Томас Мор: «Утопия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:28, реферат

Краткое описание

Тема социальной утопии, мечты о лучшей жизни, на частную и справедливую власть, на равенство граждан и отсутствие классового расслоения еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей. О местах, которых в реальной жизни нет, и совсем не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон. Но создание модели совершенного государства, пусть даже без указания путей и способов образования этого места, бесспорно, является заслугой Томаса Мора, который написал «Утопию», сделавшую имя своего автора бессмертным и всюду известным.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….стр.2
Томас Мор: «Утопия» …………………………………………………....................стр.2
Заключение ………………………………………………………………………….стр.6
Список используемой литературы…………………………………………………стр.7

Вложенные файлы: 1 файл

Кудряшова А.Е. э-110. социальные утопии Возраждения.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

  1. Введение …………………………………………………………………………….стр.2
  2. Томас Мор: «Утопия» …………………………………………………....................стр.2
  3. Заключение ………………………………………………………………………….стр.6
  4. Список используемой литературы…………………………………………………стр.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Тема социальной утопии, мечты о лучшей жизни, на частную и справедливую власть, на равенство граждан и отсутствие классового расслоения еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей. О местах, которых в реальной жизни нет, и совсем не может быть, говорили еще в древнем Китае, эту тема развивал Платон. Но создание модели совершенного  государства, пусть даже без указания путей и способов образования этого места, бесспорно, является заслугой Томаса Мора, который написал «Утопию», сделавшую имя своего автора бессмертным и всюду известным.

     Как известно, само слово «утопия» переводится как место, которого нет и не может быть, но с другой стороны оно означает благословенную страну. Таким образом, утопия- изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин "Утопия" произошел от названия книги Т. Мора изданной в конце 1516-ого года в Лувене. Понятие "Утопия" стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, являющейся образцом общественного строя, а также в сочинениях и описаниях, содержащих неосуществимые планы социальных преобразований.

     В истории человечества утопия,  как одна из особенных форм общественного сознания, воплощала в себе такие черты и свойства, как представление социального идеала, критику существующих государственного и социального строев, желание бежать от мрачной и рутинной действительности. В античности и в эпоху Возрождения утопия  приобрела форму описания совершенных, идеальных государств, якобы где-то существующих либо существовавших некогда в прошлом.

 

Томас Мор: «Утопия».

 

     Томас Мор был канцлером у «непобедимейшего» и жестокого короля Англии Генриха VIII. Таким образом, о государственных делах он знал не понаслышке. Стоит отметить, что объем накопленных обществом к тому времени политологических знаний был мал, и поэтому вряд ли даже столь выдающийся и гениальный человек мог предложить работающую модель общественного строя. Т. Мор видел несправедливость, творившуюся кругом, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия».

     Полное название произведения Томаса Мора - «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». Само название романа «Утопия» наводит на мысль о том, что и автор не верил в возможность осуществления того, о чем он пишет.

     Попытки создания идеального общественного устройства были и до Т. Мора. В частности, в трактате «Политика» Платона, который сам Мор хорошо знал и из которого заимствовал многие идеи. Ведь достаточно внимательно прочитать "Государство" Платона и "Утопию" Т. Мора, чтобы убедиться, насколько велико было влияние первого на второго. Совпадают не только отдельные положения и принципы устройства идеального государства у великих мыслителей, но местами даже выражения.

     «Утопия» написана в популярном для того времени жанре “рассказа путешественника”. Будто некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так удивило, что он рассказывает о нём другим.

 

 

О городах Утопии.

   Т. Мор утверждает, что на Утопии все города очень походи друг на друга, и кто знает хотя бы один город, тот узнает все остальные. Города опоясаны высокой и широкой стеной с частыми башнями и бойницами. Также автор описывает здания городов, дома утопийцев. Согласно Мору, «к  задним  частям  домов  на  всем  протяжении  улицы прилегает широкий сад.  Двери двустворчатые, скоро открываются при легком нажиме и затем, затворяясь сами, впускают кого угодно». Ведь у утопийцев устранена  частная собственность. К тому же сами дома они каждые десять лет меняют по жребию.  «Каждый дом имеет три этажа. Стены построены снаружи из камня, песчаника или кирпича, а внутри полые места засыпаны  щебнем.  Крыши  выведены. Окна от ветров защищены  стеклом».

 

 

 О должностных лицах.

    Вспомним слова Иешуа Га-Ноцри из романа Михаила Афанасиевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…настанет день, когда ни власти кесарей, ни чьей-либо другой власти, ибо всякая власть является насилием над людьми…» Но как известно, государство не может существовать без власти. А раз в нем есть власть, не может быть абсолютного равенства. Человек, командующий другими, и распоряжающийся их судьбами, всегда находится выше по отношению к остальным. На Утопии существуют ежегодные выборы, и власть постоянно передается из руки в руки. А князь – единственное лицо, сохраняющее за собой власть на всю жизнь. Хотя его тоже могут сместить, если он захочет захватить власть и править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

   Сенат служит верховным органом в государстве. Он учитывает все, что производится в отдельных частях государства и при необходимости перераспределяет товары и продукты. Выборы в сенат происходят раз в год.

 

 

О взаимном общении.

   Стандартная численность жителей каждого города примерно определена заранее. И в утопии стараются поддерживать стабильность, т.е. если же переполнение города вообще перейдет надлежащие пределы, то утопийцы наверстывают безлюдье других своих городов. Ну, а если народная масса увеличится более надлежащего на  всем  острове,  то  они выбирают граждан из города и устраивают по своим законам колонию  на ближайшем материке. Они пытаются мирным путем заселить земли туземцев, но если те оказываются против, утопийцы вступают в войну. Они признают справедливой причиной для войны тот  случай,  когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой  не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим.

На острове все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом. И освободиться от этого можно лишь принося государству пользу в научной сфере. Также люди изучают дополнительные ремесла по собственному выбору, или необходимые  государству.

     Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а все произведенное сдаётся в общую копилку. Семья в утопии является общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Число взрослых членов каждой семьи должно быть в определенной рамке, а учет числа детей не ведется. 

    Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала запланирована и распорядок дня не может быть нарушен. Обедать, правда, разрешается как в  общественных местах, так и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат их земледелию и какому-либо ремеслу.

     Распространена в Утопии идея железного занавеса, ведь она живет в полной изоляции от окружающего мира. Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где кругом существует серость, однообразие и ординарность, отсутствует свобода.

     На Утопии не полностью удалось справиться с разделением труда и возникающим из него сословным делением общества. Существуют ремесленники, ученые, а также «симфогранты» которые следили за тем, чтобы люди работали ровно по 6 часов в день. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. Общество в «Утопии» выступает серой массой, лишенной индивидуальных различий.

   Общественные отношения утопийцев являются следствием патриархального типа их семей. "Во главе хозяйства… стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту - старшим", т.е. равенства на самом деле нет, ведь младшие не равны старшим, женщины - мужчинам.

  

О путешествиях утопийцев.

    Если кто-либо решит съездить в соседний город или куда-нибудь еще, ему придется спрашивать на это разрешения у своих сифогрантов и траниборов. И если это им будет дозволено, то придет письмо с указанием времени, в которое утопиец должен будет вернуться к себе в город, т.е условия "поездок утопийцев" особо тщательно расписаны. "Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета".

 

 

Утопия и экономика.

   Отсутствие частной собственности – особая черта утопийского государства. По словам самого Мора, "повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо". И вообще, "для общественного благополучия имеется единственный путь - объявить во всем равенство".

   Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии деньги. Свое презрительное отношение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки.

 

 

 О военном деле.

  Отношение утопийцев к войне негативное, однако, полностью данный принцип не соблюдается. Безусловно, что утопийцы воюют, когда защищают свое государство. Но они также воюют и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией". К тому же, "утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно".

    Рассмотрев все причины войны, можно решить, что утопийцы должны воевать все время, пока не наведут мир во всем мире. Ибо повод всегда найдется. Еще одной причиной ввязаться в войну является неблагоразумное использование другими государствами своей территории. Также Утопия осень часто нанимает за деньги иностранных воинов.

 Более того, Утопия, по  сути, должна быть вечным агрессором, ведь если рациональные, не идейные  государства ведут войну, когда  им это выгодно, то утопийцы – всегда, если на это есть причины. Ведь оставаться безучастными, например, когда «какой-то народ угнетается тиранией», они по идейным соображениям не могут.

 

О рабах.

    В первой части «Утопии» критикуется существующий государственный строй Англии. Р. Гитлодей презирает особую жестокость законов Англии о воровстве. По его словам, воров "повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице. Английское общество осуждается за сильное и резкое имущественное расслоение граждан: на одной стороне: "жалкая бедность", на другой "дерзкая роскошь".

   Взамен жесточайшему обращению с ворами, Гитлодей предлагает создание рабовладельческое общество. Таким образом, можно сказать, что рушится идеи о всеобщем равенстве в государстве. Хотя рабы на Утопии трудятся не на благо одного человека, а для всего общества.

   Чтобы сделаться рабом в утопии, необходимо совершить тяжкое преступление (в их числе измена или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелым трудом, однако они со временем могут быть помилованы в случае прилежного труда.

   Всеобщее равенство  есть среди рабов, ведь они «одинаково одеты, одинаково стрижены» и никто из рабов не имеет каких-либо прав и свобод. Они не являются  индивидами, а представляют собой массу типичностей.  У рабов совсем нет никакой возможности бежать, т.к. кто-нибудь обязательно донесет, или их выдаст внешний вид.. «У рабов же не только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями». Автор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Он считает, что рабство лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и не помешает государству бесплатная рабочая сила. Впрочем, будут ли преступники до конца жизни трудиться во благо общества, скорее они предпочтут работе смерть.

 

 

О религиях утопийцев.

   Государство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.

  Дело в том, что сам Мор был идейным католиком. Поэтому отказаться от религии на Утопии он не мог. Зато на Утопии существует свобода вероисповедания. Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом.

  Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином".

  

Информация о работе Томас Мор: «Утопия»