Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:07, контрольная работа
Термин «мировоззрение» неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир представляется расколотым на две части: на мое «Я» и оставшееся «не Я», которое включает в себя общество, других людей, природу. Основным вопросом всякого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Более конкретно он озвучивается в других вопросах: В чем смысл жизни? Что есть истина? Существует ли Бог? Есть ли счастье? Возможно ли личное бессмертие? Что такое мир в целом?
I. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия…………………………………………….....4
II. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции……………………………………..14
III. Философия в духовной культуре: философия и религия…………….18
IV. Список используемой литературы………
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра хорового дирижирования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине философия
на тему: Становление философии. Древний Восток.
Выполнила:
студентка ИЗО гр. 210 ДАХ,
Бальдирова Екатерина Сергеевна
Преподаватель:
Зарубина Людмила Павловна, доцент кафедры философских наук
Оценка «_______________________»
«_____» __________________ 2011 г.
ЧЕЛЯБИНСК 2011
Содержание.
Таблица определений философии…………………….
I. Мировоззрение и его структура. Исторические
типы мировоззрения. Мировоззрение и философия……………………………………………....
II. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции……………………………………..14
III. Философия в духовной культуре: философия и религия…………….18
IV. Список используемой литературы……………………………………..26
Таблица определений философии.
Предмет философии |
Способ познания мира |
Ранг философии |
1.Философия есть знание об абсолютном. И. Фихте 2. Философия есть наука исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Аристотель. 3. Философия- наука о нормальном сознании. В. Вильдебанд 4. Философия есть искусство понятий. С. Булгаков. |
1. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. С. Франк. 2. Философия есть мыслящее рассмотрение предметов. Г. Гегель. 3. Философия есть или знание, основанное на чистом разуме, или знание разума, основанное на эмпирических принципах. И.Кант. |
1. Философия – метаязык всех наук. М.М. Бахтин. 2. Философия – служанка богословия. Цезарь Бароний (характеристика средневековой философии). 3. Философия есть единственная наука, которая < … > как бы замыкает научный круг, и благодаря ей науки впервые только и получают порядок и связь. И. Кант. |
Термин «мировоззрение» неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир представляется расколотым на две части: на мое «Я» и оставшееся «не Я», которое включает в себя общество, других людей, природу. Основным вопросом всякого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Более конкретно он озвучивается в других вопросах: В чем смысл жизни? Что есть истина? Существует ли Бог? Есть ли счастье? Возможно ли личное бессмертие? Что такое мир в целом? Что есть добро, а что есть зло? Что такое красота и любовь? Эти и многие другие вопросы складываются в систему ответов на них, в воззрение человека на мир. Мировоззрение индивида основано на противоречивости взаимоотношений между миром внешним и миром внутренним, а потому антиномично. Отторжение «не Я» сопровождается стремлением к единству, а стремление к соединению с ним рождает его отрицание. В центре мировоззрения находится проблема человека, а назначением мировоззрения является наделение человека самыми общими представлениями и идеями о ценностях, которые регулируют его взаимоотношения с миром.
«Мировоззрение можно определить как систему наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в мире».1 Для его характеристики большое значение имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, нравственных ценностей, норм, идеалов и т.д. А. А. Радугин в своей книге «Философия. Курс лекций» (М: Центр, 2001) выделяет в структуре мировоззрения четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. В основе его лежат обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные и научные. Он являет собой конкретно-научную и универсальную картину мира, а также систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Данный компонент основан на ценностях, идеалах, убеждениях, верованиях, нормах, и т. д. Важно, чтобы человек полагался не только на общественные знания, но и учитывал определенные моральные нормы и нравственные ценности, которые являются своеобразными общественными регуляторами. Под понятием «ценность» подразумевается «свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей»2. Представления о добре и зле, значении жизни, любви, счастье и горе – все это входит в человеческую систему ценностей. Формируется определенная иерархия ценностей, вершиной которой являются абсолютные ценности, негласно зафиксированные в общественных идеалах.
Социальные нормы (моральные, религиозные, правовые) представляют собой следствие оценки человеком своих отношений с другими людьми. Эти социальные нормы регулируют повседневную жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. Однако в них большей мере, чем в ценностях, присутствует момент приказа, требования поступать так или иначе. «Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением»3.
3. Эмоционально-волевой компонент. Ценности и нормы реализуются в практических поступках посредством эмоционально-волевого усилия, превращение их в личные взгляды, убеждения, верования. Здесь необходима выработка определенной «психологической установки на готовность действовать»4.
4. Практический компонент.
Мало обобщить знания, ценности, убеждения,
установки, важно быть реально готовым
воплотить их в своем поведении. Мировоззрение
– это еще и готовность человека подтвердить
свои убеждения в конкретной ситуации.
«Без практической составляющей мировоззрение
носило бы крайне абстрактный, отвлеченный
характер. Даже если это мировоззрение
ориентирует человека не на участие в
жизни, не на действенную, а на созерцательную
позицию, оно все равно
проектирует, стимулирует определенный
тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить «мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения».5
Существует и несколько
иная интерпретация структуры
«По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения»6. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно, он опирается на здравый смысл, а также на обширный и многообразный повседневный опыт. Часто этот уровень называют жизненной философией. Такова основная сфера функционирования мировоззрения, т.к. как раз на этом уровне оно входит в социальное и индивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение весьма неоднородно, как и его носители, которые разнятся между собой по уровню культуры, образования и воспитания. Национальные и религиозные традиции, уровни образования, духовно-нравственной и интеллектуальной культуры, характер профессиональной деятельности, - все это оказывает огромное влияние на формирование жизненно-практического мировоззрения.
Этот уровень мировоззрения, несмотря на то, что вбирает в себя традиции, передаваемые из поколения в поколение, определенные жизненные навыки, определенный познанный опыт конкретного индивида, часто не отличается продуманностью и обоснованностью, хотя, безусловно, помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.
На ином, более высоком уровне мировоззрения, который имеет теоретическую направленность, эти недостатки преодолеваются. Философия, наряду с наукой, принадлежит именно к этому уровню разрешения мировоззренческих проблем.
«В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность, как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей»7.
Философ является не только творцом мировоззренческих систем, он также рассматривает мировоззрение, как предмет теоретического анализа.
«Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности.
В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии»8.
Исторические типы мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология, т.к. она возникает на самой ранней стадии развития общества. То время человечество в форме мифов и сказаний пыталось дать ответ на такие важные вопросы, как сотворение и устройство мира, возникновение явлений природы, животных и людей.
Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Одновременно огромное внимание уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, а также всевозможным испытаниям, подстерегающим человека на жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
«Мифологическим мировоззрением можно назвать мировоззрение, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них»9. Мифологическое мировоззрение носит мистический характер, одной из его особенностей является обожествление природы, зверей, явлений. Одна из особенностей мифа, которая безошибочно отличает его от науки, состоит в том, что миф объясняет «все», так как для него нет ничего непознанного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. Миф служит не столько для того, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Задача мифа заключается в том, чтобы дать человеку оправдание определенных общественных устоев, для установления норм поведения, санкционирования определенного типа верований. «Мифология включала в себя социальные правила, знания о морали, нормах поведения, искусстве, знания о самом человеке. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний»10.
Для первобытного человека было невозможным зафиксировать свое знание, а также убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. «В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует»11. В мифологии человек сливается с природой, как ее неотделимая часть, растворяется в ней. Главное значение мифов – установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечение внутреннего согласия человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной формой мировоззрения. В этот же период существовала и религия.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, «развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания»12. Как и мифология, религия обращается к духовному миру человека. Но в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а «глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса»13. Созидательная всемогущая сила – Бог – творец мира – стоит над природой и вне природы. «Бытие Бога переживается человеком как откровение»14. Как откровение, человеку дается знание, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. В недрах религиозного мировоззрения выделились монотеизм (вера в единого Бога) и политеизм (многобожие).
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали различные формы на Востоке и Западе. Но объединяющим фактором было то, что в центре любого религиозного мировоззрения находится поиск высших ценностей и истинного пути жизни, а также то, что эти ценности и ведущий к ним путь «переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все поступки человека и даже его тайные помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному критерию»15. Стержнем религии является вера в живого Бога и общение с Ним посредством молитвы.
Религиозное мировоззрение
подразумевает наличие
Философское мировоззрение.
«Философское мировоззрение есть теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще».16 Философское мировоззрение обобщает в себе опыт духовного и практического освоения мира. Оно появилось в 8-6 столетии до нашей эры как результат длительного исторического развития и созревания. Своим источником философское мировоззрение, подобно религиозному, имеет мифологию, однако опирается на научные знания о мире и человеке, критически относится ко всему, в том числе и к себе самому. Проблемы мировоззрения на философском уровне обретают свою доказательность. Философия апеллирует не к вере, но к разуму. Философское мировоззрение всегда находится в поиске истины и использует абстрактно-понятийную форму постижения действительности. Данный тип мировоззрения имеет предельно широкий уровень обобщения (принципы, категории), выходящие на границу бытия и небытия. Существует мнение, что философское мировоззрение было и остается не принадлежностью масс, но творчеством отдельных личностей, - философов. Им владеют лишь некоторые люди, а в современных условиях – избранная часть интеллигенции. «Философия есть высший этап развития мировоззрения и высший его уровень».17