Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении десяти лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины.

Содержание

1. Выпишите из словаря и уясните понятия темы
2. «Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии» (сочинение)
3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке
4. Логические задачи, упражнения, комментарии
5. Тестовая проверка знаний

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. № 1.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1. Выпишите из словаря и уясните  понятия темы

2. «Философия Аристотеля – вершина  древнегреческой философии» (сочинение)

3. Прокомментировать следующие  высказывания Аристотеля об обществе  и человеке

4. Логические задачи, упражнения, комментарии

5. Тестовая проверка знаний

 

 

1. Выпишите из словаря и уясните  понятия темы

 

Архе –единая основа мироздания и проблемы интегрального единства множественных миров.

Атом – мельчайшая частица химического  элемента, состоящая из ядра и электронов. Неделимое; вещество в крайних пределах делимости своей, незримая пылинка, из каких будто бы составлены все тела, всякое вещество, как бы из песчинок.

Атараксия –  безусловное спокойствие духа, которое  выставлено было скептиками, как единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный философ.

Бытие – жизнь, существование; материальные условия  жизни общества. Философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Не сводимое лишь к материально-предметному  миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.

Гедонизм –  удовольствие, этическое учение признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия.

Диалектика –  философское учение о всеобщих законах  движения и развития природы, общества и мышления и основанный на нем  научный метод познания.

Диалог – разговор, чаще всего между двумя собеседниками.

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

Душа – внутренний, психический мир человека, его  сознание. Верование или убеждение, что наша мысль, чувство, воля, жизнь  обусловливается чем-то отличным от нашего тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание, свойственно, по-видимому, всему человечеству, и может быть констатировано на самых низких ступенях культуры, у самых первобытных племен.

Знание – совокупность закрепленных в сознании и мышлении фактов действительности, относящихся к той или иной ее области. Закрепленность в чьем-нибудь сознании и мышлении тех или иных фактов действительности.

Идеализм –  противоположное материализму философское  направление, считающие основой всего существующего сознание, дух, идею.

Идея – понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека и выражающее его отношение к окружающему  миру.

Кинизм – направление  сократической философии.

Космос – вселенная, мировое пространство. Первоначально синоним “порядка, гармонии, красоты”, со временем стало обозначать “мир или вселенную”.

Логос – одно из основных понятий древней греческой  философии; одновременно “слово” (“предложение”, “высказывание”, “речь”) и “смысл” (“понятие”, “суждение”, “основание”). Введено Гераклитом, толковавшим логос как ритм и соразмерность бытия.

Майевтика –метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому.

Материализм –  научное философское направление, утверждающее, в противоположность  идеализму, первичность материи  и вторичность сознания.

Понятие – логически оформленная  общая мысль о предмете, явлении. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Разум – способность  мыслить, ум, рассудок. Высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм).

Скептицизм –  критически-недоверчивое отношение, крайнее  сомнение в чем-нибудь. философская  позиция, характеризующаяся сомнением  в существовании какого–либо  надежного критерия истины. Крайняя форма скептицизма – агностицизм. Направление древнегреческой философии: ранний скептицизм (Пиррон), скептицизм Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад), поздний скептицизм (Энесидем, Секст–Эмпирик и др.).

Стоицизм – портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма)], направление античной философии.

Фатализм –  вера в неотвратимость судьбы, рока.

Эйдос – термин древнегреческой философии и  литературы, первоначально (как и  “идея”) означал “видимое”, “то, что видно”, “наружность” (Гомер), затем — конкретную, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель); в феноменологии Э. Гуссерля — сущность в отличие от факта.

Эпикуреизм – учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах — “Сад” Эпикура; крупнейший представитель эпикуреизма в Риме — Лукреций. Идеи эпикуреизма вновь привлекли внимание в эпоху Возрождения, затем в материалистических и просветительных течениях 17 — 18 вв. (П. Гассенди).

Этический рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения  людей.

 

2. «Философия  Аристотеля – вершина древнегреческой  философии» (сочинение)

 

Философское творчество Аристотеля, его произведения.

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении десяти лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они несут отпечаток разновременности. Однако, несомненно, что его более ранние произведения проникнуты платонизмом. Диалог «Эвдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей...». Другое крупное сочинение, дошедщее до нас в значительном числе фрагментов - «Протрептик» ( «Увещание» - в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни ). Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей. Лишь в сочинении «О философии», относимом некоторыми исследователями ко второму периода творчества Аристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя идеи к математическим числам. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов через вдохновения нисходящие на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В своем произведении «Государство» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собой лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, то есть в мире идей. Узники ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это - произведение богов». Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения. Зрелые произведения Аристотеля делятся традиционно на восемь групп: 1. Логические труды: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях». 2. Философия природы: “Физика” в 8-ми книгах, “О небе” в 4-х книгах, “О возникновении и уничтожении” в 2-х книгах,” “О небесных явлениях” в 4-х книгах. 3.Психология: “О душе” в 3-х книгах, а также “Малые труды по естествознанию”, включающие трактаты: “О восприятии и воспринимаемом”, “О памяти и воспоминании”, “О сне”, “О бессоннице”, “О вдохновении во сне”, “О длительности и краткости жизни”, “О жизни и смерти”, “О дыхании”. 4. Биологические труды: “О частях животных”, “О движении животных”, “О передвижении животных”, “О происхождении животных”. Также есть ряд трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них - “Проблемы”, где рассматриваются вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики, музыки. 5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название “Метафизика”. 6. Этика: “Никомахова этика” в 10-ти книгах, “Большая этика” в 2-х книгах, “Евдемова этика”, из которой печатаются отдельные книги. 7. Политика и экономика: “Политика” в 8-ми книгах, “ Экономика” в 3-х книгах. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов-государств. В 1890г. был найден папирус с текстом “Афинской политики” Аристотеля. Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они продолжали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Родосским. Уже перечень произведений Аристотеля показывает энциклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.

Этические сочинения  Аристотеля. С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: “Никомахова этика”, “Евдемова этика” и “Большая этика”. Вопрос о принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признается лишь “Никомахова этика”. Относительно “Евдемовой этики” мнения расходятся: одни исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором “Большой этики” является один из учеников Аристотеля , имя которого осталось неизвестным. Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом. В это время он подвергает критике теорию идей Платона и развивает учение о форме и материи, изложенное в ранних частях “Метафизики” , а также формирует идею о единстве души и тела. Он выдвигает теорию, согласно которой взаимоотношения души и тела аналогично отношению формы и материи, когда придает смысл и цель жизни.

Философия Аристотеля явилась вершиной развития древнегреческой  философской мысли. И хотя античная философия продолжала развиваться  и после него, Аристотель сыграл в ее истории особо выдающуюся роль. На протяжении более чем полутора тысячи лет после смерти имя Аристотеля оставалось самым высоким авторитетом. Вплоть до Нового времени на его труды ссылались как на непререкаемый источник истины.

Критика Аристотелем  платоновского учения об идеях и  формулирование своей концепции Бытия.

Отделив идеальное  от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идей и “блага самого по себе”, которое  рождает другие блага - почет, богатство. Платон считал тело темницей души, а  чувственные влечения - цепями, сковывающими душу. Они отклоняют человека от его истинного назначения и увлекают ко всему низменному и порочному. Избавившись от вожделений и страстей, с помощью разума человек освобождается от этого мира и устремляется к высшей действительности. Значит, свобода человека, по Платону, сводится к господству разума над чувственными влечениями, к свободе от материальной действительности. По убеждению Платона, одно из главных препятствий для реализации “идеального государства” состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественным. Так как личные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду между ними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднение частной собственности и т.п. Аристотель считал, что меры, предлагаемые Платоном, могут привести к противоположным результатам. Так, Аристотель утверждает, что общность жен и имущества сделает невозможность и благородная щедрость. “Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся в той мере, в какой это касается каждого”. Аристотель приходит к выводу о необходимости сохранения формы собственности. «Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею - общим. Подготовить же к этому граждан - дело законодателя».

Можно сказать, что  в этике Аристотель, более чем в других частях своего философского учения (например, в “метафизике”), расходится с Платоном. Именно в “Никомаховой этике” содержится известное высказывание, которому по традиции придан характер поговорки: “Платон мне - друг, но истина дороже”.

Аристотель же считал чувственные влечения и страсти  свойствами неразумной части души человека. Для господства разума над чувственностью необходимо не отречение, не средство избавления от мира, а условие для  правильного выбора человеком своего назначения, целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствование человека должно происходить через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.

Аристотель критикует  Платона за недооценку воли человека. Познание того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается желанием поступать хорошо. Требуется еще моральная устойчивость, нравственна принципиальность, волевая убежденность. “Надо, чтобы заранее был в наличии нрав, как бы подходящий для добродетели, любящий прекрасное и отвергающий постыдное”. Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности идеи блага, ее не применить на практике. “,,, В тоже время невозможно представить себе, какая польза будет ткачу или плотнику для их искусства, если они знают это самое благо, или каким образом благодаря этой идеи врач станет в каком-то смысле лучшим врачом, а военачальник - лучшим военачальником. То есть платоновская идея блага нереальна и недоступна человеку.

У Аристотеля же не существует и не может существовать помимо материального, то есть блага как такового не существует, а оно определяется разными категориями: качеством, количеством, соотношением. Аристотель отмечает, что нет науки о благе как таковом, но имеются различные науки, изучающие блага в той или иной сфере жизни, если речь идет о войне, то благо определяется стратегией, если о болезни - врачеванием. Аристотель, как и Платон усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека, но далее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем. В расхождениях между Платоном и Аристотелем отразилось одно из основных противоречий, лежащее в основе европейской культуры, - противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущным.

Категории как  способ объяснения сущности Бытия. Материя  и форма. Движение. Классификация форм движения.

Что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории. Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Те, кто пытался  объяснить мир из воды, огня, земли  и воздуха, то есть природных стихий и атомов, указывают только один из возможных видов причин, а именно - материальную причину. Но на самом деле, считает Аристотель, для объяснения вещи этого совершенно недостаточно. Например, если рассмотреть такую вещь, как глиняный горшок. Его материальной причиной является глина, из которой он слеплен. Но, чтобы горшок появился на свет, гончар должен был слепить и обжечь его, то есть преобразовать глину, придав ей некоторую форму. Таким образом, гончар выступает в качестве производящей, движущей причины, которая воздействует на материальную причину. Но одних физических усилий горшечника недостаточно. Приступая к созданию горшка, гончар имел в виду некий исходный проект (замысел) вещи. То есть в его сознании была некоторая форма, которую он стремился придать явлению. При другом замысле получилась бы совсем иная вещь. Это и есть формальная причина. Наконец, создавая горшок, гончар преследовал определенную цель - сделать горшки, которые можно было бы продать на рынке.

То есть вещь становится формой для более низких материй и, соответственно, сама является материей для более высоких форм. Поскольку это относится к любой вещи, весь мир предстает упорядоченным в виде некой лестницы материй или, одновременно, лестницы форм.

Информация о работе Философия Аристотеля – вершина древнегреческой философии