Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:30, контрольная работа
Научный интерес античной, особенно же греческой философии не ограничивается тем, что она служит особым предметом исторического исследования; но он поддерживается в равной степени также и тем продолжающимся значением, которое принадлежит содержанию мыслей античной философии, в силу ее положения в развитии духовной жизни Запада.
Введение. стр 2
Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии. стр 3 Философия и учение Аристотеля. стр 5
1) Исходный пункт философии Аристотеля; стр 5
а) наука логика; стр 5
б) силлогистика Аристотеля; стр 7
в) система понятий у Аристотеля. стр 7
2) Аристотелевская метафизика. стр 7
3) Природа для Аристотеля; стр 8
а) астрономические представления Аристотеля; стр 9
б) психология Аристотеля; стр 9
б.1) животная душа; стр 9
б.2) учение об уме. стр 10
4) Практическая философия Аристотеля; стр 10
а) государство и государственное устройство; стр 11
б) поэтическая философия. стр 11
Заключение. стр 13
ЛИТЕРАТУРА стр 14
Контрольная работа.
Тема. Философия Аристотеля.
План.
Введение. стр 2
Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии. стр 3 Философия и учение Аристотеля. стр 5
1) Исходный пункт философии Аристотеля; стр 5
а) наука логика; стр 5
б) силлогистика Аристотеля; стр 7
в) система понятий у
2) Аристотелевская метафизика. стр 7
3) Природа для Аристотеля; стр 8
а) астрономические представления Аристотеля; стр 9
б) психология Аристотеля; стр 9
б.1) животная душа; стр 9
б.2) учение об уме. стр 10
4) Практическая философия Аристотеля; стр 10
а) государство и государственное устройство; стр 11
б) поэтическая философия. стр 11
Заключение. стр 13
ЛИТЕРАТУРА стр 14
« Все науки
более необходимы,
нежели философия,
но лучше ее нет
ни одной».
(Аристотель)
Введение.
Научный интерес античной,
особенно же греческой
Центр тяжести при
этом падает на факт
Греческая философия
вырастает на почве замкнутой
в себе национальной культуры,
она есть чистый продукт
В то время жили
и трудились многие философы:
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен,
Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии.
Почти сорокалетняя
преподавательская
Родился Аристотель
в июле-сентябре 384г. до нашей
эры. Его родина – греческий
город-полис Стагир во Фракии
близ Афонской горы. Аристотель
происходил из старинной
Мы не знаем наверно,
где вырос Аристотель – в
Стагире или в Пелле –
С началом регулярной
деятельности Ликея Аристотель
совершенно прекращает писать
произведения в литературной
форме и все свое учение
излагает в лекциях. Настолько
все воздействие Аристотеля
Он написал 28 книг объемом в 445270 строк: «О философии» (этот диалог до нас не дошел); «Протрептик» (какова была литературная форма этого произведения, неизвестно. Написано оно для некоего Фемистона, правителя Кипра, о котором мы ничего не знаем. Это – увещание Фемистону, очевидно, какому-то просвещенному тирану, с указанием для него наилучшего образа жизни); «Методика» (это сочинение в 8 книгах до нас не дошло); «Метафизика»; «О душе»; «Категории»; «Физика»; «Риторика»; «Политика»; «Поэтика»; «О небе»; «Метеорологика»; «О возникновение животных»; «О частях животных»; «Вторая Аналитика»; «Большая этика»; «Этика Эвдемова»; «О софистических опровержениях»; «О любви»; «Топика»; «О сне и бодрствовании»; «История животных»; «Первая Аналитика»; «О жизни и смерти»; «Этика Никомахова»; «Об истолковании»; «О возникновении и разрушении». Аристотель первым ввел в философию слово КАТЕГОРИЯ в качестве термина. Первоначальное значение этого греческого слова – обвинение. Он также первым употребил термин АКЦИДЕНЦИЯ, означающий - случайное, несущественное, преходящее. С Аристотеля берет начало самая нужная в мыслительной деятельности человека наука – формальная логика. Вряд ли есть в интеллектуальной истории человечества что-либо более известное, чем знаменитый силлогизм: «Все люди смертны
Каждый человек
Каждый смертен».
Он первым ввел в научно-исследовательский обиход понятие tabula rasa (чистая доска), сравнив первозданный, не замутненный впечатлениями ум с «дощечкой для письма»: пока на ней ничего не написано, ум ничего не мыслит.
В течение двенадцати
лет, неустанно работая,
Философия и учение Аристотеля.
1) Исходный пункт философии
Аристотеля.
Важнейшим пунктом аристотелевской философии является его стремление преобразовать сократо-платоновскую философию познания в теорию, объясняющую мир явлений. Он был убежден, что задача науки может быть разрешена только посредством намеченного Сократом пути – посредством познания, состоящего из понятий; это убеждение составляло исходный пункт его философии, в силу которого он и в позднейшее время еще причислял себя к платоновской школе. Преимущество же его перед Платоном состоит в том, что он понял недостаточность учения об идеях для объяснения эмпирической действительности. Хотя под конец Платон и не без торжественности провозгласил идеи, представлявшиеся ему первоначально только, как неизменное бытие, причиною чувственного мира, но ему все-таки не удалось (на что и указывает Аристотель) согласовать эту мысль с прежде установленным понятием о мире идей. Ближайшую причину этой неудачи Аристотель совершенно справедливо видит в том, что Платон с самого начала приписал идеям самостоятельное существование, отдельное от чувственного мира. Эта трансенденция идей, которая в сущности ничто иное, как повторение эмпирического мира, должна быть отброшена; идеи не должны приниматься, как нечто отличное от вещей, доступных восприятию, как нечто существующее отдельно от этих вещей. Напротив того, их следует считать такой сущностью, которая находится в самих вещах их определяющим содержанием. Слабость Платона, как и его величие, заключается именно в его теории двух миров; основная же мысль Аристотеля та, что сверхчувствительный мир идей и мир – тождественны.
Полемика Аристотеля против учения об идеях заслонила для прежних исследователей его зависимость от Платона, имевшую решающее влияние на его деятельность. Сам Аристотель только случайно упоминает об этой зависимости, само собой понятной для его школы и для него самого. Но его полемика направлена исключительно на обособленность, гипостазирование идей в другой высший мир и на вытекающие отсюда затруднения; он указывает на то, что идеи не объясняют нам ни движения, ни познания, и что их отношение к чувственному миру не могло найти себе сколько-нибудь удовлетворительного и свободного от противоречий определения. В остальном же стагирийский философ вполне разделяет основные воззрения аттического: он определяет задачу философии в познании бытия, утверждает невозможность получить это познание посредством восприятия, и именно вследствие того, что все чувственные вещи изменчивы и преходящи. Поэтому и он обозначает общее или понятия, как содержание истинного познания и вместе с тем истинной действительности. Но с этим онтологическим интересом Аристотель связывает также и генетический: он требует от науки объяснений происхождения явлений из бытия. Поэтому он желает, чтобы идеи, будучи истинной сущностью чувственных вещей, в то же время и объясняли их. И если он не вполне разрешил эту задачу, то причину следует искать в его постоянной зависимости от основных определений платоновской философии.
а) наука логика.
Таким образом, основная
задача аристотелевской
Хотя Аристотель точнейшим
образом разграничил отдельные
дисциплины науки и точно
Принципом аристотелевской логики является та мысль, что подобно тому, как в природе вещей (natura rerum) общее, то есть выражающаяся в понятии веще ее сущность, является причиной и основанием для определения частного, точно так же и ближайшая задача объясняющей науки состоит в том, чтобы выводить частное из общего и, таким образом, понять необходимость эмпирически действительного мира. Научное же объяснение состоит в том, чтобы то, что известно нам через восприятие, было понятно из его причин, и чтобы процесс познания воспроизводил в отношениях основания к следствию реальное отношение между общей причиной и ее частным действием.
Но всякое познание состоит только в соединении понятий, а следовательно в предложении или в суждении; причем такое соединение выражает (будучи утвердительным суждением) реальную связь, или же (будучи отрицательным суждением) реальную отделимость мысленного содержания понятий – подлежащего и сказуемого. Ввиду всего этого ближайшая задача всякого научного познания состоит в выводе частных суждений из общих. Отсюда центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, которое он сам назвал Аналитикой.
Только по недоразумению
и вследствие злоупотреблений
при школьном изложении в
Внешнее различие между
Платоном и Аристотелем можно
определить таким образом, что
первый исходил из понятия,
второй из суждения. Истинное
и ложное Аристотель ищет