размеры  его, наличие или отсутствие ящиков.

 Понятие отличается  от представления, которое является  образом предмета. Когда я представляю  дом, в котором живу, я мысленно  вижу именно этот дом, со  всеми его особенностями (новый,  из серых кирпичей, пятиэтажный). Когда же я мыслю: «Дом —  жилище человека», я не имею  в виду какой-либо определенный  дом, а пользуюсь понятием, обобщающим  любые дома. Поэтому понятие шире, чем представление. В понятиях  мы можем выразить го, что невозможно  представить в наглядном образе. Так, нам не удается мысленно  увидеть геометрическую фигуру, имеющую тысячу углов, но понятие  «тысячеугольник» имеется, и мы знаем, что практически такая фигура может существовать.

 Понятия выражаются  словами. Однако нельзя считать,  что понятие и слово тождественны. Во-первых, одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Например, слова «самолет», «аэроплан» обозначают один и тот же предмет. Во-вторых, одно и то же слово иногда выражает разные понятия. Так, словом «коса» называют заплетенные волосы женщины и орудие для кошения травы, а в географии — полуостров в виде узкой полосы земли, отмели. Наконец, на разных языках одно и то же понятие обозначается различными словами (по-русски — стол, по-английски — the table, по-немецки — der Tisch и т. д.).

Информация о работе Социальная природа мышления