Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, реферат
Созданы и развиваются глобальные информационные системы, все более развивается международная интеграция. Страны стремятся к гармонизации экономической, правовой, социальной, культурной политики в целях упрощения и интенсификации межгосударственного взаимодействия и обмена, упорядочивания международных отношений, объединенного решения глобальных проблем и, не в последнюю очередь, для реализации своих экономических потенциалов в контексте устремлений стать единственными лидерами и архитекторами нового, глобального мира.
Понятие «Русская душа» отражает непознанность самосознания русских — созерцательного сочетания жертвенности и покорности Богу с волей и стремлением к правде.
Широк русский человек,
широк как русская земля,
как русские поля.
Н. А. Бердяев
В основу формирования национальных особенностей русской души, русского национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала:
1) природная,
языческая, дионисийская
2) аскетически
ориентированное православие.
Природное начало связано с необъятностью, недифференцированностью России. Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности. Оформление свой души и оформление своего творчества затруднено было для русского человека. Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил. Всегда было слабо у русских сознание личных прав и не развита была самодеятельность классов и групп. Русский человек, человек земли, чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их. Он слишком привык возлагать эту организацию на центральную власть, как бы трансцендентную для него. И в собственной душе чувствует он необъятность, с которой трудно ему справиться.
Сама
любовь русского человека к родной
земле принимала форму, препятствующую
развитию мужественного личного духа.
Во имя этой любви, во имя припадания к
лону матери отвергалось в России рыцарское
начало. Русский дух был окутан плотным
покровом национальной матери, он тонул
в теплой и влажной плоти. Русская душевность,
столь хорошо всем известная, связана
с этой теплотой и влажностью, в ней много
еще плоти и недостатка духа. Но плоть
и кровь не наследуют вечности, и вечной
может быть только Россия духа.
. Славянский хаос бушует в нем. Огромность
русских пространств не способствовала
выработке в русском человеке самодисциплины
и самодеятельности, - он расплывался в
пространстве. Русская лень, беспечность,
недостаток инициативы, слабо развитое
чувство ответственности с этим связаны.
Ширь русской земли и ширь русской души
давили русскую энергию, открывая возможность
движения в сторону экстенсивности. Эта
ширь не требовала интенсивной энергии
и интенсивной культуры. От русской души
необъятные русские пространства требовали
смирения и жертвы, но они же охраняли
русского человека и давали ему чувство
безопасности.
Русский народ, быть может, самый духовный народ в мире. Но духовность его плавает в какой-то стихийной душевности, даже в телесности. В этой безбрежной духовности мужественное начало не овладевает женственным началом, не оформляет его. А это значит, что дух не овладел душевным. На этой почве рождается недоверие, равнодушие и враждебное отношение к мысли, к идеям.
Противоречивость русской души определялась
сложностью русской исторической судьбы,
столкновением и противоборством в ней
восточного и западного элемента. Душа
русского народа была формирована православной
церковью, она получила чисто религиозную
формацию. И эта религиозная формация
сохранилась и до нашего времени, до русских
нигилистов и коммунистов. Но в душе русского
народа остался сильный природный элемент,
связанный с необъятностью русской земли,
с безграничностью русской равнины. . У
русских "природа", стихийная сила
сильнее, чем у западных людей, особенно
людей самой оформленной латинской культуры.
Элемент природно-языческий вошел и в
русское христианство. В типе русского
человека всегда сталкиваются два элемента
- первобытное, природное язычество, стихийность
бесконечной русской земли и православный,
из Византии полученный, аскетизм, устремленность
к потустороннему миру.
Я горячо люблю Россию, хотя и странной любовью,
и верую в великую, универсальную миссию
русского народа. Я не националист,
но русский патриот.
Н.
А. Бердяев