Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:27, реферат
СФормирование общества нового типа длится весьма продолжительно. В I–IV вв. н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющей всё сущее. Теоцентризм (греч. theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он – центр мироздания, активное и творящее его начало.
Вопрос 14
Средневековая философия
Формирование общества нового типа длится весьма продолжительно. В I–IV вв. н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой философии. Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющей всё сущее. Теоцентризм (греч. theos – Бог) – такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он – центр мироздания, активное и творящее его начало.
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.
Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего,
сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу,
которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира. Такое
мировоззрение характерно для
средневековой философии и
природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Философия средневековья – очень сложный и противоречивый
процесс. Происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия одного бога (утверждался монотеизм). Смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное значение как для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей истории основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и другим людям, к власти, государству, истории, знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Роль философии сводится к служению религии. Принято делить всю средневековую философию на два периода, имеющих качественное различие, а именно – патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater –отец) – учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это происходило в период с I по VIII (V) в. Схоластика (от греч. школа) представляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую)
мудрость, в которой средствами формально-логических рассуждений
доказывались догмы
Ревеляционизм (от лат. revelatio – откровение) относится к принципу познания мира; он состоит в том, что самый надежный способ познания божественных истин состоит в постижении скрытого смысла священных писаний, заключающих в себе божественное откровение. Рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается высшим и более значимым для человека.
Основные проблемы философии средних
веков
* Защита и обоснование религиозной догматики.
* Проблема бытия Бога.
* Соотношение разума и веры.
* Отношения между Богом и миром.
* Проблема теодицеи.
* Природа универсалий.
* Свобода человеческой воли и предопределение.
*борьба номинализма и реализма
Период патристики (II - VI вв.)
Патристика - это классический период
в средневековой философии, включающий
в себя совокупность теологических, философских
и политико-социологических доктрин христианских
мыслителей, названных "отцами Церкви".
Здесь происходит становление системы
христианской теологии на основе религиозных
убеждений и в связи с распространением
философии.
"Отцы Церкви", с одной стороны, критиковали
философию как попытку "притязать на
мудрость" в то время как единственно
мудрым может быть только Бог, но, с другой
стороны, они не могли обойтись без философии.
Поэтому у них намечается примирительная
линия по отношению к античной философии,
прежде всего к Аристотелю и мыслителям
эллинистической эпохи.
Основные черты философской патристики
* От поздней античности средневековую
философию отделяют две принципиальные
идеи: Творения и Откровения.
* Онтология патристики зиждется на идее
Бога как абсолютного бытия.
* В рамках патристики выделяют два толкования
бытия Бога: в катафатической и в апофатической
теологии.
* Катафатическая теология описывает Бога
как сосредоточие блага, справедливости
и всемогущества.
* Апофатическая теология считает, что
Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не
поддается определениям, ибо находится
за пределами бытия и качественности.
Особенностью сочинений отцов церкви периода патристики является то, что в них наряду со знанием текстов Священного писания отражено все богатство и многообразие античной философии. Это объясняется тем, что создатели святоотеческой философской литературы были образованнейшими людьми своего времени. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:
На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как: Тертуллиан (160 — 220), Ориген (ок. 185 — 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 — 258), Евсевий Памфил (ок. 260 — 339), Афанасий Великий (295 — 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 — 390), Василий Великий (ок. 330 — 379), Амвросий Медиоланский (333/334 — 397), Григорий Нисский (335 — после 394), Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430) и др.
Круг проблем, интересовавший представителей патристики, был широким. По сути дела вся проблематика античной философии в той или иной мере осмысливалась и отцами христианской церкви. И все же на переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире.
христианские философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Волевые усилия людей и их деятельность стали рассматриваться сквозь призму их соответствия божеским установлениям. Ответственность за совершающееся в мире переносится за пределы мира. “Не судите, да не судимы будете” — читаем мы в Библии. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.
Решение основной проблемы
отношения человека к внешнему миру,
к Богу и другим людям требовало
философского анализа и других проблем.
Существенной здесь была проблема соотношения
знания и веры. Приоритет отдавался
вере. Однако и авторитет знания
был достаточно высок. При этом знание
часто рассматривалось как
Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.
Большое внимание христианскими философами периода патристики уделялось пропаганде заповедей религиозной морали. Сочинения, посвященные этому, поражают глубиной проникновения в духовный мир человека, знанием человеческих страстей и желаний. Для этих сочинений характерен всепроникающий гуманизм.
В своих сочинениях отцы церкви стремились дать конкретные рекомендации тем, кто стремился избежать греха и спастись от гнева Божия.
Вопрос 15
Схоластика (IX-XII вв.)
Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что
она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.
Термин «схоластика» происходит от греческого слова schole – «школа»; «схоластика» – значит «школьная философия».
Этот период характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название
Одной из важнейших проблем схоластики выступает проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.
Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)
Периодизация схоластической
философии
* Начальный период - 12 век
* Расцвет схоластики - 13 век.
* Период упадка схоластики - 14 век.
Главные проблемы
Проблема универсалий. Её возникновение
и развитие служит снованием для периодизации
внутри схоластики. Учение о "двух
истинах" - божественной, содержащейся
в священных текстах, и человеческой, которую
дают философские размышления.
Законы и правила логики, используемые
в богословской догматике для обоснования
истинности священного Писания. Соотношения
сущности и существования.
Проблема теодицеи - оправдания Бога в
виду господства в мире зла.
Фома Аквинский (1225/1226 — 1274)
считается самым крупным
По мнению Фомы Аквинского, отношение к выдающимся предшественникам наряду со знанием Библии является основой преподавания философии. Такая установка побудила его написать ряд комментариев к трудам философов прошлого (Боэция, Аристотеля). Но главными его философскими сочинениями стали “Сумма против язычников” и “Сумма теологии”. Особенностью философии Фомы Аквинского является то, что он высоко ценил идеи Аристотеля, стремился дать им такую интерпретацию, чтобы создать последовательную систему, связанную с утверждением христианской веры
Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.
Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, выступающий создателем мира и вдохновителем его развития. Бог, по учению Фомы, представляет собой вечное, наисовершеннейшее духовное существо, это — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которой из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
В произведении “Сумма теологии” приводятся пять доказательств существования Бога:
Фома считал Бога благом и источником блага. Бог, по мнению христианского мыслителя, вездесущ и выступает источником любви и радости. Он добр и ему чуждо чувство ненависти. Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными. Однако даже человеческая душа лишена способности непосредственного содержания Бога и Божественных идей, но ей открыт путь рационального познания.
Западная христианская философия развивалась в полемике между сторонниками разных точек зрения на соотношения общего и единичного. Схоласты предложили несколько решений этого вопроса. Основных решений данного вопроса было два. Первое, отстаивавшееся Иоганом Скотом (Эриугеной) (810 — 877), Ансельмом Кентерберийским (1033 — 1109), Альбертом Великим и Фомой Аквинским, состояло в утверждении, что общее или “универсалии существуют реально, независимо от человеческой мысли речи”, подобно платоновским идеям. Взгляд этот получил название “реализма”.