Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:50, реферат
Цель данной работы изучить и проанализировать специфику философского мировоззрения.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Определить понятие мировоззрения;
Обозначить связь мировоззрения с философией;
Рассмотреть и проанализировать структурные элементы мировоззрения;
Изучить и проанализировать основные формы мировоззрения;
Определить специфику философского мировоззрения.
Введение
Исходя из характера решаемых
в философии вопросов, говорят, что
она на протяжении всей человеческой
истории выполняла и выполняет
сейчас две особо важные для каждого
человека функции: во-первых, мировоззренческую,
проявляющуюся в том, что результатом
всякого философствования является
осознание оснований
Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.
Актуальность данной темы
состоит в том, что философия
представляет собой высший уровень
и вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского
мировоззрения, в основе которого лежит
объяснение всего сущего через господство
необъяснимой, сверхъестественной силы
- Бога (был распространен в
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Цель данной работы изучить и проанализировать специфику философского мировоззрения. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
Определить понятие
Обозначить связь
Рассмотреть и проанализировать структурные элементы мировоззрения;
Изучить и проанализировать основные формы мировоззрения;
Определить специфику философского мировоззрения.
1. Понятие мировоззрения и его связь с философией
Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия.
Происхождение философии как особой интеллектуальной деятельности и формы знания относится к концу VII - началу VI вв. до н. э. Событие это происходит исторически независимо и одновременно в трех регионах Земли — Индии, Китае и Древней Греции, причем философские традиции, берущие начало в трех названных культурных центрах, оказались чрезвычайно важными.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения – мифологическое, художественное, религиозное и т. д. [10, С.14].
Философия - это такая форма
общественного и
В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. [6, С.8].
В зависимости от того, как
решается вопрос о соотношении духа
и материи, мировоззрение может
быть идеалистическим или
Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. Материальное и духовное - это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию.
Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.
С нравственно-психологической
точки зрения мировоззрение может
характеризоваться как
В практике общения, в литературе
понятие мировоззрения
Итак, обобщенная система представлений о мире и о себе, ценностных ориентаций и волевых побуждений, определяющая жизненную позицию субъекта, называется мировоззрением. [12, С.87]
Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.
Следующие по глубине уровни
отражения в этом плане – мировосприятие
и миропредставление. Здесь создается
уже цельная картина мира, обозначается
взаимосвязь процессов и
Понятийное отражение
– это самый глубинный уровень
отражения, связанный с абстрактным
мышлением и теоретическим
Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. [10, С.14].
Отметим еще один – исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия – это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии.
В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.[10, С.15].
Итоговое определение
соотношения философии и
2. Структурные элементы мировоззрения
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве - ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его. [6, С.12].
Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину - значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенными ценностными ориентациями.
Всякий предмет, любое
событие, вообще все имеет объективную
ценность или, если хотите, смысл, значимость,
положительную или
Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное. Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойствами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.
Отметим, что истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.
Проблема ценностей в
составе мировоззрения
Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры.
Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры - это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее "ясновидение", в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. [6, С.13].
Кроме того, у человека существует
нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая
необходимость веры: без нее, как
и без доказательного знания, жить
не только духовно, но и практически
невозможно. Да и никто и не живет
- ни самый отъявленный пессимист,
ни воинствующий атеист. При этом нельзя
противопоставлять разум и веру
или веру и знание как нечто "несовместное".
Старинная мудрость гласит: "Не только
как, но и во что мы верим, выражает
сущность духовного мира человека".
Скажем, вера в добродетель опирается
на чувство ее необходимости, на чувство
того, что она слита воедино
с моим сокровеннейшим Я, которое
нравственно воспитано и
Далее, нельзя отождествлять
веру вообще с религиозной верой.
Любой атеист тоже преисполнен веры
- в самого себя, в свои убеждения,
в своих близких, в то, что мир
есть "движущаяся материя, данная нам
в ощущениях". Ведь это никто
никогда не доказал и никто
никогда доказать не сможет, в это
можно только верить. Нельзя же учение
физики о материи считать