Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:29, реферат
Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия.
Средневековье - это период VII-XV вв., хотя
и эта периодизация во многом условна.
Роль церкви в жизни западноевропейского
средневекового общества, которое многие
историки называют христианским обществом
или христианским миров, была всеобъемлющей:
религия и церковь заполняли всю жизнь
человека феодальной эпохи от рождения
до смерти. Церковь претендовала на то,
чтобы управлять обществом, и выполняла
множество функций, которые позднее стали
принадлежать государству.
Средневековая церковь была организована
на строго иерархических началах. Во главе
ее стоял римский первосвященник - папа,
имевший собственное государство в Средней
Италии, ему были подчинены архиепископы
и епископы во всех странах Европы. Это
были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми
княжествами и принадлежавшими к верхушке
феодального общества. Монополизировав
в обществе, состоящем главным образом
из воинов и крестьян, культуру, науку,
грамотность, церковь обладала огромными
ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной
эпохи. Умело, пользуясь этими средствами,
церковь сосредоточила в своих руках огромную
власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее
помощи, осыпают ее подарками и привилегиями,
стараются «купить» ее расположение и
содействие.
Представить духовные искания средневекового
человека вне церкви невозможно. Именно
познание мира и Бога, вдохновляемое церковными
идеалами, породило красочную, многообразную,
живую культуру Средневековья. Именно
церковь создавала университеты и школы,
поощряла богословские диспуты и книгопечатание.
Все это обуславливает, тот факт, что главной
характеристикой европейской средневековой
философии является теоцентризм (в центре
Бог). В этот период философия развивается
в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную
функцию, поэтому большинство авторов
называют ее служанкой богословия.
Богословские сочинения нацелены на рациональное
обоснования догматов христианской веры,
и философия играет роль методологической
основы, не претендуя на отыскание истины,
которая трактуется как откровение. Центральными
проблемами средневековой философии можно
назвать проблему соотношения веры и разума,
которая легко интерпретируется как проблема
соотношения философии и теологии, спор
об универсалиях и различные способы доказательства
бытия Бога, сформулированные в сочинениях
разных авторов - наиболее значимыми следует
считать работы Ансельма Кентерберийского
и Фомы Аквинского.
Предпосылки возникновения, этапы и основные черты средневековой философии
Возникновение средневековой
философии очень часто
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее.
Наиболее сильное влияние на западную философию оказала христианская религия, поэтому далее будет обсуждаться именно она.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего , сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом (creatio - творение,создание).
Если греческая философия
выросла на почве античного
Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.
Что же касается философской мысли Средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии Средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов – от церкви.
В условиях жесткого диктата
церкви и господства власти философия
была объявлена служанкой
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты
обращались к императорам, преследовавшим
христианство. Они стремились доказать,
что христианство поднимает такие
вопросы, которые ставила и
Средневековая философия
склонна к софистике и
Античная философия
1.Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
2.Этап становления схоластики(
3.Расцвет схоластики(13 век–Бэкон,
Альберт Великий, Фома
Номинализм и реализм
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова.
Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким номиналистам принадлежал ,например Росцелин (XI-XII века). Если углубиться в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то определенную сторону баррикады, но я больше склонен все-таки к теории номиналистов, хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному определены, то есть теряется единственность определения, одно и то же понятие становится неоднозначным множественным определением (а может это наследие коммунистического атеистического воспитания?).
Однако, с другой стороны,
если взять какой-нибудь
Патристика
Патристика – совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Наиболее значительными представителями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и Августин Блаженный.
Патристика (лат. Pater - отец) христианское богословие 1-8 вв. Учение о боге первых христианских теологов. Патрес - отец, патристика - власть отцов церкви. В середине 1 в. формируется христианская религия. Для патристики характерны следующие черты:
А) борьба с гностицизмом.
Центральное место в
Учение гностицизма - это
одна из форм кризиса рабовладения
и попытка найти новый
Б) Борьба с манихейством. Манихейство - учение перса Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры о борьбе света и тьмы, добра и зла. Манихейство требовало от человека строжайшей воздержанности во всех пристрастиях человека, а также физического труда.
период в патристике (2-3 вв.) - апологетика. Среди апологетов выделяется Ориген. Его идея: построить на основе предпосылок христианской религии целостную философскую систему. Высшей точки развития патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский - на востоке и Августина - на латинском западе). Каппадокийский кружок - это положительное отношение к античной культурной традиции. Его участники выступают за объединение церкви на основе ортодоксии 1 вселенского собора. Ортодоксия - от греч. Orthodoxia - правоверие, согласие с учениями, проповедуемые церковью. Ортодоксия противостоит иноверию и ереси.