Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 07:18, реферат
Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический Университет»
Институт
Электронного обучения
«Электроэнергетика и электротехника»
Структура общественного
Реферат
по дисциплине:
Исполнитель: |
|||||
студент группы |
З-5Г2А1 |
Горяйнов Владислав Владимирович |
05.01.2015г. | ||
Руководитель: |
|||||
преподаватель |
|||||
Содержание
Введение
Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.
Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношению к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу таких процессов могут быть отнесены ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина, каким он представляется человеку в данный момент. Память – позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление – обеспечивает решение задач путём использования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания – закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит – «я» человека и его не – «я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своём сознании это противопоставление и различие. Человек единственный среди живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от не «я», это и есть путь, который проходит человек в детстве, осуществляется в процессе самосознания человека.
Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и вносится в него необходимые коррективы и т.д.
Наконец четвёртая характеристика – сознания включение в его состав определённого отношения. «Моё отношение к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях, нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений.
1.Структура сознания.
Понятие “сознание”
не однозначно. В широком смысле слова
под ним имеют в виду психическое отражение
действительности, независимо от того,
на каком уровне оно осуществляется - биологическом
или социальном, чувственном или рациональном.
Когда имеют в виду сознание в этом широком
смысле, то тем самым подчеркивают его
отношение к материи без выявления специфики
его структурной организации.
В более узком
и специальном значении под сознанием
имеют в виду не просто психическое состояние,
а высшую, собственно человеческую форму
отражения действительности. Сознание
здесь структурно организовано, представляет
собой целостную систему, состоящую из
различных элементов, находящихся между
собой в закономерных отношениях. В структуре
сознания наиболее отчетливо выделяются
прежде всего такие моменты, как осознание
вещей, а также переживание , то есть определенное
отношение к содержанию того, что отражается.
Способ, каким существует сознание, и каким
нечто существует для него, это - знание.
Развитие сознания предполагает прежде
всего обогащение его новыми знаниями
об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и
религиозное осознание мира, а также чувственный
и рациональный уровни сознания. Ощущения,
восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают всей его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания как
свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие
на нас предметы, события вызывают в нас
не только познавательные образы, мысли,
идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать,
восхищаться, любит и ненавидеть. Познание
и творчество - это не холодно-рассудочное,
а страстное искание истины.
Без человеческих
эмоций никогда не бывало, нет и быть не
может человеческого искания истины. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни человеческой
личности включает в себя собственно чувства,
представляющие собой отношение к внешним
воздействиям (удовольствие, радость,
горе и др.), настроение или эмоциональное
самочувствие (веселое, подавленное и
т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние
и т. п.).
В силу определенного
отношения к объекту познания знания получают
различную значимость для личности, что
находит свое наиболее яркое выражение
в убеждениях: они проникнуты глубокими
и устойчивыми чувствами. А это является
показателем особой ценности для человека
знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства,
эмоции суть компоненты человеческого
сознания. Проц... есс познавания затрагивает
все стороны внутреннего мира человека
- потребности, интересы, чувства, волю.
Истинное познание человеком мира содержит
в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание
не ограничивается познавательными процессами,
направленными на объект (внимание), эмоциональной
сферой. Наши намерения претворяются в
дело благодаря усилиям воли. Однако сознание
- это не сумма множества составляющих
его элементов, а их гармоничное объединение,
их интегральное сложноструктурированное
целое.
Сознание
- свойство высокоорганизованной материи.
Сознание
и мозг.
Человеческий
мозг - поразительно сложное образование,
тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная
система и вместе с тем подсистема, включенная
в состав целостного организма и функционирующая
в единстве с ним, регулирующая его внутренние
процессы и взаимоотношения с внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают,
что именно мозг есть орган сознания, а
сознание - функция человеческого мозга?
Прежде всего
тот факт, что от уровня сложности организации
мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной
способности сознания. Мозг первобытного,
стадного человека был слабо развит и
мог служить органом лишь примитивного
сознания. Мозг современного человека,
сформировавшийся в результате длительной
биосоциальной эволюции, представляет
собой сложноорганизованный орган. Зависимость
уровня сознания от степени организации
мозга подтверждается еще и тем, что сознание
ребенка формируется, как известно, в связи
с развитием его мозга, а когда мозг глубокого
старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
Нормальная
психика невозможна вне нормально функционирующего
мозга. Как только нарушается и тем более
разрушается утонченная структура организации
материи мозга, разрушаются и структуры
сознания. Когда повреждаются лобные доли,
больные не могут продуцировать и осуществлять
сложные программы поведения; они не имеют
устойчивых намерений и легко возбуждаются
побочными раздражителями. При поражении
затылочно-теменных отделов коры левого
полушария нарушаются ориентировка в
пространстве, оперирование геометрическими
отношениями и т.д. Известно, как деформируется
духовный мир личности, а нередко происходит
ее полная деградация, если человек систематически
отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
Экспериментальные
данные различных наук, таких как психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности
и др., неопровержимо свидетельствуют
о том, что сознание неотделимо от мозга:
нельзя отделить мысль от материи, которая
мыслит. Мозг с его сложными биохимическими,
физиологическими, нервными процессами
является материальным субстратом сознания.
Сознание всегда связано с этими протекающими
в мозгу процессами и не существует помимо
них. Но не они составляют сущность сознания.
1.1 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.
Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует – общественную психологию, а второй – идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.
Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
–политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.
–правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;
–мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;
–искусство – особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности через художественные образы;
–религия и философия – наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определённой эпохи. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект – объект » не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в это мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по – человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность такая же, как например государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной жизни, но также как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно – субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и даже мертво.
Но, подчеркивая единство общественного бытия, и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединённость. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности, реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздёйствие приобретало всё более опосредственный характер – через государство, политические и правовые отношения и др., а обратное воздействие общественное сознания на бытие приобретает, напротив, всё более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытиё заключается в способности сознания правильно отражать бытиё.
Сознание, как отражение и как активно – творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытиё оно может, как оценивать его вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на всё бытиё в целом, вскрывая смысл его эволюции, предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного человеком индивидуального сознания. Относительно сознания писал и такой учёный как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляют источник всех наших знаний… Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат комбинаций…. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально».1 Власть общественного целого, над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становлению личности.
Индивидуальное сознание – это сознание отельного индивида, отражающее его отдельное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытиё. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностью сознания отдельных индивидов оно несёт в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознаний. Как совокупное сознание индивидов, выработанное в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.