Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:58, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании символического компонента магии, в том числе в структуре современной культуры.
Для достижения цели поставлены такие задачи:
1. выявить возникновение символического аспекта магии;
2. рассмотреть роль функционирования символов магии, основываясь на научных теориях о символах (А.Ф. Лосев, К.Г. Юнг, М. Мамардашвили, А. Менеггетти, Н.В. Гринёвой и др.);
3. исследовать тенденции в функционировании магии в современной культуре, а также их трансформацию.
Введение……………………………………………………………………..6
Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление……….7
1.1. Общая характеристика магии…………………………………………..7
1.2. Теории символа…………………………………………………….…....17
1.3. Символы в украинской народной культуре…………………………...27
Раздел 2. Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему.
2.1 Магия в пространстве современной культуры.
2.2.Символизм магии в массовой культуре.
Раздел 3. Охрана труда.
Заключение.
Список использованных источников.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление……….7
1.1. Общая характеристика магии…………………………………………..7
1.2. Теории символа…………………………………………………….….
1.3. Символы в украинской народной культуре…………………………...27
Раздел 2. Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему.
2.1 Магия в пространстве современной культуры.
2.2.Символизм магии в массовой культуре.
Раздел 3. Охрана труда.
Заключение.
Список использованных источников.
Введение
Современная культура представляет
собой очень сложное
Массовая культура активно использует сюжеты и символы из магического арсенала. Верховная Рада Украины выносит на повестку дня вопрос о налогообложении магов, экстрасенсов. Интернет - сайты переполнены материалами о практической магии; в глобальном пространстве интернет – коммуникации сложилось сообщество людей, которые идентифицируют себя по этой принадлежности. Невиданной популярностью пользуется литература, которая построена на магических сюжетах, использует символический язык и символические образы (Д. Андреев, М. Булгаков, П. Коэльо и др.)
Таким образом, магия и её символический язык являются реальностью сегодняшнего дня, с которой имеют дело не только учёные – исследователи, но и медики, правоохранительные органы; повышенный интерес к ней проявляет молодёжь. Все эти проявления магии не укладываются только в понятия «пережитки прошлого», «суеверия». Проблема настолько современна и реальна, что уже давно перешла из сферы т.н. нетрадиционной науки в науку традиционную, и стала объектом современных разработок в области истории, социологии, философии, психологии, религиоведения. В это состоит актуальность данной работы.
Цель работы заключается в исследовании символического компонента магии, в том числе в структуре современной культуры.
Для достижения цели поставлены такие задачи:
1. выявить возникновение символического аспекта магии;
2. рассмотреть роль
3. исследовать тенденции в функционировании магии в современной культуре, а также их трансформацию.
Объектом исследования является символический аспект магии.
Предметом изучения является проявление и тенденции развития символов магии в поле современной культуры.
В работе использовались труды таких учёных, как Дж. Фрезера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Мосса, М. Холла, Б. Малиновского, А. Григоренко, С. Токарева, А.Ф. Лосева, К.Г. Юнга, современных исследователей – О. Береговой, в том числе украинских – З. Болтарович, Н.В. Гриневой.
Источниковедческую базу составили:
энциклопедическое издание о магии и символах Мэнли Холла, Л. Леви-Брюля, О. Береговой. Одним из основных источников стала книга З. Болтарович «Народна медицина українців». Автор, З.Болтарович, украинский учёный, основное внимание уделяла полевым исследованиям, в течении 20 лет систематически выезжала в научные экспедиции, побывала почти во всех регионах Украины. Она собрала большой по объёму и в большинстве случав уникальный материал и дополнила его многочисленными архивными источниками.
Одной из особенностей работы, а может, и её сложность, заключается в том, что исследование потребовало использования материала, который был накоплен, т.н. нетрадиционными науками.
В СССР магия, эзотеризм, относили к таким научным проблемам, которые редко становились объектом исследования, в то время как за границей интенсивно разрабатывались (в постсоциалистических странах, этот социокультурный феномен стал самостоятельным объектом исследования только в 80 – е гг).
Ученым не хочется прослыть идеалистами или оказаться в числе учёных, занимающихся в области нетрадиционной науки, если они станут заниматься этой проблемой. Неразработанным является также категориальный апарат: только вводятся в официальную науку понятия «мистический опыт», «встречи с трансцендентным», «реальность сверхъестественного», «тайнознание» и др.
Новизна в исследовании проблемы заключается в попытке наметить тенденции развития (трансформации) магии в поле современной, в том числе массовой культуры.
Методология работы включает в себя использование конкретно-исторического похода в изучении символического аспекта магии. Это позволило проследить появление символов, выявить их природу, роль, значение в магии и культуре и показать особенности их функционирования на различных этапах стратегического развития.
В интерпритации символов и их наличия в поле современной культуры я использовала прежде всего теорию символов А.Ф.Лосева и психологическую парадигму смиволов и архетипа К.Г. Юнга.
Использовался междисциплинарный подход: требовалось использовать и обобщить данные истории, религиоведения, психологи с использованием философской интерпретации.
Апробация результатов исследования были представлены в публикации «Закономерности функционирования и трансформации символов в современной культуре» (Международная научная конференция студентов и аспирантов, IX Харьковские студенческие философские чтения, 25-26 апреля 2013 года, г. Харьков).
Работа состоит из введения, двух частей с параграфами, заключения, списка использованной литературы и источников. Во введении сформулированы актуальность и новизна работы, цель и основные задачи, обозначены объект и предмет исследования, научно-теоретическая база, методология, апробация и структура работы.
В первом разделе «Символизм в магии», рассматривается общая характеристика магии, теории символа и символы в украинской народной культуре.
Во втором разделе «Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему» будет рассмотрена магия в пространстве современной культуры и символизм магии в массовой культуре.
В заключении подводятся итоги всей дипломной работы.
Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление
1.1. Общая характеристика магии
Магия (лат. magia) - колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир.
Слово «магия» имеет древнегреческое происхождение и в его основе лежит древнеперсидское (аккадское) название ассирийского жреца «маг», буквально означающее «мудрый», «мудрец».
Со временем в научной литературе словом «магия» (колдовство) стали обозначать первоначальные этапы в развитии религии.
Магия не сводится к системе одних только обрядов и ритуалов, она представляет собой сложное явление, включающее в себя, во-первых, веру в существование особых магических связей и отношений, во-вторых, убеждение в возможность для человека влиять сверхъестественным способом на эти связи и отношения, и в-третьих, специальный механизм (манипуляции, обряды, фетиши) для овладения этими связями и отношениями. (Григоренко, стр. 11-13)
Другими словами, магия - одна из форм иллюзорно-фантастического отражения действительности, которая основывается на вере человека в существование особых сверхъестественных связей и отношений и в возможность пользоваться последними в целях оказания особого влияния на природу и общество, посредством специальных средств и приёмов.
Магия, как одна из форм первобытных верований, появляется на заре существования человечества. Именно тогда человек стал задумываться над теми явлениями, которые происходили с ним и вокруг него. Возникновение магии относится к периоду первобытного общества, точнее — к эпохе каменного века. Имеются данные о том, что магические обряды и верования существовали уже у неандертальца, жившего 80—50 тысяч лет назад. Речь идет о захоронениях (складах) медвежьих костей в мустьерских пещерах Драхенлох (Швейцария), Петерсхеле (Германия), Регурду (Франция), в которых сохранились свидетельства охотничьей магии (пещерные медведи в то время были одними из главных объектов охоты). Первобытные люди, сохраняя медвежьи черепа и кости, надеялись, что это даст возможность убитым животным вернуться к жизни и тем самым умножить стадо. Ещё в конце XIX века у многих племен, сохранивших первобытный уклад жизни и имевших аналогичные обряды захоронения костей и черепов убитых животных, этим обрядам давалось именно такое объяснение. Даже народы, принявшие христианство многие столетия тому назад и находящиеся на высокой ступени исторического развития, еще совсем недавно имели аналогичные верования. (Григоренко,стр.13)
Как уже было отмечено выше, истоки магии берут начало в первобытном обществе. Однако воспроизводство магии осуществлялось в любом обществе, на различных этапах его развития (включая современное), потому что существуют их предпосылки. Выделяют предпосылки: гносеологические и психологические.
Рассмотрим их наличие в первобытном обществе.
I. Гносеологические предпосылки.
Они заключаются в особенностях мышления. Уже сознание первобытного человека отражало объективный мир не пассивно: оно активно перерабатывало информацию, получаемую при помощи органов чувств, для выработки стратегии предсказания будущего. Знание будущего, т.е. знание о том, чего следует ожидать, всегда имело высокую социальную ценность. Первобытный человек использовал два способа предсказания будущего:
1) опирался на систематическое
наблюдение предметов и их
взаимосвязи; опирался на
2) в силу ограниченности
своего практического и
Л. Леви-Брюль так объясняет процесс функционирования первобытного сознания:
1) первобытный человек не отбрасывает второстепенное в восприятии предметов (так изображение человека так же реально, как и сам человек; вот почему первобытные люди не хотят, чтобы европейцы их фотографировали; имя считалось носителем свойств его обладателя; вот почему после болезни имя менялось);
2) уверенность в реальности того, что увидели во сне;
3) действие закона партиципации (сопричасности);
4) мышление не избегает противоречий;
5) оно мало склонно к анализу, а память играет очень большую роль. (Леви-Брюль Л.Сверхестесственное в первобытном мышлении).
Вот пример такого рассуждения: «Птицы, особенно орлы и соколы, слышат все; этой способностью наделены и их перья: они также слышат, как говорят индейцы, они также наделены мистическими способностями».(Жадан, стр. 305)
Одним из способов ориентирования
первобытного человека было умозаключение
по аналогии (на основании сходства,
уподобления одних явлений
Появлению магических приемов способствуют также особенности языка первобытного человека. У него два языка: членораздельно – звуковой и язык жестов. Есть также специфические языки для определенных случаев, языки, предоставленные только отдельным лицам (для мужчин и женщин, шаманов).
Число также наделяется первобытным человеком мистическими свойствами. Например, «1» - обозначает единство, «2» - хаос, беспорядок, несчастье (двуличие, раздвоенная душа, двойственность, двуликий Янус). У каждого народа есть свои священные числа. У славян, например «3», для индейцев – «4» (для четверки знак – крест).
В соответствии с таким мышлением находятся и способы действия, и само поведение людей. Первобытный человек считает, что без магических операций не стоит приниматься за дело. «Охотники чироки возвращаясь после удачной охоты на стоянку, зажигают на тропе огонь для того, чтобы вождь оленей не мог следовать за ним и причинить ему болезнь, например ревматизм». (мифы народов мира)
«Знаки» - видит первобытный человек везде, это проявление невидимого мира. Знаки доступны специалистам – колдуну, шаману, волхву». Там же
«Белые не понимают, почему проводники проявляют лень, строптивость, неисполнительность. На самом деле негр, проснувшись, мог увидеть какой-нибудь знак, предвещающий беду для него и отряда. Вот почему везде (на охоте, войне и т.д.) ничего не делается без мнения и совета гадателя, колдуна» (Мифы народов мира).
Переход от гадания к магии совершается незаметно. Гадание занимается обнаружением отношений, магия – их использованием. На практике они объединяются. Вот еще один парадокс. Там, где закрепляется религия, мистические операции происходят тайно и считаются скорее преступными, осуждаются.