Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:32, реферат
Созданы и развиваются глобальные информационные системы, все более развивается международная интеграция. Страны стремятся к гармонизации экономической, правовой, социальной, культурной политики в целях упрощения и интенсификации межгосударственного взаимодействия и обмена, упорядочивания международных отношений, объединенного решения глобальных проблем и, не в последнюю очередь, для реализации своих экономических потенциалов в контексте устремлений стать единственными лидерами и архитекторами нового, глобального мира.
Реферат
на тему:
«Феномен
глобализации в современном
мире»
Выполнил
Студент гр. ПН-21
Железнякова Д.Г.
Гомель, 2011
Введение
Во второй половине XX века планету захлестнули сложные и противоречивые процессы глобализации. Активно трансформируя мир, они затронули практически все сферы жизни общества и государств, привнеся невиданные по масштабам перемены.
Созданы и развиваются глобальные информационные системы, все более развивается международная интеграция. Страны стремятся к гармонизации экономической, правовой, социальной, культурной политики в целях упрощения и интенсификации межгосударственного взаимодействия и обмена, упорядочивания международных отношений, объединенного решения глобальных проблем и, не в последнюю очередь, для реализации своих экономических потенциалов в контексте устремлений стать единственными лидерами и архитекторами нового, глобального мира.
Пожалуй, в настоящее время ни один процесс, ни одно явление не являются столь противоречивыми и неоднозначными, не вызывают столько различных дискуссий, как глобализация. Особое значение в условиях глобализирующегося мира приобретает право. В условиях развития глобализационных процессов на право возлагаются важнейшие задачи. С одной стороны, по легально-формальному закреплению соответствующих глобализационных тенденций, обеспечению вхождения современных государств в мировое сообщество. С другой - задачи по управлению глобализационными процессами применительно к конкретному государству, по их сдерживанию и направлению в определенное русло, дабы не допустить негативных последствий, связанных с нестыковкой национальных культур и возможностей с воспринимаемыми мировыми веяниями, а также с опасностью попасть в сильнейшую зависимость от наиболее развитых стран, заняв место своеобразного придатка в мировом сообществе.
Эпоха империализма неотделима от колониализма и неоколониализма - форм эксплуатации экономически отсталых стран и территорий. Неравноправный дискриминационный характер отношений империалистических стран к развивающимся странам приводит к созданию военно-политических блоков, локальным войнам и агрессиям.
К глобалистам обычно относят сторонников нынешнего мирового порядка, закрепляющего сложившийся характер доступа, распределения и обмена материальных и духовных ресурсов между различными странами и народами на планете. С антиглобалистами самоидентифицируется, в первую очередь, широкое, растущее в последнее время в мире общественно-политическое движение, которое выступает против глобализации в первую очередь как процесса экономической, политической, социальной, экологической, духовной эксплуатации и деградации жизни на планете. По мнению антиглобалистов, само понятие "глобализация" было преднамеренно "вброшено" в массовое сознание для того, чтобы скрыть своим семантическим значением характер дискриминационной политики, которую проводят промышленно развитые страны по отношению к другому миру.
Между тем, процесс расширения и интенсификации социальных связей между различными общностями, группами, классами, слоями, институтами, объединениями людей отнюдь не является феноменом нашего времени. Он идет на нашей планете с момента возникновения и развития человека как продукта общественных отношений. По сути дела, отсчет этого процесса пошел со времен родоплеменной истории человечества, образования первых общностей и примитивных обществ. На разных этапах развития независимых и связанных цивилизаций отношения между ними принимали характерные формы, содержание которых детерминировалось развитием материально-производственной, торгово-рыночной, духовной, политической, военной и другими формами жизнедеятельности человека. Человечество пережило периоды возникновения и расцвета древних государств и империй на Западе и на Востоке, распространения мировых религий, крестовых походов и религиозных войн, великих географических открытий, колониализма, империализма, мировых войн, создания атомного оружия, международных организаций и транснациональных корпораций. Каждое из этих событий в истории человечества было шагом на пути к формированию мировой цивилизации, планетарного социума.
Сложная диалектика социального развития в пространственном и временном измерениях отражается философскими категориями общего, особенного и единичного. Результаты многочисленных научных исследований в различных областях знаний убедительно показывают, что человечество едино в биологической форме своего происхождения и многообразно в проявлении культурных, духовных, социальных форм развития и взаимодействия. Сошлюсь на мнение только одного авторитетного ученого - английского мыслителя Арнольда Тойнби, признанного одним из "столпов" философии истории, который, "подходя к Истории как исследованию человеческих отношений", писал, что подлинным ее предметом является "жизнь общества, взятая как во внутренних, так и во внешних ее аспектах. Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект - это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве".
На рубеже XX и XXI веков процессы формирования взаимозависимого в своих частях общего социума как устойчивой социальной общности, характеризуемой единством условий жизнедеятельности людей, резко ускорились и стали принимать планетарные масштабы. В научной и общественно-политической литературе этот процесс получил название глобализации. Онтологические корни объективных процессов глобализации уходят в фундаментальные изменения материальных основ жизни общества, которые произошли на планете ко второй половине XX века. Научно технический прогресс с одной стороны резко усилил производственный, технологический, военно-технический потенциал человечества, а с другой - заставил заговорить о глобальных проблемах и угрозах. Тревога научного сообщества по поводу появившейся впервые в истории реальной возможности самоуничтожения человечества нашла выражение в известном манифесте А.Энштейна, Б.Рассела и девяти других видных ученых, который был опубликован в 1955 году.
Ставшая реальной возможностью угроза самоуничтожения человечества, проявление сначала "ядерного", а затем энергетического и экологического тупиков катализировали усилия ученых сразу по нескольким направлениям исследования глобальной проблематики. Опираясь на идеи системной динамики и первые глобальные модели "Мир-1" и "Мир-2" Дж. Форрестера, Д. Медоуз в 1972 году в модели "Мир-3" проанализировал взаимосвязь пяти переменных: капитальных вложений, населения, продовольствия, природных ресурсов, загрязнения окружающей среды. Моделирование с помощью математических методов показало, что при сохранении выявленных тенденций взаимодействия и роста факторов развития мировую цивилизацию ждет глобальная ресурсная катастрофа в первой половине XXI века, избежать которой можно только при переходе к режиму "нулевого роста".
Методы
системной динамики Дж. Форрестера,
математические теории иерархических
многоуровневых систем, кибернетические
модели и концепция органического
роста М. Месаровича и Э.Пестеля, методы
и теории упрощения, равновесия, гомеостаза
и конвергенции, использованные в докладе
Д. Медоуза, принципы планетарной взаимозависимости,
гуманистического социального порядка
и планирования, представленные в докладах
Римскому клубу, подготовили почву, подвели
ученых и политиков не только к безусловному
признанию необходимости рассмотрения
социального аспекта мирового развития,
но и поставили вопрос о системном изучении
процессов формирования глобального общества.
Эта работа позволила накопить информационную
базу и научно обосновать утверждение
о режиме воспроизводства социальных
неравенств (диспаритетов) как фундаментальной
причине деградации природной среды, снижения
уровня и качества жизни большинства населения
планеты и, как следствие, политической
радикализации и глобальной неустойчивости.
В условиях дешевого доступа к средствам
и оружию массового поражения эта перспектива
стала приобретать фатальные для целых
стран и народов очертания. Такая критическая
ситуация, в основе которой лежит кризисный
характер отношений между промышленно
развитыми странами и остальным миром,
позволила яснее увидеть и начать изучение
глобальных проблем бедности, дефицита
энергии, пресной воды, опустынивания
и уничтожения лесов, утраты биологического
разнообразия, защиты окружающей среды,
инициировала создание органов и институтов
изучения процессов глобализации и управления
глобальными социальными процессами.
Однако в первую очередь встал вопрос
о сущности процесса глобализации как
такового.
Феномен глобализации в современном мире
Глобализация становится главной приметой нашего времени. Человечество неудержимо движется к мировому всеединству на научной и технико-технологической основе XXI века.
Современная глобализация, если ее понимать как процесс интеграции человечества в сложную взаимосвязанную, единую планетарную систему, подготовлена всем ходом развития истории. Она, как качественно новый этап интернационализации, вызвана к жизни современным уровнем материального и духовного производства, развитием производительных сил. Лидером глобализации выступают страны западной цивилизации, которые добились наибольших успехов в развитии и использовании достижений информационной революции. Вместе с тем, во взаимосвязанном мире глобализация втягивает в свою орбиту народы разных культур и уровней развития.
Глобализация
проявляется в наше время во всех
областях общественной жизни. Главным
образом, она утверждается в экономике.
Без преувеличения можно
Глобализм
характеризует не только экономику
и экономические отношения, но и
стал определяющим фактором политической
жизни стран и народов. Формируется
глобальная международно-политическая
система. Происходит изменение социальной
роли и суверенитета национальных государств.
Важными субъектами мирового политического
процесса, наряду с государствами, становятся
межправительственные и неправительственные
международные организации, транснациональные
корпорации, международная политическая
элита, мафия, диаспора, центры мировой
информации.
Областью, где глобализация проявляется
наиболее масштабно, является культура.
Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Глобализация развивается в условиях новой информационной реальности. Информационное поле стало общепланетарным по масштабу и пересыщенным - по объему информации, знаний. Современное производство информации превосходит ее восприятие человеческим разумом, а ее скорость распространения в мире многократно превышает скорости общественного развития.
Как
главный вызов нашего времени, глобализация
вселяет народам чувство
Современный
этап глобализации проводится на основе
ценностей западного
Неолиберальная
модель глобализма породила целый ряд
острых противоречий, в том числе
и межкультурного, межцивилизационного
уровня. В странах
второго и третьего мира складывается
широкое неприятие такого вектора глобализма,
что проявляется в массовых протестных
действиях различных общественных сил.
Всемирный характер приобретает антиглобалистское движение, которое не только решительно осуждает глобализацию "по-американски", но и выдвигает требования альтернативной человечной глобализации - глобализации в интересах всех и каждого.
Скептики, к которым относится большое число исследователей, политиков, общественных деятелей, выступают с прямой или косвенной критикой теории и практики глобализации. Они видят в глобализации распространение западного модернизма, а мировую интернационализацию рассматривают как побочный продукт распространяющегося американского миропорядка, понимая под глобализацией унификацию жизни на основе единых либеральных ценностей путем навязывания ценностей развитых индустриальных стран другим обществам. Глобализация рассматривается ими как вестернизация. Обозначая глобализацию как вестернизацию, исследователи непосредственно выходят в сферу взаимоотношений между цивилизациями.
Ярким идеологом антиглобализма является А. С. Панарин. Глобализацию он определяет как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров (некогда изолирующих народы друг от друга и в то же время предохраняющих их от неупорядоченных внешних воздействий) и становления новой, «беспротекционистской» системы международного взаимодействия и взаимозависимости. К числу бесспорных фактов в определении современного мира как глобального А. С. Панарин относит факт растущей взаимозависимости стран и народов, переплетение их историй, возрастание влияния внешних факторов на внутреннее национальное развитие, постепенное формирование в каких-то измерениях единого экономического, информационного, научно-технического и иных пространств. Он считает – мир глобален в смысле «объективной взаимозависимости народов; он несравненно менее глобален в смысле субъективной политической готовности действовать сообща, на основе добросовестной партнерской кооперации, решать глобальные мировые или региональные проблемы. Мир глобален в смысле наращивания каких-то единых, сквозных транснациональных измерений и пространств; он несравненно менее глобален, если принять во внимание тот факт, что преимуществами такой глобальности пользуются одни (наиболее развитые страны-гегемоны), а издержки несут другие, представляющие так называемое догоняющее, или зависимое, развитие. Политику следует признать одним из интегрирующих факторов, связующим судьбы народов и готовящим единую историческую перспективу человечества (хотя, скорее всего, совсем не ту, о которой нам уже успели поведать «великие учения»). Если политика есть производство власти, то глобальная политика есть драма, связанная с производством, распределением и перераспределением власти в мировом масштабе. Если политика есть драма производства власти, то, следовательно, только в глобальном мире речь идет уже не об ограниченной теми или иными национальными рамками, а поистине безраздельной, тотальной власти».