Традиции волшебной сказки в пьесах Е.Шварца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Поэтика волшебной сказки…………………………………………..…4
1.1 Определение волшебной сказки……………………………………….….......4
1.2 Сюжет и композиция волшебной сказки……………………………………6
1.3 Система персонажей волшебной сказки…….…………………………........19
Глава 2. Своеобразие использования традиций волшебной сказки в пьесах Е.Шварца
2.1 Сюжеты сказочных пьес Е.Шварца ………………………………………...21
2.2 Композиционное решение сказочных пьес Е.Шварца……………………24
2.3 Типология персонажей сказочных пьес Е.Шварца ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………...32
Список литературы …………………………………………………………….…34

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Поэтика волшебной сказки…………………………………………..…4
1.1 Определение волшебной сказки……………………………………….….......4
1.2 Сюжет и композиция волшебной сказки……………………………………6
1.3 Система персонажей волшебной сказки…….…………………………........19
Глава 2. Своеобразие использования традиций волшебной сказки в пьесах Е.Шварца
2.1 Сюжеты сказочных пьес Е.Шварца ………………………………………...21
2.2 Композиционное решение сказочных пьес Е.Шварца……………………24
2.3 Типология персонажей сказочных пьес Е.Шварца ………………………29
Заключение ………………………………………………………………………...32
Список литературы …………………………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (правильный вариант).docx

— 165.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

Кафедра русского языка как иностранного

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «История русской литературы»

на тему:

«Традиции волшебной сказки в пьесах Е. Шварца»

 

 

Выполнил: студент 3 курса гр.(921312) международного факультета направления «Русская филология»

                                                       профиля «Прикладная филология» 

                                                       Нгуен Тхань Тунг

 

 

Научный руководитель:

к.ф.н., доц. Абрамова В.И.

 

 

Тула 2014

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Поэтика волшебной сказки…………………………………………..…4

1.1 Определение волшебной сказки……………………………………….….......4

1.2 Сюжет и композиция волшебной сказки……………………………………6

1.3 Система персонажей  волшебной сказки…….…………………………........19

Глава 2. Своеобразие использования традиций волшебной сказки в пьесах Е.Шварца

2.1 Сюжеты сказочных  пьес Е.Шварца ………………………………………...21

2.2 Композиционное  решение сказочных пьес Е.Шварца……………………24

2.3 Типология персонажей  сказочных пьес Е.Шварца ………………………29

Заключение ………………………………………………………………………...32

Список литературы …………………………………………………………….…34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исследователь Хо Хе Ен пишет о том, что творчество Е. Шварца представляет для историков русской литературы XX века большой интерес. Особенно актуальным его изучение становится в последние годы, когда появилась возможность более полного, современного переосмысления идейного и философского содержания этих произведений. Исследования советских литературоведов чаще всего носили социологизированный характер, сводили всё многообразие идей, заключённых в пьесах Шварца, к узким политическим трактовкам.

Таким образом, литературоведов и критиков интересовали, в первую очередь, социальные мотивы творчества драматурга, отражение в его пьесах антитиранических настроений.

Актуальность и новизна нашей работы заключается в том, что мы хотим взглянуть на пьесы Е. Шварца с другой точки зрения, обнаружить их сходство и различие с традиционными русскими волшебными сказками.

Цель работы – охарактеризовать интерпретацию Е. Шварцем традиционных сказочных сюжетов, композиционных приемов и образов персонажей.

Задачи: 1) дать определение волшебной сказки;

2) охарактеризовать сюжеты, композицию и систему персонажей  традиционных волшебных сказок;

3) рассмотреть сюжеты, композицию  и систему персонажей сказочных  пьес Е. Шварца;

4) сравнить традиционные  волшебные сказки и пьесы Е. Шварца.

Объект исследования – пьесы Е. Шварца. Предмет исследования – традиции волшебной сказки в пьесах Е. Шварца.

Методы исследования – сравнительно-исторический, биографический.

 
 
Теоретическая база исследования – труды ученых В.Я. Проппа, А.И.Никифорова, Ю.М. Соколова и других.

Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы. Во Введении определяются актуальность и новизна, цели и задачи, предмет и объект исследования. Первая глава посвящена волшебной сказке и ее особенностям. Вторая глава посвящена пьесам Е. Шварца. В Заключении представлены выводы. Список литературы включает 19 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Поэтика волшебной сказки

1.1 Определение  волшебной сказки

 

 

Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры. Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так Э.В.Померанцева2  подразделяет их на сказки:

  1. о животных, 2) волшебные, 3) авантюрно-новеллистические, 4) бытовые.

В то время как российский и советский учёный, филолог-фольклорист В.Я.Пропп3   делит на сказки:

1) волшебные, 2) кумулятивные, 3) о животных, растениях, неживой  природе и предметах, 4) бытовые  или новеллистические, 5) небылицы, 6) докучные сказки.

Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки, по В.Я.Проппу относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется» (в этом отличие сказки от литературного повествования). 3

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. По В.Я. Проппу   происходит от обряда инициации. Волшебные сказки, как подчеркивал В.Я.Пропп, «выделяются не по признаку волшебности или чудесности… а по совершенно четкой композиции».

 В основе волшебной  сказки (мысль, к которой пришли  самые разные исследователи, независимо  друг от друга) лежит образ  инициации (инициации – разновидность  обряда перехода, посвящения юношей  в разряд взрослых мужчин) –  отсюда «иное царство», куда следует  попасть герою, чтобы приобрести  невесту или сказочные ценности, после чего он должен вернуться домой. Повествование «вынесено целиком за пределы реальной жизни».

 

 

Характерные особенности волшебной сказки рассмотрены в схеме 2.

 

                                                                                                              Схема 2


 


 


 



 


 

 

 

Волшебная сказка – это такая история, которая имеет непосредственное отношение к Волшебной Стране, сама будучи любого жанра – сатирической, приключенческой, морализаторской или фантастической.

Само же слово "волшебство" имеет почти точный синоним: "магия", однако это магия особого рода и направленности, полярно противоположная вульгарным приемам старательного, действующего согласно магической науке колдуна.

Существует непременное условие: если сказка сатирическая, смеяться нельзя лишь над одним – над самим волшебством.

Характерные признаки волшебной сказки рассмотрены в схеме 3.

                                                                                                              Схема 3


 


 


 



 

 


 

 

 


 

 

 

1.2 Сюжет и композиция  волшебной сказки

 

В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне четкую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым ее легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие.

Композиционно волшебная сказка состоит из экспозиции (причины, породившие проблему, ущерб, к примеру, нарушение какого-либо запрета), зачина (обнаружение ущерба, недостачи, потери), развития сюжета (поиск утерянного), кульминации (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы, обычно сопровождающееся повышением статуса героя (воцарением)). Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, антагонист, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке.

В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, при чем для того, чтобы преодолеть антогониста – причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно два поколения — старшее (царь с царицей и так далее) и младшее — Иван с братьями или сёстрами.

Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

 Композиция волшебной  сказки выделена в схеме 4.

                                                                                                         

                                                                                                                     Схема 4

Композиция волшебной сказки

 











 

В. Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане (синтагма — фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их.)5

Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями.

 

Функции распределяются среди семи персонажей






 

 

Основные функции действующих лиц

  • Запрет, нарушение запрета
  • Отъезд или уход из дома. Дорога.
  • Задача, стоящая перед героем.
  • Встреча с помощниками. Испытание героя. Волшебные дары.
  • Появление сверхсильного противника.
  • Борьба с ним (три раза). Победа.
  • Возвращение домой. Часто свадьба.
  • Ложный герой.
  • Вновь трудные испытания
  • Беда ликвидируется. Узнавание истинного героя.
  • Ложный герой наказывается.
  • Свадьба.

 

 

 

 

 

Сюжет волшебной сказки раскроем  в схеме 5.

 

Сюжет волшебной сказки

                                                                                                                   Схема 5


 



 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка является одним из важнейших жанров фольклора. В ней, как и в целом во всем фольклоре, отразились жизнь народа, его мировоззрение. Познавательное и воспитательное значение сказок бесспорно и огромно. Но сказки представляют большой интерес и в художественном отношении, и в частности — как проявление народного таланта в области сюжетосложения.

Информация о работе Традиции волшебной сказки в пьесах Е.Шварца